Разработка мероприятия для первоклассников Теперь читать умею я…


МОУ «Гавриловская средняя школа»
Разработка мероприятия для 1 класса
«Теперь читать умею я…»
Разработку подотовила:
учитель начальных классов
Гореловская Валентина Никановна
2016г
Цели: 1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных на уроках обучения грамоте. 2. Формировать
Коммуникативные, познавательные, личностные универсальные учебные действия. 3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
Ход мероприятия
УЧИТЕЛЬ. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря. Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.
За окном снежинки вьются
Мы умнеем с каждым днем.
Нынче праздник в 1 классе –
День прощанья с БУКВАРЁМ,
Сняли с БУКВАРЯ обложку, и закладок нет...Все взволнованы немножко...В чем секрет?Дочитали эту книгу школьники вчера,А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.Сегодня, друзья, мы сюда собрались, Чтоб доброе слово сказатьТому, кто был другом,Кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться.Вначале он буквы свои показал, Теперь мы читаем страницы!
День прощанья с Букварем.
Я с этой книжкой в первый разПришел в свой первый светлый класс.Я эту книжку полюбил, Я в ней все буквы изучил, И как мне радостно сказать: "Умею я теперь читать!"Мы доброе слово сказать букварюСегодня должны все, ребята!Давайте-ка песню подарим емуСпоём её вместе с друзьями.
Песня «Дружба с Букварём»(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Дети читают стихи про первые буквы.
…Вот на столе лежит большой арбуз. Как сладок и приятен он на вкус! А рядом с ним три чёрточки видны. Зачем здесь нарисованы они? Открыли эту книгу мы едва, И сразу же узнали букву А. (показывает листок с буквой А)
…Но для того, чтоб книгу прочитать, Одной лишь буквы мало знать. Составлен алфавит из многих букв. Они – основа всех наук. И вот вперёд мы двигались упрямо И вскоре прочитали слово «мама». (показывает листок со словом «мама»)
…Чем больше знали букв, тем больше новых слов Прочесть любой из нас был по слогам готов. И вот все буквы нам известны стали. Мы выучили целый алфавит! И уйму слов уже мы прочитали. А сколько прочитать ещё нам предстоит! Наверное, вовек не сосчитать Всех слов, что нам придётся прочитать.
Но это нас нисколько не пугает, Ведь каждый ученик прекрасно знает: Учёба – очень интересный труд. Нам силу, радость знания несут. 
Без книг, без знаний не видать нам счастья, а от невежества приходят все напасти. Кто в детстве книг хороших не читает, Тот многих радостей себя лишает. (показывает на Букварь) Букварь нам в руки ключик к знаньям дал, Поэтому Букварь – начало всех начал.
И говорим мы Букварю: «Спасибо! 
И как мы без тебя прожить смогли бы?» Не можем мы представить жизнь без книг, И каждый уже к чтению привык.
Сегодня необычный праздник, Такой бывает в жизни раз. С Буквариком пришёл прощаться Весёлый, дружный, первый класс.
Учитель
Уважаемые родители, все ребята первого класса уже умеют читать. Все когда-то учились читать. Это одно из трудных, но увлекательных занятий. Давайте посмотрим, как один мальчик учился в школе. Инсценировка отрывка из произведения Л.Толстого «Золотой ключик».
Сценка Мальвина и Буратино.
М. (строго) Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Б. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
М. (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
Б. (в сторону). Вот так попал!
М. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Б.  (хлопает по карманам). Врёте, ни одного.
М. (терпеливо). Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?
Б. (уверенно). Два!
М. (умоляюще). Подумайте хорошенько!
Б. Два!
М. (с удивлением). Почему?
Б. Я же не отдам Некту  яблок, хоть он дерись!
М. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора …». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Б. Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.
Учитель: Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться – всегда пригодиться!
У нас большая радость – все дети научились  читать, и сегодня мы прощаемся с первым полюбившимся всем учебником «Букварь». И мы вас приглашаем на наш праздник.
Учитель.. Праздник идет, а самого главного гостя нет. Кого, ребята? (букваря)
Давайте его позовем! (Букварь, мы ждем тебя!)
БУКВАРЬ. Здравствуйте, дети!
Я – букварь. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда!
Ребята, поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием букваря.
Желаю вам дальнейших успехов в учебе.
Все когда-то в первый раз
Приходили в 1 класс.
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй как строй, да не простой,
Он зовется азбукой.
БУКВАРЬ. Азбука, стройся! Гласные, здесь?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
БУКВАРЬ. Согласные, здесь?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
БУКВАРЬ. Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит!
Ты эти буквы заучи ,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжка.
Дети исполняют песню…(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
СТУК В ДВЕРЬ. Появляется ШАПОКЛЯК.Кто людям помогает, Тот тратит время зря! да даХорошими деламиПрославиться нельзя! Да да да да Пусть вам учебный годТолько гадости несет.Получайте только 2,Очень редко – можно тройки.Бейте окна и витрины,Не ходите в магазины, Проводите больше драк, привет,
старуха Шапокляк.
-Что вы здесь собрались?Учитель: Мы прощаемся с нашей первой книжкой, с Букварем.
Шапокляк: Хоть вы полгода проучились,Но ничему не научились.Министр образованияПрислал меня с заданиемПроверить тут, разнюхать там, И всем поставить двойки вам!Я экзамен проведу!Что не знаете, найду.Докажу, что зря старались,Лучше б в детсаду остались!_Учитель: Бабушка дети научились не только читать, но и  правильно и красиво писать, придумывать разные истории и рассказы и даже пересказывать.Шапокляк: Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,Или могите, забыла, русский я давно учила!Понавешали тут всякие каракули.
Учитель.
Это не каракули, это наши ребята готовили проекты про свою любимую букву. Вот они сегодня приглашаются на сцену для вручения медалей…Шапокляк: Рассказали вы так внятно, и теперь мне все понятно.Меня спросите что-нибудь, знаньями хочу блеснуть!
Учитель: Шапокляк, а ну скажи нам, сколько будет 2+3?Шапокляк : - Это будет, это будет, что-то около шести.-Учитель: Дети, правильный ответ? …Дорогая Шапокляк, можешь ты ответить нам, чтобы быть всегда здоровым, что нам делать по утрам?Шапокляк: Это каждый должен знать, надо всем побольше спать.
Учитель: Шапокляк, а ты пришла к нам одна?Шапокляк : - Ой, совсем забыла, я пригласила к вам самых лучших в мире лодырей, лентяев .Сценка «КОТ И ЛОДЫРИ»(см.ПРИЛОЖЕНИЕ3)

Шапокляк:
Молодцы первоклассники эти, просто чудо, отличники все тут.
Ну что министру я скажу, как обстановку доложу?Скажу ему, грызут науки, не могут умереть от скуки!
Учитель. А вот и скажи какие ребята у нас умные и любознательные. Они даже знают многозначные слова. Вот послушай…
Сценка “Овсянка”— А у меня дома овсянка!— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!— Как я люблю овсянку!— И я люблю!— Она жёлтая, красивая такая!— И вкусная. Особенно с молоком!— Как это- вкусная?— Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!— Да ты про что говоришь?— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?— И я про овсянку!— Ты про какую овсянку?— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.— Каша песни пела?— Какая каша? Не каша, а птица!— Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.— Идем ко мне – мою овсянку слушать!— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Шапокляк
Вот вам моё задание. Из рассыпавшихся букв надо собрать два слова. Участвуют две команды (слова Мойдодыр и Айболит).
Шапокляк вручает ребятам портреты этих героев на память, чтобы дети вспоминали правила здорового образа жизни.

УЧИТЕЛЬ:- Ребята, правда умные у нас родители? А сейчас задания для ребят. Сказки вы читаете? Названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. А я специально в названиях сказок все запутаю и перепутаю. "Снежная принцесса" ("Снежная королева")"Красная Кепочка" ("Красная Шапочка")"Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк")
"Гадкий цыпленок" ("Гадкий утенок")"Сказка о рыбаке и рыбачке" ("Сказка о рыбаке и рыбке")
"Луковый мальчик" ("Чипполино").
Учитель. В исполнении ребят прозвучат частушки. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ4)
Дети на прощание Букварю читают стихи.
Беру Букварь в последний раз
Несу Букварь в просторный класс
И дорогому Букварю
 Я говорю «Благодарю»!
 Ты книга первая моя
Теперь читать умею Я.
На свете много книжек есть
Все книги я могу прочесть.
.Мы позвали вас не зря.
У нас – Праздник букваря.Мы прочли букварь до корки,Нам по чтению – Пятерки!Позади нелегкий трудСлогового чтенияНам сегодня выдаютУ-до-сто-ве-ре-ни-я!
Учитель вручает ученикам дипломы о том, что они закончили курс обучения по БУКВАРЮ.
Букварь:
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Дети: Прощай, Букварь!
Букварь:
Ах! Забыл совсем, друзья,
Что представить должен Я,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
(выходит книга по литературному чтению)
Литературное чтение:
Вам моё почтение (кланяется)
Я – книга для чтения,
Полистай мои страницы;
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Букваря слыхал,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знание дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Учитель
Как сегодня радуются дети – Стало больше грамотных на свете! Скажем Букварю мы «до свиданья» И рукой помашем на прощанье. Трудно было нам с тобой в начале, Мы полгода буквы изучали! Но теперь нам совершенно ясно, Что старанья были не напрасны! Ничего на свете лучше нету, Чем прочесть журнал или газету, Двадцать первого столетья дети, Мы освоим сайты в Интернете! 
Дети исполняют песню «От судьбы прекрасный дар..»
Фотография со сказочными героями.
Праздничное чаепитие.
Список используемой литературы:
Е.Н. Арсенина «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе». – Москва, Глобус, 2008г.
О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. «Внеклассные мероприятия. 1 класс». - Москва, ВАКО, 2006г.
Э.Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома». – Москва, Аквариум, 2009г.
http//festival.1september.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Песня про книги
(на мотив «Песенки мамонтёнка»)
Я книгу читаю – она друг надёжный!Ответ на вопросы найти я хочу.Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,Пусть книга расскажет.Пусть верный путь в жизни она нам укажет.Ведь так не бывает на свете,Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.Ведь чтение книг и наука –Надёжное средство от скуки.
Приложение 2
На мотив песни «Голубой вагон».
Время наше быстро улетело вдаль,Очень жаль, что быстро всё прошло.Повстречались с Букварём недавно мы,А теперь прощание пришло.
Припев:
Скатертью, скатертью,Знаний путь стелется,И упираетсяПрямо в небосвод.Многое, многое,Нам узнать хочется,Получать знанияБудем каждый год.
Говорим мы Букварю «Прощай» сейчасК мудрым книгам мы узнали путь,Вы, родители, порадуйтесь за насВедь читать умеет весь наш класс.
Припев:
Скатертью, скатертью,Знаний путь стелется,И упираетсяПрямо в небосвод.Многое, многое,Нам узнать хочется,Получать знанияБудем каждый год.
Приложение3.
 
ЧАСТУШКИ
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Топни ножка – нога,
Топни правенькая.
Весь букварь я изучила,
Хоть и маленькая.
Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
 Елочки-сосеночки
Колкие, зеленые.
Все ребята – первоклашки
В буквари влюбленные!
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ах, ты, бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда
Есть лишь 10 гласных.
Двести слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички.
Мы простимся с букварем,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!