Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: "пальчики-музыканты", "пальчики-фокусники", "пальчики-путешественники" и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.
Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые в логопедической группе старшего дошкольного возраста.
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы) Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы) Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы) Но купили мы арбуз (большие пальцы) Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
Яблоки кислые. Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)
Тема "Грибы"
Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца
Правая рука: Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки: (безымянный палец) Грузди и свинушки, (средний палец) Рыжики, волнушки. (указательный палец) Даже маленький пенек (большой палец) Левая рука: Удивленья скрыть не мог. (растирают большой палец) Выросли опята, (указательный палец) Скользкие маслята, (средний палец) Бледные поганки, (безымянный палец) Встали на полянке. (мизинец)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые. Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
У других грибов ножки тонкие. Указательный палец одной руки ножка, ладонь другой руки шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
Дерево растет. Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
Грибы растут. Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
Соберем грибы в корзины. Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык "чашечкой".
Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковые игры Игра "Грибочки"
Дети прокатывают мяч-прыгун по спирали (авторское пособие "Спираль"), пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают стихотворением.
Хочет белка все грибочки Поразвесить на сучочки, Чтоб, когда придет зима, Вдоволь кушала она.

Игра "Хоровод"
Используется подставка под горячее с клеточками. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.
И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

Рисование (пальчиками, пуговицами)
Тема "Овощи"
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец) Перец, томат, кабачок, (средний палец) Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец) Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука: Овощи мы собирали. (разминают мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный палец) Квасили, ели, солили, (средний палец) С дачи домой увозили. (указательный палец) Прощай же на год, Наш друг-огород.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к огороду. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке леса растут помидоры. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
Помидоры соберем в корзину. Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык "чашечкой".
Пальчиковая игра "У Лариски две редиски"
Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски две редиски, У Алешки две картошки, А у Вовки две морковки, А у Петьки две редьки.

Игра "Капуста"
Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:
Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трем-трем, Мы капусту жмем-жмем.

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)
Тема "Ягоды"
Самомассаж рук.
Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке ровной-ровной, гладкой-гладкой. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
На полянке растет малина. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
Собираем малину в корзину. Переплести пальцы "корзиной". Язык "чашечкой".
Дома сварим из малины варенье. Большой палец правой руки поднять кверху жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра "В лес идем мы погулять"
Лес решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять. В лес идем мы погулять: За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.

Тема "Животные"
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке ровной-ровной, гладкой-гладкой. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева. Пальцы чуть согнуть. Язык "чашечкой".
На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется. Руки соединить ребрами ладоней "чашечкой". Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык "чашечкой" двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.
Пальчиковая игра "В зоопарке"
Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.
В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд Медвежат, волчат, бобрят.

"Загадки"
Универсальное панно (авторское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой (левой) руки, сопровождают игру загадками.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж.) * * * Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимою спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь.) * * * Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы, Уши больше головы. У косого нет берлоги, От врагов спасают ноги. Не нужна ему нора, А от голода кора. (Заяц.)

Тема "Семья"
Самомассаж пальчиков
массаж "четками" перебирание бус ("четок"), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
воздушными шарами-"шалунами" (наполнители соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:
И у бабушки есть, И у дедушки есть, И у мамы есть, И у папы есть, И у сына есть, И у дочки есть, Чтобы его узнать Надо вслух назвать. (Имя.)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке ровной-ровной, гладкой-гладкой. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева. Пальцы чуть согнуть. Язык "чашечкой".
Крона состоит из веток и листьев. Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить "чашечкой". Язык "чашечкой".
Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают. Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
Вот корни дерева. Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз. Язык напряженно тянуть вниз.
Пальчиковые игры Игра "Кто живет в моей квартире"
Квартира решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). "Ходить" указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно "ходить" в любом направлении одной, другой, обеими руками.
Раз, два, три, четыре. Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчиать: Папа, мама, брат, сестра, Бабушка, дедушка и я Вот и вся моя семья.

Игра "Пальчик-мальчик"
Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно "ходить" одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Игра "Моя семья"
Используются "забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.
Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я. Вот и вся моя семья.

Игра "Поиграем в пальчики"
Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно "кусать" ногтевые фаланги ("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.
Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

Список использованной и рекомендуемой литературы
Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
Ерошкина С.Т., воспитатель МДОУ № 85, г. Северодвинск Архангельской обл.
«Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг,
нетрадиционные игровые приемы
(Практикум для родителей)
ЦЕЛИ:
Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Мелкая моторика это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 23 раза в день по 35 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Детям (и родителям) предлагается имитационная игра: отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, страну пальчиковых игр.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять»,состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, Вправо-влево как хочу. Сверху левой, снизу правой Я его катаю, браво.

3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха, Между пальцами катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.

6. Пальчиковый тренинг
«Щелчки» каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
«Кус-кус» бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Котенок»
Если кто-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь из наших лап!

В. Берестов
«Узелки» перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Кто идет? Идет собака, кот идет, И дождь идет, и град Еще часы идут вперед, Хоть на столе стоят.

Л.Г. Парамонова
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники» «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?..
(Лыжи.)

Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник.)

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
(Лыжи.)

«Волшебные превращения веревочки» из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты» нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
ша-шо-шу-ши-ше;
шко-шка-шку-шки-шке;
аш-ош-уш-иш-еш;
шта-што-шту-шти-ште.
Чистоговорки:
ша-ша-ша в доме у нас Маша;
шо-шо-шо Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу на руках ее ношу;
ши-ши-ши калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение:
Маша шла, шла, шла И игрушки нашла: Кошку, матрешку, шишку, мартышку, Мишку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый мяч-прыгун» прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно », одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
«Рисование» рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.

Итог практикума:
1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
развивают мелкую моторику рук;
стимулируют речевое развитие;
повышают работоспособность головного мозга;
оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.
2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.
В детском саду родители могут получить:
варианты самомассажа кистей и пальцев рук;
разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): «шалуны» воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые эспандеры, мячики с шипами, резинки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щетки.

Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515