Классный час Чтобы человеком слыть, нужно добрым и вежливым быть


Классный час в 4 классе
«Чтобы человеком слыть, нужно добрым и вежливым быть»
Цель: способствовать формированию основ культуры общения, коммуникативных навыков, построению межличностных отношений в коллективе.
Задачи:
расширить знания детей о вежливых словах;
формировать навыки вежливого обращения;
воспитывать доброжелательность в общении;
пробудить желание у детей воспитывать в себе лучшие качества.
Оборудование: ноутбук с аудиозаписью и презентацией, классная доска с наклеенными словами и символами, конверты с заданиями для групп.
Форма проведения: час интересного общения.
Ход классного часа.

№ Этапы занятия Содержание
1. Орг. момент
Цель: положительный настрой.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Я хочу начать нашу встречу с игры «Клубочек по кругу». Передавая клубочек, подарим друг другу улыбку и запомним ощущение от него на ладошках.
- Какой клубочек на ощупь? (Нежный, мягкий, тёплый).
- Ребята, я хочу, чтоб наше общение сегодня тоже было тёплым и приятным. А от каких слов это зависит? (От вежливых). (Звучит песня «Про вежливость…»)
2. Основная часть
Цель: выявление и обсуждение проблемы общения, нахождение способа решения этой проблемы.

-О чём говорится в песне? (О вежливости)
- Сегодня мы поговорим о вежливости, о доброте, о ваших взаимоотношениях.
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо - слова:
Доброе утро.
Добрый день.
До свидания.
Здравствуйте.
Пожалуйста.
Приятного аппетита.
Простите.
Спасибо.
Благодарю.
Извините.
Добрый вечер.
Примите мои извинения.
- Какую роль играют вежливые слова? (От них становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение).Сейчас вы подойдёте к доске, возьмёте конверты разделите слова в них на 2 столбика: характерные для общения со взрослыми (1 группа), и для общения с ровесниками (2 группа).
Доброе утро
Привет
Здравствуйте
ЧаоДобрый день
Салют
Благодарю
Пока
Спасибо
Привет
До свидания
(Результаты прикрепляют к доске.)
- Прочитайте, какие слова вы выбрали для взрослых. Что они обозначают? (ПОЖЕЛАНИЯ)
В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
Извините – попросить прощение.
Спасибо – Выражение благодарности.
До свидания – приветствие при прощании.
Я другу говорю:
                     «Привет!»
А он в ответ:
                   «Здорово!»
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.
                              Старшему,
              если встречаемся с ним
Первыми «Здравствуйте!»
                мы говорим.
- Теперь смысл вежливых слов нам понятен, но зачем же их все-таки употреблять?
Давайте представим и разыграем  обычную ситуацию.
Сценку разыгрывает 1 группа
 Вы пришли домой после школы. Конечно, Вы устали, поэтому не терпится покушать и отдохнуть. Вы кричите:
-Бабушка, давай есть. Суп я не буду, котлету не хочу и гадостный салат с луком тоже. Давай воды, печенья и конфет!
Бабушка кое-как уговорила Вас попробовать суп и съесть половину котлеты.  Потом с печеньем и конфетами Вы отправились к телевизору. Бабушка грустно и обиженно убирает со стола посуду.
Может быть, кто-то узнал себя? А ведь все могло быть по-другому.
Сценку разыгрывает 2 группа
Вы вернулись из школы.
- Здравствуй, бабушка! Будем обедать? Я сейчас вымою руки и помогу тебе накрыть на стол.
После еды Вы убираете посуду.
- Спасибо, бабуля, было очень вкусно. Давай я помогу тебе прибрать на кухне.
- Молодец, внучек. Почитай мне лучше, так веселее.
- Какую роль играют вежливые слова? (От них становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение).- Тема нашей встречи «Чтобы человеком слыть, нужно добрым и вежливым быть»
- Давайте проанализируем поступки героев из рассказа И. Пивоваровой «Печенье». (Выборочное чтение отрывка).
- Как исправить ошибки детей?  (Будем вежливы  и добры друг к другу).
- Hе только детям, но и взрослым  хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые люди  всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы  любили и уважали их.  Но весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. ВЕЖЛИВОСТЬ – это доброе поведение, почтительность.Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее.
Запомни!
Добрые слова помогают устанавливать хорошие отношения с людьми.
  Произносить их надо спокойным голосом, доброжелательно глядя на того, кому их говоришь.
Игра «Яблочко» Дети встают в круг. Мяч передается по кругу со словами:
Яблочко, катись, катись.Ты румяное, катись.Мне в ладошки прикатись.Словом добрым обернись!
В этот момент мячик останавливается у кого-то в руках и этот человек говорит вежливое слово.
- На доске мы прикрепили слова в виде ромашки вежливых слов. Кто знает Ромашка символ чего? (Символ семьи).
А как вы связываете понятия «вежливость» и «семья»? (В семье воспитывается вежливость, нужно быть вежливым к родителям).
- А можно ли семьёй назвать наш класс, школу? (Да, можно).
- А кому в школе вам хочется сказать добрые слова и какие?
Но вежливый человек не только вежливо говорит, но и ведёт себя вежливо. Я предлагаю поиграть в игру «Эстафета сочувствия»
- Представьте себе, что один из ваших одноклассников попал в трудную ситуацию – он ехал на велосипеде, упал, больно ударив колено. Как пригодится здесь доброе слово, простое участие!
- Какими же словами выразить сочувствие?
( «Не унывай, с каждым может случиться!», «Не падай духом!», «Держись, мы с тобой!», « Сильно болит? Вставай, я помогу тебе дойти до медпункта.», «Я тебе очень сочувствую, чем я могу помочь?», «Бедненький! Как мне тебя жалко! Давай помогу!», «Держись, друзья тебя не оставят!»)3. Заключение.
- Вы подолгу можете общаться между собой, но всегда приятнее общаться с каким человеком? (Добрым, вежливым)
- Как этому учиться?
- Для этого нужно знать и соблюдать важные правила.
(Раздаются листочки с правилами. Дети выходят и зачитывают их, встав полукругом, чтобы всем было видно)ВЕЖЛИВОСТЬ – это доброе поведение, уважение.
Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Добрые слова помогают устанавливать хорошие отношения с людьми.
Произносить их надо спокойным голосом, доброжелательно глядя на того, кому их говоришь.
Вежливый человек не только вежливо говорит, но и ведёт себя вежливо.
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает!
- Я надеюсь, что эти правила помогут вам стать добрее, вежливее, дружнее.
4. Рефлексия.
Итог. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - «Доброе утро»
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Мне хочется закончить наше общение игрой «Комплимент»
- Передавая наш клубок друг другу со словами «Мне нравится в тебе», называйте, качества, которые нравятся вам в вашем соседе.
- Я очень рада, что увидела какие вы добрые, вежливые. Оставайтесь такими в любой ситуации.
Спасибо за работу!