Дискуссия Что значит жить по совести


МБОУ «Казенно-Майданская начальная общеобразовательная школа»
индивидуальный проект внеурочной деятельности
«Инновационные технологии организации учебной деятельности
младшего школьника в современных условиях»
Выполнила: Ступенькова Мария Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Казенно-Майданская НОШ»





Дискуссия по вопросу
-Что это значит: “Жить по совести”?
Цели:
Познавательные:
Обучение формулированию проблемы по теме занятия.
Формирование научных понятий по теме.
Развивающие:
Развитие образного мышления у учащихся.
Развитие представлений о способах дискуссии.
Развитие продуктивного речевого высказывания.
Развитие креативного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения.
Формировать у учащихся представления о нравственных законах в жизни человека.
Воспитывать потребность в самосовершенствовании: стремлении к бескорыстию, сочувствию, состраданию, человеколюбию
Оборудование:
Мультимедийный комплект (компьютер с программным обеспечением, проектор, экран, усилители звука), подключение к сети Интернет.
Карточки для учащихся, цветные фломастеры (карандаши)
Планируемое время проведения: 45 - 50 минут
Ход мероприятия:
Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Создание проблемной ситуации:
Ученица 1
Мария Николаевна, можно Вам задать вопрос?
А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?
Ученица 2
Можно я отвечу на этот вопрос.
Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.
Ученица 3
Можно добавить!
А мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно. Наша дискуссия называется так:
(слайд № 1)
- Ребята! Как высчитаете, что такое СОВЕСТЬ?
(высказывания ребят, нахождение и чтение определения понятия в толковом словаре).
(Слайд № 2)
Совесть 
Актуализация социального опыта:
Задание № 1 на карточках для двух групп:
 а) Назовите качества человека, который
(Слайд № 3)
Задание № 2
а) Расскажите о человеке, который на ваш взгляд жил или живет по-совести (1 группа о Петре I; 2 группа об учителе физкультуры).
Человек живет в государстве, которое устанавливает обязательные для всех законы. Например: есть закон об образовании, закон о правах ребенка и многие другие. Все они основаны на главном законе страны – ее конституции.
(Слайд № 4)
* Нарушение законов караются судом.
Современная жизнь сложна. Есть очень важный нравственный закон, который сложился в результате всей жизни человека в обществе. Говорят: “Он живет по совести”, или “Он учится на совесть”. Очень неприятно иметь дело с человеком, который не соблюдает этикет - правила поведения. Этикет обязывает быть вежливым, культурно вести себя дома, в школе, на улице, в обществе
* Стих А. Л.Барто “Любочка”
*Советы от учащихся подобным детям.
Плохие поступки забываются. Почему?
Они портят настроение окружающим. Зло никогда не украшало нашу жизнь. Но вот история наших мальчиков еще в памяти. Конечно, о ней сегодня мы не будем говорить, а отношения учащихся к поступку послушаем.
*Чтение отдельных высказываний учащихся
Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно.
*Обратимся к конституции, к статье № 21.
Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честен с самим собой?
(слайд № 5)
А.С.Макаренко
“Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой”. Человек сам себе судья. И потому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.
*Сложение пословицы из слов:
“В ком стыд, в том и совесть”
(слайд № 6)
*Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?
(Карточки с вопросом и ответами)
1- физических недостатков;2- неблагополучных поступков;3- поношенной, но аккуратной одежды;4- невежества;5- своей внешности;6-бездушного отношения к окружающим.
(слайд № 7)
Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?
Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.
* “Письма о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачев
Москва, Детская литература
Отрывок из 25 письма – По велению совести-
“…И вот мой совет: научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко…”
Проблемная ситуация:
Сегодня на нашу дискуссию поступил еще проблемный вопрос, посмотрим и обсудим его.
(Cлайды № 8-13)
* Актуальна ли русская народная сказка *
“Волк и семеро козлят” в наше время?
Друзья! Только для Вас, премьера сказки!
(слайд № 14)
(Сказку в измененном варианте показывает театральный коллектив нашего класса “Театр кукол”)
*Обратимся к конституции, к статье № 25
Ребята соблюдайте основные правила безопасности:
(слайд № 15)
Дискуссия завершается.
(слайд № 16)
Обращение
“Друзья! Давайте жить по – совести”
/Чтение стихотворения «Жить по совести легко!», автор Давыдова Г.Н./
Ученик 1
Жить по совести легко!Просто нужно уметь творить добро!Можно песни петь и танцевать.А можно, каждый вечер перед сном,Бабушке своей сказку почитать.
Ученик 2
Совесть нельзя в магазине купить.В лесу невозможно найти.С совестью просто нужно дружить,Верить в добро и любить!
Итог:
Рефлексивно-оценочный этап.
- Чего я не знал(а)
- Что узнал на занятии
- В чём польза занятия?
Литература:
И.К.Топоров «Основы безопасности
жизнедеятельности»,учебник- 3,4 классы.
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков – Мы и
окружающий мир -, учебник - 3,4 классы.
- Конституция Российской Федерации
- Р.Н.С. «Волк и семеро козлят»
- Школьный толковый словарь русского языка