Конспект урока для 5 класса по теме кулинария


Конспект урока по технологии 5 класса
Раздел: Кулинария. Тема: Блюда из яиц
Цель урока:.    Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании  человека.
Задачи урока.
Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и приготовлению блюд из яиц.
Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Создать условия для выполнения  самостоятельной  деятельности.
Воспитывать взаимодействие в коллективе.
Необходимое оборудование и материалы.
Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
Набор продуктов для практической работы.
Компьютер, проектор, экран.
Слайдовая презентация.
Инструкционные карты для лабораторной работы.
Технологические карты. Яйца «Сюрприз» (приложение №2)
Для учащихся:
Рабочая тетрадь, кулинарная энциклопедия, письменные принадлежности.
Таблица «ЗУХ» (приложение №1)
Конспект урока.
1. Организационный момент
 Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (до занятия).
 Проверка готовности к уроку.
 Учитель:  В некотором царстве, Кулинарном государстве, был объявлен конкурс на замещение вакантной должности придворного повара. Всем желающим занять это место предлагалось отгадать загадку и приготовить блюдо.
«Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли. Сварю, стану  есть – несолено».
    (Фунт –  единица измерения массы  1 фунт -  450 грамм)
Трудная загадка! Многие пытались её разгадать, но ни у кого не получалось.
Однако нашёлся повар, настоящий профессионал, который справился с заданием!
Что же приготовил повар? (ребята высказывают своё мнение) Повар сварил яйцо, разумеется, в скорлупе.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:  Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Кулинария. (Слайд  № 1)
   Добро пожаловать в «Мир солнышка в скорлупке».  Сегодня мы побываем в гостях у придворного повара  Калорьевича  и узнаем всё о яйце и яичных продуктах научимся готовить блюда из яиц.
    Знакомьтесь!   (Слайд № 2)
Повар у плиты творит
Как на крыльях  он парит.
Каждое его творенье -
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полёт,
Тот, кто пробовал, поймёт.
Поварское дело не ремесло, а искусство.
   У древних римлян существовали поговорки: «Жизнь – из яйца», «С яйца – с самого начала», потому что свою трапезу  они всегда начинали с яйца, которое они не варили, а выпивали сырым.
3. Объяснение нового материала.
Учитель:  В каждом маленьком яйце скрыто столько загадок! 
Раскроем их и станем настоящими экспертами в области яиц.   (Слайд № 3)
Свои знания  по теме будем сохранять в таблице «ЗУХ».
Таблица «ЗУХ» Знаю Узнал Хочу узнать
Яйцо – пища, приготовленная природой в идеальных пропорциях.  А вот и первая загадка.  Какие полезные вещества содержатся в 45 граммах яйца?           Работа  с  текстом  кулинарных энциклопедий. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу.  В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
  Задание:  вчитываемся  в текст и  делаем   пометки: " V " - уже знал, " + " – новое, " ? " - есть вопросы (хочу узнать).
 
  Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод по  прочитанному.  Таблица «ЗУХ». 
Вывод.   Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые    человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли,  витамины А, D, Е и  В. Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени). Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется. Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.
Чтобы разгадать вторую загадку, отправимся с поваром  Калорьевичем  в магазин.Просто поразительно, как много информации содержится на яйце!
 Какую информацию содержит штамп на яйце? 
 Беседа  (ребята высказывают своё мнение).
 Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими. 
По истечении 7 суток они становятся столовыми.
Работа по учебной таблице.   (Слайд   № 6)
    (Схема зарисовывается учащимися  в рабочую тетрадь)
 Диетическое  :1-й категории (45 – 60 г)
 Куриное яйцо : 2-й категории (40г. и меньше)                    
 Столовое          (срок хранения до 30 суток)
Меланж - замороженная смесь белка с желтком
 Яичный порошок - высушенный меланж
       - Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й   категории.  
- Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
    К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания. Срок хранения  яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток

Советы повара Калорьевича. (Слайд  № 7)
Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
Учитель: Начинаем заполнять таблица «ЗУХ».Раскроем ещё одну загадку  и познакомимся со строением  яйца.
        (работа по учебной таблице)    
Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга.  В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках  «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.Очень важно, чтобы яйца были свежими, а  как это узнать, вот так загадка?
 Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)
   Вывод.
 Для определения  их доброкачественности можно использовать несколько способов.
1. Просвечивание (с помощью овоскопа)
2. Погружение в воду.  
4. Лабораторная работа.
Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. (Слайд   № 9) (работа выполняется  в парах по инструкционной карте)
Ход работы.
1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте.
2. Опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей.
3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и   охарактеризуйте его качество.
Качество яйца Положение яйца
Яйцо свежее Опустилось на дно стакана
Недостаточно свежее Плавает чуть выше дна
Недоброкачественное Находится на поверхности жидкости
Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.
Советы повара Калорьевича.  (Слайд № 10)
Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца  (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
Соблюдать режим тепловой обработки яиц.
Опять загадка, какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?
Предлагаю принять участие в игре «Яичный аукцион» (кто последний назовёт блюдо из яиц).
   Вывод. Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать.  Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий. В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.  В русской национальной кухне, например,  яйца готовили, как отдельное блюдо.  Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.
Как же правильно  варить яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Рассмотрим способы варки яиц  (работа с таблицей).    (Слайд  № 12)
Способ приготовления Время приготовления, мин Готовность
Всмятку 2 Белок свернулся наполовину, желток не свернулся
«В мешочек» 4 - 5 Белок свернулся, желток не свернулся
Вкрутую 7 - 10 Желток и белок свернулся
Подготовка к практической работе.
Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала запомним несколько правил!    Советы повара Калорьевича   (Слайд  № 13)
Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг об друга и потрескаться.
Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.
Учитель: Заполним таблицу «ЗУХ».
Вводный инструктаж.
Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по правилам техники безопасности:
- при пользовании электронагревательными приборами;
- при работе с горячей жидкостью.
Разбирается схема приготовления и требования к качеству блюда.
6. Практическая работа. Выполняется в соответствии с графиком работы с использованием технологической схемы и рецептуры.
Технологическая карта. Яйца «Сюрприз». (Слайд  № 14)
Наименование продукта Кол-во Последовательность приготовления Посуда и инвентарь
Яйца 1 шт. Сварить вкрутую. Очистить.  Разрезать пополам. Вынуть желток Кастрюля, нож, разделочная доска
Паштет 2 ч. ложки Смешать с желтком Тарелка, вилка
Соль По вкусу Добавить в паштет с яйцом. Смешать. Ложка
Майонез 1 ст. ложка Наполнить половинки яйца полученным фаршем и сверху залить майонезом. Украсить зеленью. Ложка, сервировочное блюдо
Варка яиц идёт полных ходом, но не все загадки  ещё разгаданы.
Как культурно съесть яйцо на завтраке?!    
Учитель:  Для этого надо знать некоторые тонкости яичного этикета  (сообщение готовится ученицей)
  Ученица:   Помните, почему началась война между лилипутами (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»). Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили, что надо бить яйцо с тупого конца, другие – с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне. Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки. Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.
 Определение качества.Оценка сервировки стола.
Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль). 
Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.
Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).
7. Подведение итогов занятия.
Учитель: Заполним  таблицу «ЗУХ». Проанализируем нашу работу,  подведём итог.
Обобщение знаний учащихся.
Интересная информация от повара Калорьевича   (Слайд № 15)
 Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.
   Учитель: Обыкновенное яйцо – пищевой продукт, но его воспевают в песнях, сочиняют сказки  (Курочка Ряба). Форма  яйца вдохновляет художников,  дизайнеров, архитекторов
«Яйцо  в искусстве»  (сообщение готовится ученицей)    (Слайд № 16, 17) 
  Ученица:
- В городе Коломыя  находится архитектурное сооружение в форме  яйца, сюда    
   приезжают посетители из разных стран.
- В Москве на улице Маликова стоит удивительный Дом – яйцо (архитектор С. Ткаченко).        
- Театр – музей Сальвадора Дали уникальное здание в Испании.
- Памятник «Колумбово яйцо» стоит в городе Сан – Антонио – Абад.
8. Рефлексия деятельности на уроке.  
Синквейн: существительное;  два прилагательных;  три глагола в неопределённой форме; пословица, фраза или крылатое выражение; синоним.
Составление учащимися синквейна. (Слайд № 18)
Яйцо;
таинственное, хрупкое, полезное;
купить, варить, угощать;
«солнышко в скорлупке», «в доме еда, а дверь заперта», «яйца курицу не учат».
жизнь, здоровье.
(Слайд № 19)
   Учитель:  Уважаемые эксперты  в области яиц, я благодарю вас за активную работу. Новых вам открытий и побед в стране Кулинария.   Урок окончен.