Пальчиковая гимнастика для детей и подростков с ОВЗ.


Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Слайд №2
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста она представляет собой инсценировку стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры в свою очередь это упражнения пальчиковой гимнастики. Эти два понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.
Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но и мозг.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.  Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно).
Слайд № 3
Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. В Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи, а также перекатывание в сомкнутых ладонях шестигранного карандаша. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.
Слайд №4
Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Слайд №5
 А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковая гимнастика для детей — универсальный способ развития физических и умственных способностей ребенка.
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.
Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.
Слайд №6
Группы пальчиковой гимнастики
I группа. Упражнения для кистей рук.
* Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
* Учат напрягать и расслаблять мышцы.
* Развивают умения сохранять положение пальцев некоторое время.
* Учат переключаться с одного движения на другое.
Слайд №7
Слайд №8
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
* Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
Развивают точную координацию движений.
Учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Учат противопоставлять большой палец остальным.
Слайд №12
Слайд №13
Для детей старшего школьного возраста мы применяем уже другой вид пальчиковой гимнастики, а именно специальные упражнения без словесного сопровождения т. е. без стихов и потешек.
Слайд №14
Слайд №15
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
Слайд №16
Слайд№17
1. Подбирайте упражнения, которые окажутся по силам ребенку. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте делать все правильно. Если упражнения пока слишком сложны – упростите их.2. Сопровождайте упражнения стихами и потешками. Побуждайте ребенка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
3. В упражнениях обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка.4. Каждый пальчик должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.5. Подбирайте упражнения, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. упражнения, где правая рука делает одно действие, а левая – другое.7. Занимайтесь пальчиковой гимнастикой часто, но понемногу.
Слайд № 18
Спасибо за внимание!!!
Слайд №19