Урок литературы в 7 классе в форме круглого стола Не стоит село без праведника (по творчеству А.И.Солженицына)


Тема: «Не стоит село без праведника»?...(по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)
Автор: Дубинина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа №35» г. Калуги
Форма проведения внеклассного мероприятия: круглый стол.
Контингент: учащиеся 8,9 классов.
Цели:
1.Воспитание нравственных качеств у учащихся, стремления быть полезными людям, гуманными, сострадательными.
2.Формирование у учащихся нравственных и духовных ориентиров.
3.Расширение кругозора учащихся.
Предварительная работа
1.Учащиеся изучили на уроках литературы рассказы А.И.Солженицына «Матренин двор», Н.С.Лескова «Левша», А.П.Платонова «Юшка».
2. Учащиеся должны вспомнить биографию А.И.Солженицына.
3. Дано задание учащимся найти определение понятия «праведник» в словарях разных видов.
4. Дано задание учащимся найти материал о современных подвижниках (праведниках) России.
Ход мероприятия:
1.Учитель:
В нашем мире, где нравственность и мораль постепенно теряют свою значимость, возникает необходимость чаще обращаться к своим истокам. Ведь силен не тот, кто богат и властвует над окружающими, а тот, кто сохраняет в себе и выращивает моральный стержень. Одно из наиболее важных нравственных понятий - это праведничество. Изучая произведения русской литературы, вы познакомились с героями, которых можно назвать праведниками. О некоторых из них мы будем сегодня говорить. В итоге нашего круглого стола мы попытаемся ответить на вопрос: Применима ли к нашей современной жизни русская пословица, использованная А.И.Солженицыным в рассказе «Матренин двор», - «Не стоит село без праведника»? (слайды 1,2,3).
2.Учитель:
В начале нашего разговора обратимся к определению слова «праведник».
Примерные ответы учащихся с комментарием, какое определение им ближе:
-Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
-Праведник – человек, придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии.
-Праведник – человек, святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях.
3.Учитель:
Тема праведничества звучит в произведениях художников слова разных эпох. Обратимся к рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор» (слайд 4)
1).Почему Солженицына интересовала данная тема?
2).Что побудило его написать рассказ «Матренин двор»?
3).Какой увидел автор Матрену Васильевну? Что поразило его в этой простой деревенской женщине?
4).Каковы главные черты ее характера?
5).Почему не складывались у нее отношения с односельчанами?
6).В чем трагизм судьбы Матрены?
7).В чем сходство судеб Матрены и автора? (слайд 5)
(В зависимости от подготовленности класса можно представить заранее подготовленную инсценировку одного из эпизодов рассказа).
4.Учитель: Вспомнив героев других произведений русской литературы, попытаемся создать собирательный образ праведника, представленного русскими писателями.
(Учащиеся вспоминаю Левшу, Юшку, рассказывают о героях) (слайд 6)
Каков он, праведник?
Примерные ответы учащихся:
-он чаще всего одинок;
-его почти никто не поддерживает;
-он бескорыстно помогает окружающим;
-ему не нужны деньги и слава;
-любит ближних;
-он честен;
-верит в Бога, чтит заповеди Божии;
-живет по своей правде.
Учитель:
Обратившись к образу праведника, собранному вами, ответьте на вопрос: «Какое место занимает праведник в мире людей»?
Ответы учащихся.
5.Учитель
Матрена, Левша, Юшка - нравственный идеал русской литературы. Их жизнь - островок добра и правды посреди океана лжи. По отношению общества к этим людям можно судить о нравственном здоровье данного общества. Но появление таких людей, праведников, на нашей земле говорит о жизнестойкости России. Русские писатели видят жизнестойкость именно в сердцах этих простых людей, противостоящих лжи.
А теперь обратимся к современности и выясним, а сегодня не стоит село без праведника?
Сообщения учащихся о современных подвижниках, праведниках и их роли в общественной жизни страны.
(Можно порекомендовать учащимся следующие имена: Николай Дорожинский, Леонид Рошаль, Александр Мень и др.) (слайд 7 - по возможности портреты наших современников).6.Учитель:
В заключение нашего разговора необходимо отметить, что остановить жестокость, помочь нуждающемуся, закрыть собой ребенка, старика в любую историческую эпоху может только человек с горячим сердцем. Праведники были, есть и будут в мире, потому что доброта и сострадание - это главные качества, которые отличают человека от животного.
7.Рефлексия.
Выберите листок того цвета, который вам нравится, и напишите на нем, о чем вас заставил задуматься сегодняшний наш разговор. (слайд 9).