Развитие одарённости младшего школьника на уроках иностранного языка


Работа с одарённым ребёнком на уроке иностранного языка в начальных классах
Гении падают с неба.
И на один раз,
когда он встречает ворота дворца,
приходится сто тысяч случаев,
когда он падает мимо. Дидро

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
Художественная одаренность.
Общая интеллектуальная одаренность.
Творческая одаренность.
Социальная одаренность.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема в том числе и на уроках иностранного языка: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их главным потребностям.
Говоря об изучении иностранного языка, подразумевается прежде всего интеллектуальную одарённость. Увидеть, что ребёнок не только старателен и усидчив, но и обладает языковой догадкой, языковым чутьем, проявляет интерес к расширению рамок изучаемого, - значит, увидеть одарённость школьника. Можно, конечно, встать на позицию «делай как все», и тогда уроки иностранного станут для ребёнка обузой, он начнёт откровенно скучать и отвлекаться на занятии. На мой взгляд, продуктивнее учителю организовать работу на уроке так, чтобы одарённый учащийся смог проявить себя и вместе с тем помочь всему классу осваивать предмет. Конечно, такой подход требует большего времени на подготовку к уроку.
Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. Это, прежде всего, способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения. На уроке иностранного языка таким детям необходимо предлагать специфические задания: например, при работе с текстом сравнить двух героев, сделать вывод, продолжить рассказ, предугадать окончание рассказа и т.д. Это позволит ребёнку, который быстро прочитал и понял текст, не только не заскучать на уроке, но и развивать свои способности.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них, - ещё одна особенность интеллектуально одарённого школьника. Ребёнку надо дать реализоваться через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. Мои ученики с удовольствием работают над исследовательскими проектами при подготовке к научно-практической конференции младших школьников. Темы выбираем из тех, что представляют интерес для ребёнка, помогают ему реализовать познавательные потребности.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения может сделать одарённого ребёнка помощником на уроке при объяснении нового грамматического явления, при знакомстве с новыми лексическими единицами.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.