Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся


Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся ГОКУ СКШ № 27 г. Братска
Резюме
В статье описывается деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся в ГОКУ СКШ №27 города Братска.
Выбор профессии важный момент в жизни любого человека, а особенно, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вчерашнему выпускнику школы VIII вида, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь, разобраться в себе, определить свой путь. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Значительная часть выпускников коррекционных школ VIII вида испытывает затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом факторов, частично связанных с состоянием их интеллектуальной сферы:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью к оценке своих возможностей и способностей при выборе профиля и содержания профессии.
Поэтому необходима эффективная работа по профессиональному самоопределению данной категории учащихся. Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование полноценной личности идет по принципу (формуле): Самопознание → Саморазвитие → Самоопределение, так как учащимися коррекционной школы VIII вида являются дети с ограниченными возможностями здоровья, то наша задача помочь им определится с познанием себя, помочь им в развитии, и в конечном итоге самоопределиться с выбором профессии.
Основными аспектами работы педагога-психолога по профессиональному самоопределению учащихся является:
- ознакомление учащихся с основами психологических знаний по профориентации;
- развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;
- оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
- коррекция отдельных личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
В нашей школе уже три года успешно реализуется программа факультативного курса «Введение в мир профессий», которая была разработана с целью осуществления психологической поддержки профессионального самоопределения учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом;
- развитие качеств и навыков, которые важны для успешности в любом виде труда;
- формирование базовых социальных ценностей, норм и правил поведения;
- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки, знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
- развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнести с требованиями, предъявляемыми профессией;
- оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
- коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:
​  знание и учет умственных возможностей и способностей;
​  знание требований профессии к человеку;
​  умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Данный курс рассчитан на 34 часа групповой работы в 9 классе специальной коррекционной школы. Продолжительность занятия 40 минут. Программа курса не предусматривает систему отметок.
Основные методы, используемые во время занятий:
​  словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
​  наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование ИКТ;
​  практические: упражнения, деловые игры, практические работы.
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:
​  воспитывающая и развивающая направленность обучения;
​  научность и доступность;
​  систематичность и последовательность;
​  связь обучения с жизнью;
​  принцип наглядности;
​  индивидуальный и дифференцированный подходы.
Ожидаемые результаты:
- наличие у выпускников интереса к выбору профессии, сформированность мотивации и установки на профессиональные и жизненные планы, присутствие жизненной перспективы и как следствие – выраженное чувство социальной защищенности.
- понимание подростком материальной стороны жизни, самостоятельность в выборе профессии;
- самостоятельное принятие решений и ответственности за них;
- проявление заинтересованности к урокам труда и профессиональному выбору, что свидетельствует о психологической готовности к профессиональному обучению и труду после окончания школы.
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, включены:
- профессиональное просвещение учащихся;
- психологическое изучение и классификация профессий;
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида;
- изучение учащимися собственных индивидуально-психологических особенностей и возможностей;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному ученику в выборе профессии.
Опыт работы  показывает, что многие выпускники при полном освоении материала изложенного в программе, получают обширные знания не только о профессиях, но и о личностных особенностях человека, достигли определенного уровня в профессиональной деятельности, так как профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Библиографический список:
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988 г.
Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1984 г.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996
Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998 г.,
Школьный психолог - М., 2003 г Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 классов. – М., 2007 г.