План урока по методике профессионального обучения (по отраслям) на тему Организационные формы производственного обучения и их характеристика


План открытого урока
Тема «Виды организационных форм учебной деятельности, их характеристики»
Цели урока:
Образовательная: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися материала по теме.
Воспитательная: содействовать воспитанию чувства ответственности за выполненную работу.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, внимания, способности анализировать и сравнивать.
Учебно-методическое оснащение: раздаточный материал «Структура урока», тестовые задания, презентация «Организационные формы учебной деятельности».
Методы:
Словесные: объяснение, беседа.
Наглядные: использование ТСО.
Практические: упражнения.
Вид занятия: урок по изучению нового материала.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
 
Распределение учебного времени:
№ ппСтруктурный элемент занятия Время
1 Организация начала занятия 3 мин
2 Постановка дидактической цели и задачи урока, мотивация предстоящей деятельности 3 мин
3 Актуализация знаний и умений студентов (подготовка к восприятию нового учебного материала) 7 мин
4 Изучение нового материала 45 мин
5 Закрепление изученного материала 15 мин
6 Подведение итогов занятия (оценка степени достижения поставленной цели, анализ)
учебно-познавательной деятельности студентов, эмоциональная оценка занятия 5 мин
7 Задание на дом и для самостоятельной работы студентов 2 мин
Ход урока
Проверка явки и готовности обучающихся к занятию
Сообщение темы урока.
Постановка цели урока:
Определение задач урока:
Актуализация знаний и умений студентов (подготовка к восприятию нового учебного материала).
Задаются вопросы:
Что такое обучение?
Назовите 2 стороны процесса производственного обучения.
Изучение нового материала
Выдача раздаточного материала (карты урока)
А) Работа с заданием №1
Определение понятия «Форма организации производственного обучения» - задача обучающихся выявить наиболее подходящее определение и законспектировать в тетрадь.
Б) Объяснение подходов к выделению видов форм организации производственного обучения (урочная и неурочная)
Процесс производственного обучения существенно отличается от процесса теоретического обучения. Поэтому необходимо при рассмотрении форм производственного обучения исходить из следующих особенностей:
в производственном обучении основная цель - формирование мастерства учащихся на основе производительного труда;
сочетание обучения в учебных мастерских и на предприятии, путем сочетания фронтальных и не фронтальных способов организации обучения;
В) Указание основной формы организации производственного обучения и объяснение причины этого.
Урочная форма является основной формой организации производственного обучения, так как она имеет много преимуществ, которые включены в требования к уроку.
Г) Беседа на тему «Что такое урок» и выявление основных требований к уроку ПО.
Урок как форма организации производственного обучения должен соответствовать следующим требованиям:
иметь четкость цели и определенность содержания учебного материала;
постоянство и однородность состава учащихся учебной группы;
ограниченность и определенность по времени;
регулярность проведения, организационная четкость,
руководящая роль мастера профессионального обучения.
Д) Объяснение структуры урока производственного обучения с использованием презентации
Урок производственного урока длится 6 часов.
И так в своих картах давайте обратим внимание на цифру 2, где указана структура урока производственного обучения и проанализируем ее.
А теперь давайте законспектируем
Типичными элементами урока производственного обучения являются следующие:
организационный момент - мастер отмечает в журнале присутствующих, проверяет их внешний вид, рабочую одежду, готовность их к работе;
вводный инструктаж проводится для подготовки учащихся к выполнению учебно - производственных работ.
упражнения обучающихся и текущий инструктаж мастера. Мастер во время выполнения учащимися заданий наблюдает за правильностью выполнения приемов, за организацией рабочего места, соблюдением правил техники безопасности.
заключительный инструктаж проводится в конце урока. Мастер подводит итоги работ учащихся. Сообщает оценки результатов работ учащихся.
Е) В зависимости от того, каково содержание каждого элемента урока, каковы методы, каково руководство мастера, какова по содержанию работа учащихся, уроки производственного обучения делятся на следующие типы:
Типы уроков производственного обучения
Вводный урок. Он имеет целью ознакомить учащихся с изучаемой профессией, с учебной мастерской, в которой они будут работать. Учащиеся изучают свое рабочее место, устройство оборудования, приемы управления им, содержание предстоящих работ, правила внутреннего распорядка, правила поведения и безопасности работы в учебной мастерской. Ознакомление учащихся с предприятием. Организация встреч с учащимися старших курсов, выпускниками училища, рабочими предприятия.
Урок по освоению трудовых приемов и операций. Основная задача заключается в формировании у учащихся первоначальных трудовых приемов, т.е. умения правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции. При этом важно с точки зрения выполнения правил дидактики проводить обучение по принципу: от простого к сложному, от легкого к трудному. Проведение специальных упражнений в отработке приемов.
Урок по выполнению простых комплексных работ. Закрепление умений и операций, типичных для профессии при выполнении комплексных работ. Широкое применение инструкционно-технологических карт.
Урок по выполнению сложных комплексных работ. В ходе урока учащиеся совершенствуют умения и навыки выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ на основе всех ранее изученных операций и способов труда. Формирование самостоятельности, самоконтроля, культуры труда.
Урок контрольно-проверочный. Проводится с целью проверки способности учащихся к самостоятельной работе, определения их уровня знаний, умений и навыков. Поэтапная аттестация учащихся. Работы проводятся без вмешательства и помощи учащимся со стороны мастера.
Закрепление изученного материала
Выполнение тестовых заданий в карте под заданием №3.
Взаимопроверка выполненных заданий и выставление оценок в соответствии с критериями оценивания
Проверка осуществляется соседом по парте, обсуждение правильных ответом совместно всей группой с преподавателем.
Подведение итогов занятия (оценка степени достижения поставленной цели, анализ) учебно-познавательной деятельности студентов, эмоциональная оценка занятия)Студенты должны оставить свой отзыв о уроке по схеме, представленной в карте под цифрой №4.
Задание на дом и для самостоятельной работы студентов.
Подготовиться к устному опросу
Приложение
Карта урока.
Форма организации производственного обучения - это:
способ организационного построения учебно-воспитательного процесса;
характер деятельности учащихся под руководством мастера;
структура учебных занятий.
Структура урока производственного обучения
Элементы организационной (внешней) структуры урока Элементы дидактической структуры урока Содержание структурных элементов урока Длительность
Организационный момент Проверка явки обучающихся на занятие, проверка их готовности к уроку 2-5 мин.
Вводный инструктаж Целевая установка Сообщение темы и разъяснение цели урока. Демонстрация образцов учебно-производственных работ, наглядных пособий, видеофрагментов, слайдов и т.д. 20-35 мин.
Актуализация знаний и опыта учащихся Опрос учащихся по материалу спец. предметов и прошлых уроков производственного обучения. Повторение мастером сведений из спец. предметов по материалу урока. Воспроизведение учащимися ранее освоенных приёмов и способов работы и т.п. Формирование ориентировочной основы действий учащихся Показ и объяснение приёмов, способов, технологической последовательности выполнения предстоящих на уроке учебно-производственных работ. Пробное выполнение учащимися изучаемых трудовых действий, самостоятельное определение технологии и т.п. Упражнение обучающихся и текущее инструктирование мастером Формирование (отработка) новых способов действия Упражнения учащихся в освоении трудовых приёмов и в отработке трудовых операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся мастером. До 5 часов
Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действия Упражнения учащихся в отработке трудовых процессов. Упражнения учащихся в управлении технологическими процессами. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся мастером. Заключительный инструктаж Подведение итогов Подведение учебно-производственных итогов урока. 20-35 мин.
Тестовые задания.
Критерии оценивания
9 правильных ответов – «5»
6-8 правильных ответов – «4»
3-5 правильных ответов – «3»
менее 3 правильных ответов – «2»
Установите соответствия в структурных элементах урока производственного обучения
1. Организационный момент А) Подведение итогов работ обучающихся;
2. Вводный инструктаж Б) Обучающиеся выполняют работу, а мастер наблюдает за ходом выполнения работ;
3. Упражнения обучающихся и
текущее инструктирование мастером В) Подготовка учащихся к выполнению учебно-производственных работ
4. Заключительный инструктаж Г) Проверка готовности обучающихся к уроку.
Установить соответствия в типах урока производственного обучения
Вводный урок А) Совершенствование умений и навыков в выполнении типичных для профессии учебно-производственных работ на основе всех ранее изученных операций и способов труда.
Урок по освоению трудовых
приемов и операций Б) Определение уровня знаний, умений и навыков у обучающихся, проверка способности к самостоятельной работе.Урок по выполнению простых
комплексных работ В) Ознакомление обучающихся с учебной мастерской, в которой они будут работать.
Урок, по выполнению сложных комплексных работ Д) Закрепление умений в выполнении операций, типичных для профессии при выполнении комплексных работ.
Контрольно-проверочный урок Г) Формирование у обучающихся умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции.
Написать отзыв о сегодняшнем уроке.
Удалось ли на уроке достигнуть поставленную цель?
Выявить преимущества и недостатки сегодняшнего урока (что понравилось, что не понравилось на уроке? (обстановка на уроке, построение урока))?
Выявите, какие новые знания вы приобрели на уроке, и где вы можете применить полученные знания?
Новый материал был понятный для вас, если нет, то укажите причину:
Материал сложный для меня;
Недоступное объяснение преподавателем;
Был невнимательным на уроке;
Другая причина (укажите ее).
Оцените вашу активность на уроке по 3-х бальной системе оценивания:
«3» - гиперактивный;
«2» - активный;
«1» - пассивный.