Родительское собрание на тему «Учиться… А что это значит?» (1 класс)


Родительское собрание
«Учиться… А что это значит?»Технология деятельностного метода
Форма: Мастер-класс
Цель:позволить родителям почувствовать себя в роли современных учеников
Задачи:
Уточнить современные цели образования, требования к результатам обучения.
Познакомить родителей с технологией деятельностного метода
Сформировать представление об учебной деятельности и двух ее основных этапах.
Мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы.
Примерный план проведения собрания в ТДМ:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие)
3. Выявление причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
8. Включение в систему знаний.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
10.Подведение итогов первого собрания.
Практическая значимость: предложенные материалы мастер-класса учитель может использовать для организации и проведения родительского собрания, независимо от класса обучения.
Подготовительная работа:
1.Оформить класс так, как он будет оформлен 1 сентября, чтобы родители смогли увидеть и почувствовать атмосферу класса, где будут учиться их дети.
2. Специально к родительскому собранию на доске прикрепить высказывания по теме собрания:«Учиться никогда не поздно» (пословица); «Век живи – век учись» (пословица); «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу) и другие.
3. Оформить выставку учебных пособий для первоклассника, литературы для родителей.
4. Подготовить для демонстрации родителям наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика».5. Продумать, как лучше поставить столы в классе, чтобы организовать групповую работу с родителями. (Можно на столы заранее расставить таблички с фамилией и именем ребенка, тогда родители будут садиться на определенные места.)
6. Подготовить бумагу, маркеры и другие необходимые канцелярские принадлежности.
7. Подготовить анкету для обратной связи.
8. Составить список интересующих вопросов.
9. Оформить презентацию к собранию.
Ход собрания
1. Мотивация к учебной деятельности(5 – 7 минут)
Приветствие. Вступительное слово учителя.
Собрание будет проходить в форме мастер-класса, что позволит вам почувствовать себя в роли современных учеников. Вы познакомитесь со структурой урока в технологии деятельностного метода, узнаете, как будут проходить уроки. По ходу собрания я буду называть каждый этап собрания (такие же этапы образуют структуру уроков, построенных в технологии деятельностного метода). У вас будет возможность поучаствовать в каждом этапе и понять, что делают ученики на данном этапе и почему
Цели собрания:
Уточнить современные цели образования, требования к результатам обучения.
Познакомить родителей с новым методом обучения.
Сформировать представление об учебной деятельности и двух ее основных этапах.
Мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы.
Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе.
Предлагаю вам закончить пословицы, записанные на доске или на экране:
Ученье и труд… (рядом живут).
Знание и мудрость… (украшают человека).
Ученье - свет, а … (неученье – тьма).
Не стыдно не знать –… (стыдно не учиться).
Ученья корень горек,… (да плод сладок).
Ученье лучше… (богатства).
Рукой победишь одного,… (головой – тысячи).
Учиться всегда … (пригодиться).
Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах (тогда заранее подготовить на каждую группу карточку с незаконченными пословицами).После озвучивания пословиц учитель делает вывод о важности учения во все времена, напоминает об изменениях в образовательной политике государства, о ФГОС, о ключевых изменениях в требованиях к результатам образования.
Зачем дети ходят в школу? (Учиться.)
Учитель открывает на обычной доске изображение Смайлика
Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и новый друг наших детей. Он будет вместе с нашими первоклассниками «учиться» в первом классе.
Учиться – это особая работа. Теперь у ваших детей тоже будет такая работа – УЧИТЬСЯ.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие) (5 минут)
На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания. Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуальногозатруднения. Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, предлагаю вам выполнить пробное действие.
Чтобы понять, в чем заключается пробное действие нашего собрания я предлагаю вам проиграть этот этап.
Учиться… Задумывались ли вы над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «учиться?» (Варианты ответов родителей.)
«Чтобы читать интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь … что делать»? (Учиться.)
Учитель обращает внимание на тему собрания, записанную на доске «Учиться… А что это значит?»
На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Учиться… А что это значит?)
Задание на пробное действие:
А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.
Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться? (Родители называют варианты ответов.)
У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?
Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!
На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос «Что значит учиться?»)
3. Выявление причины затруднения (2 минуты)
Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать. Вы заметили, что во время каждого урока в технологии деятельностного метода дети узнают, как надо относиться к затруднению.
Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться?».)
Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают), что позволит перейти к следующему этапу.
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 – 4 минуты)
Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Если мы не знаем ответа на вопрос «Что, значит, учиться?», что нам надо узнать? (Нам надо узнать ответ на вопрос «Что значит учиться?»)
Вы сформулировали цель нашего сегодняшнего собрания. (Учитель фиксирует цель на доске.)
Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).
Учитель может предложить свои варианты: прочитать в специальной книге, попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых, узнать самому, а потом проверить в учебнике (по эталону). По желанию, можно прочитать высказывание Конфуция: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете».
Наши первоклассники сами будут открывать новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Что значит учиться?».
5. Реализация построенного проекта (5 – 7 минут)
На этапе реализации проекта чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаковой в форме эталона. Давайте посмотрим, как это будет проходить на уроке у наших первоклассников.
У кого только ни спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» – никто не смог дать точный ответ. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».
Как вы думаете, почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (Ответы родителей.)
Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (Ответы родителей.)
Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас?
Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)
Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, вязали кофточку…
Учитель на доске прикрепляет карточку со словами: «Делаю сам!». Чтобы родители при организации диалога чувствовали себя комфортно, учитель уточняет вопросы, помогает формулировать ответы.
Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу все получается? (Может не получиться.)
Если у вас что-то не получилось, у вас возникло затруднение, надо остановиться и подумать. Над чем будете думать? (Что я не знаю.)
Если родители задают вопрос: «Что я не умею?» учитель уточняет, что для того, чтобы уметь, надо сначала узнать, как правильно действовать.
Что вам показало пробное действие? (Что мы не знаем ответ, на вопрос:«Что значит учиться?»).
Вы определили, что вы не знаете. Это и есть первый шаг учебной деятельности.
От Смайлика открыть на доске 1-й этап учебной деятельности «Учусь учиться».
Когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо понять, чтоя не знаю. Чтобы первоклассники самостоятельно сделали данный вывод на уроке, они сами вместе со Смайликом, пытаются собрать головоломку.
А когда сам человек понял, что он не знает, что он будет делать дальше? (Узнавать.)
Кто будет узнавать? (Сам этот же человек.)
Поэтому дети вместе со Смайликом приходят к выводу – надо самим найти способкак собрать головоломку. Учитель предлагает детям самимпридумать, как собрать головоломку, ненавязчиво помогает детям сначала фронтально с помощью наводящих вопросов, а затем индивидуально собрать головоломку.
Можно родителям продемонстрировать головоломку.
Пока учащиеся собирают головоломку, учитель незаметно для них открывает на доске 2-й этап учебной деятельности «Учусь учиться».
Таким образом, дети узнают ответ на вопрос «Что, значит, учиться?», который фиксируется на карточке – эталоне.
6. Первичное закрепление во внешней речи (5 – 7 минут)
На этапе первичного закрепления учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. На данном уроке учащиеся проговаривают сначала все вместе (хором) – что значит «я учусь», а затем объединяются в пары, поворачиваются лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой, каким-либо движением, что они будут делать, если что-то не получилось, как они будут выполнять 1-й шаг, 2-й шаг.
Для вас я подготовила специальные задания для этого этапа нашего собрания. У вас на столах лежат карточки с описанием ситуаций, в которых учащиеся выполняют домашнее задание. Я вам предлагаю в группах прочитать, обсудить данные ситуации и сделать вывод, учатся ли ученики в этих ситуациях или они не находятся в учебной деятельности.
При подготовке к родительскому собранию учитель может подобрать и предложить для обсуждения свои ситуации.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 – 7 минут)
На этапе самостоятельной работы используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На данном уроке дети будут САМИ собирать головоломку-круг, которая размещена в разрезном материале учебного пособия. Данное задание не только позволит учащимся самостоятельно осуществить два шага учебной деятельности, которые дети открыли на уроке, но и позволит выполнить полезное задание на формирование понятий «часть – целое», связанное с уроками математики. На уроках математики первоклассники будут учиться делить фигуры на части и составлять целые фигуры из частей.
При желании учитель может предложить родителям самостоятельно собрать один из квадратов.
А для вас я подготовила для этого этапа нашего собрания специальное задание.
Для самостоятельной работы родителям можно предложить, опираясь на эталон, сформулировать и записать ответ на вопрос, что значит учиться и проверить себя по эталону для самопроверки
Вы сами узнали ответ на вопрос, что значит учиться: «Учиться – это, значит, когда сам что-то делаешь, и не получается. Во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
8. Включение в систему знаний (3 минуты)
На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний. В нашем случае на этом этапе дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на уроках.
С помощью Смайлик-солнышко на уроках дети будут сами открывать знания о каждом личностном качестве и фиксировать в эталоне: активность в учебной деятельности; терпение в учебной деятельности; честность в учебной деятельности».
9. Рефлексия деятельности на уроке(5 – 7 минут)
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать. Конечно, учитель учитывает возрастные особенности детей. В первом классе дети приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности.
Предлагаю вам проиграть диалог, который проводит учитель на данном уроке:
Вспомните, что же вы узнали на своем первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)
Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
Кто сам научился составлять головоломку-круг? Молодцы!
А кто понял, что такое учиться? Отлично!
Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
А теперь поработаем с «Лесенкой успеха».
Лесенка успеха будет изображена в конце каждого урока. С помощью этой лесенки дети будут оценивать свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке.
Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?
Кто из вас может рассказать почему?
Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?
Кто из вас может рассказать почему?
Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?
Кто из вас может рассказать почему?
Учитель на уроке, по возможности, старается выслушать разные мнения, хвалит и тех, кто поставил себя на верхнюю ступеньку, и тех, у кого остались еще вопросы. В результате ученики понимают, что если затруднение зафиксировано, то это первый шаг к тому, что оно обязательно будет преодолено.
Если родители оценят свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.
Данный урок – это первый шаг в формировании умения учиться. Появляются вопросы: Что такое пробное действие? Как относиться к затруднению? Как проверить свою работу? Как исправить ошибку? Как семья может помочь в учебе? и другие. Ответы на все эти вопросы мы обязательно будем искать вместе с детьми на уроках и, конечно, вместе с вами. Я приглашаю вас на первый урок к детям, на котором они будут искать ответ на вопрос «Учиться… А что это значит?»
В заключениихочется еще сказать, что на предметных уроках дети будут учиться проходить два этапа учебной деятельности. А как это будет у них получаться, дети будут оценивать на обратной стороне нового эталона, который подарил им Смайлик. Здесь изображена карточка «Копилка моих достижений».
Основной целью использования индивидуальной карты является формирование у учащихся самооценки своих знаний и умений. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели на любом предметном уроке, по выбору учителя. В «Копилке моих достижений» указаны тема урока, после которого проводится данная самодиагностика, и две шкалы: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Самодиагностика проводится в соответствии с критериями, предложенными учителем. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат за день любым значком (крестиком, штрихом) следующим образом: высокий уровень – выше средней линии (на сколько – ученик решает сам), средний уровень – на уровне средней линии, ниже среднего и низкий – соответственно немного или много ниже средней линии. Один раз в неделю учитель собирает карточки для получения общей картины деятельности учащихся.
10.Подведение итогов первого собрания (2 – 3 минут)
Предлагаю Вам высказать свое мнение по поводу собрания и заполнить анкету обратной связи.
Подтверждением вывода собрания могут быть слова:
«Если ты дашь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда» Восточная мудрость.
Вы познакомились с содержанием первого урока. У наших детей впереди много новых интересных уроков.
На следующем собрании мы обсудим какова роль учителя на уроке, каковы правила поведения ученика на уроке, зависят ли они от роли учителя? Тема следующего собрания: «Учитель и ученик. Правила взаимодействия».
Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Г.А. Медынский
Желаем Вам удачи и творческих успехов!
Мы вместе, значит, у нас все получится!
Литература
Наглядное пособие «Учусь учиться или приключения Смайлика». – М, Ювента, 2010.
С целью тренировки умения составлять фигуры из частей дома можно порекомендовать родителям использовать развивающие игры Б. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор» и др.
Б. П. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. — М, Просвещение, 1991.