Конспект урока по ОРКСЭ на тему Что значит быть нравственным в наше время? (3 класс)


Конспект урока по ОРКСЭ
Класс: 3
Тема: Что значит быть нравственным в наше время.
Цель: Помочь учащимся осознать, что значит быть нравственным в наше время?
Задачи:
Создать условия для развития интереса к уроку ОРКСЭ; воспитывать у учащихся нравственно – эстетические чувства.
Содействовать формированию у учащихся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию; формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, нравственным поступкам; умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Способствовать формированию и развитию оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
Оборудование: конспект, презентация, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Элина Альфредовна и сегодняшний урок проведу у вас я.
Что значит быть хорошим человеком?
Наивнейший, казалось бы, вопрос.
Поразмышлять не вредно нам об этом,
Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.
Чтоб рассуждать, определиться надо,
Что хорошо, что плохо вообще,
Чтобы потом обидой и досадой
Не замутили помыслы себе. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний.
Однажды, встречая закат, я стояла у самой воды и долго смотрела на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают. Так и хочется пойти по ней к солнцу. Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали закат. Глядя на них, я подумала о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.
Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой, на которой встречается много разных людей. Мы не одиноки: живем в семье, ходим в школу, где рядом с нами наши сверстники. Каждый занимается своим делом, каждый ведет себя по-своему: кто-то хорошо, кто-то плохо.
-Как вы думаете, отчего это зависит? От поступков, поведения человека.(слайд 2)
3.Целеполагание.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках, которые совершает человек каждый день. Узнаем, что значит быть нравственным в наше время?
- Как вы думаете какой принцип должен лежать на основе всех человеческих отношений?
- Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: «Не делай другим того, что сам считаешь злом» (слайд 3).
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших». Конфуций говорил: «только добро ведет к счастью» (слайд 4).
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману». Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы тебе боль» (слайд 5).
В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди (слайд 6).
- Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.
- Чему же учат эти правила, что их объединяет?
Ответы учащихся.
- Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.
4.Открытие новых знаний.
1. Как вы думаете, от какого слова произошло слово « нравственность»
 «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
 Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.
 Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. Mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.
- Нравственность – это внутренние духовные качества человека. Правила поведения.
Класс делится на 2 группы.
Ситуация 1: Представьте себе, что вы добросовестный ученик, в понедельник у вас сложная контрольная по математике. Вы знаете, что можете получить «5», если будете заниматься в выходные. Оценки для вас небезразличны. И вдруг звонит ваш друг и говорит, что одноклассник устраивает вечеринку, на которую приглашены все «сливки» класса и вы в том числе. Если Вы останетесь дома заниматься, то друзья перестанут Вас уважать.
« Пошли, - говорит Ваш друг, - плевать на эту дурацкую контрольную. Кому она нужна?»
Вы знаете, что друг прав, но все-таки считаете, что следует остаться дома и подготовиться к контрольной. Как вы поступите?
А) забываете о контрольной и идете с другом на вечеринку. Ваш друг прав, она действительно не так уж и важна.
Б) Вы идете на вечеринку, но мысль о том, что Вы не подготовились к контрольной , не дает Вам покоя. Вы рано уходите, хоть друзья Вас считают, что Вы попросту зануда.В) Вы не идете на вечеринку. Контрольная действительно сложная, и Вам хочется доказать себе, что Вы можете с успехом решить её.
- Как можно противостоять отрицательному влиянию друга? (имея собственную точку зрения, следовать своим убеждениям)
Ситуация 2. Во время перемены вы с одноклассниками кидались портфелями. Именно Вы, ****** (имя ребенка) разбили окно. Вошел учитель. Никто из товарищей вас не выдал. Учитель сказал: «Я не буду выяснять, кто это сделал, но весь класс лишается экскурсионной поездки в город».
Вопросы воображаемому виновному ученику (обратиться к любому ученику):
- Что предпримете?
- Что скажете сверстникам?
- Будете ли говорить с учителем? Если да, то, что скажете ему?
(после комментариев и ответов ребенка)
Вопросы классу:
- Мог ли класс изменить ситуацию? Как вы должны были поступить, чтобы класс не лишился поездки?
- Что должен был почувствовать виновный?
Вывод: У вас проявляется ощущение чувства вины, умение нести ответственность за свои поступки, переживание чувства товарищества, критическое отношение к себе и своим поступкам.
Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную
сторону.
А трудно ли быть нравственным в наше время? Почему? Зависит ли это от века, в котором ты живёшь?
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность».
Мораль – это система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу.Включая в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
- Прочитайте пословицы :«Делай другим добро - будешь сам без беды».
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы детей).
- Приведите примеры из жизни.
(Ответы детей).
« Не рой другому яму – сам в нее попадешь».
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы детей).
- Приведите примеры из жизни.
(Ответы детей).
- Какие нравственные поступки совершали вы?
Совершая добрые поступки, человек приносит радость не только окружающим людям, но и себе.
5. Физкультминутка.
6. Обратная связь.
Подчеркните в тексте те качества, которые нужны человеку.
Доброта отзывчивость грубость
Честность равнодушие трудолюбие
Смелость трусость лень
Злость внимательность вежливость
Лживость терпение уважение
милосердие откровенность доброжелательность
жадность скромность доверие
хамство скрытность черствость
жалость порядочность агрессивность
любовь дружба упрямство
7. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что на уроке понравилось?