Классный час Толерантная личность (5 класс)


Классный час на тему
«Толерантная личность»
Цели:
Дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей
Улучшение психологического климата в классе.
Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Задачи:
Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
Развить навыки социального поведения.
Выработать принципы толерантного поведения
воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать..
Художественное оформление кабинета:
1) На доске - плакат- схема:
 
 
2) На стенде - определение толерантности.
«Толерантность» - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
4) На экране компьютера – слайды, которыми сопровождается классный час.
Cлайды:
Термин «Толерантность» на разных языках:
французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
испанский - способность признавать отличные от  собственных идеи или мнения;
английский - готовность быть терпимым, снисходительным;
китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
русский - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 
Вопросы для обсуждения:
Какое определение вам импонирует более всего?
Что объединяет эти определения?
Почему толерантность так актуальна в настоящее время?
Вводная беседа (выявление опыта у детей):
Объяснение темы классного часа, целей и задачи урока.
Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.
Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?
Уч-ся: Будем успокаивать.
Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему?
Уч-ся: Друзья
Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.
Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.
Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Урок толерантности или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.
Основная часть:
Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово - «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Как вы думаете, что такое толерантность? Рассмотрим слова синонимы к этому слову. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Итак, сочувствие=толерантность.
А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?
Уч-ся: Выслушивать других людей.
Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других лю-дей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Уч-ль: Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Давайте рассмотрим ещё одну очень простую ситуацию. «Два друга поссори-лись разговаривая о своих домашних животных. Одному нравятся кошки, а другому собаки. После ссоры они друг с другом не разговаривают». Из-за чего?
Уч-ся: не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.
Уч-ль: Кто по вашему мнению прав?
Уч-ся: Никто.
Уч-ль: Как бы вы поступили на их месте?
Уч-ся: Принять мнение друг друга и понять, что у всех людей разные вкусы.
Уч-ль: Ребята все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой - уникальная индивидуальность. Поэтому, мы должны ценить и любить друг друга такими, какие они есть, то есть быть толерантным по отношению друг к другу. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.
Упражнение №1 «Сходства и различия».
На слайде слово «ЛЮДИ» делится на две половины «СХОДСТВА» и «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют и записывают сходства и различия людей.
Общее Различное
Мы - люди;
Мы ученики одной школы, одного класса; У нас одна учительница;
Нам по 8 лет;Мы живём в одном районе;
Мы любим мультфильмы;
Мы любим играть. Разные по полу;
Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)
Разные по характеру;
Разные по вкусовым предпочтениям;
Разные интересы, способности.
Упражнение №2. «Веселая компания».
Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д. или упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». У ведущего нет стула, он предлагает поменяться местами тем участникам, которые «утром позавтракали», «у кого длинные волосы», «кто получил сегодня пятерку» и т.п. Цель ведущего - занять освободившийся стул. Участник оставшийся без стула становится ведущим.
Вывод:
Все мы разные, что-то разъединят нас, а что-то обязательно объединяет.
Какими качествами должен обладать толерантный человек?
Уч-ль: Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?
Посмотрите на определение толерантности:
•Готовность мириться с чужим мнением;
•Уважение человеческого достоинства;
•Принятие другого таким какой он есть;
•Способность поставить себя на место другого;
•Уважение права быть другим;
•Терпимость к чужим мнениям, поведению;
•Отказ от причинения вреда и насилия.
Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?
Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:
1.терпение
2.чувство юмора
3.расположенность к другим
4.доверие
5.умение владеть собой
6.доброжелательность умение не осуждать других
7.умение слущать
8.любознательность способность к сопереживанию
Должны ли мы развивать в себе эти качества?
Упражнение № 3 (прием поиска толерантной позиции).
Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Рисунки можно вывесить на стену.
Уч-ль:
Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Упражнение №4. Игра называется «Вспомнить всё!»
Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.
Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать одну чер-ту, которая есть у толерантного человека и передать мяч следующему.
Сейчас мы разделимся на 2 группы и найдем черты присущие толерантной и интолерантной личности.
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие, гуманизм Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Пренебрежение
Раздражительность
Равнодушие
Агрессивность
Вывод:
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
Итоги
Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.
Можно предложить ребятам придумать и нарисовать эмблему толерантности.
Список литературы:
1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003
2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.
3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.
4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999
5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005
6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993
7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004
8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004