Индивидуальная образовательная программа по предмету Коррекционно — развивающие занятия для учащихся 1 класса с умеренной и выраженной умственной отсталостью


МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
Индивидуальная образовательная программа
по предмету «Коррекционно – развивающие занятия»
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Щипова Е.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
Содержание индивидуальной образовательной программы по предмету «Коррекционно – развивающие занятия» предусматривает следующие разделы:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Содержание программы по предмету.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Учебно - методический комплекс.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися со стойким нарушением познавательной деятельности.
Индивидуальная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г.
№ 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Индивидуальная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.Программа направлена на решение следующих основных задач:
Формирование пространственных, временных и количественных представлений (свойства предметов, сравнение предметов, положение предметов)
Сенсомоторное развитие.
Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания.
Коррекция зрительного восприятия, памяти, внимания.
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, анализ). Формирование навыков группировки.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
Формирование положительного отношения к учебному процессу.
Развитие познавательного интереса.
Обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит предметно-практическую направленность.
Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Обучение направлено на решение вопроса развития речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания учителя.
На уроках проводится целенаправленная работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию понимания речи, слухового внимания, развитию памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, мелкой моторики руки.
Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции.
Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Программой не предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пира¬мидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (Лего Дупло) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера.
Место учебного предмета
Индивидуальная программа в соответствии с Учебным планом МБОУ Есаульская специальная (коррекц.) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (2 часа математики в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 66ч.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны научиться:
Кондратьев Т.
понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;
понимать смысл обращенной речи;
показывать и называть хорошо знакомые предметы и  соотносить их с картинками;
выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
выполнять элементарные задания по словесной инструкции и показу;
правильно держать карандаш;
различать и обводить по трафарету геометрические фигуры (круг, квадрат), штриховать их;
называть свое имя и фамилию.
Хакимов Э.
показывать и называть хорошо знакомые предметы и  соотносить их с картинками;
выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
отвечать на простые вопросы одним словом;
выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
правильно держать карандаш;
различать и обводить по трафарету геометрические фигуры (круг, квадрат), штриховать их;
называть свое имя и фамилию.
сравнивать предметы по величине;
увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
устанавливать и называть порядок следования предметов;
узнавать и называть геометрические фигуры;
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООПобразовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре-
зультаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизнен-
ной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результатов достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «усвоил с помощью», «не усвоил»), т.е. безоценочная система на протяжении всего периода обучения.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца.
Решение поставленных задач происходит, как на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.
2.2. Содержание программы по предмету
Программа составлена с учетом уровня зоны ближайшего развития учащихся. Учащимся предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья понятия.
Содержание индивидуальной образовательной программы определяется актуальным уровнем предметных компетенций:
Понимание названия окр. предметов Понятия «много – мало» Сравнение предметов по величине Выполнение заданий по словесной инструкции Название геометрических фигур (круг, квадрат)
Кондратьев Т. - - - - -
Хакимов Э. С пом. - - - -
Учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, индивидуальная образовательная программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению знаний умственно отсталыми учащимися.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Запоминание и выбор из ряда игрушек и предметов (2-4 игрушки)
Определение игрушки, которую убрали или добавили.
Запоминание и повтор 2-3 слов по заданию учителя.
Определение лишней картинки (Например, яблоко, груша, стол)
Определение лишнего предмета из представленного ряда (Например, 3 красных кубика и 1 синий)
Нахождение предметов по контурному изображению.
Складывание картинок из 3-4 частей.
Подбор кубиков разной формы в соответствии с прорезями в коробке.
Развитие временных, пространственных и количественных представлений.
Положение предметов в пространстве и на плоскости.
Временные представления (день, ночь)
Количественные представления (много, мало, один, два)
Развитие слухового внимания
Звуки окружающей действительности (неречевые звуки), различение.
Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка.
Звуки речи. Игра «Чей голосок?».
Подражание голосам животных, звукам окружающего мира, музыкальных инструментов.
Кто и как голос подает? (корова, лошадь, кошка)
Развитие экспрессивной речи
Называние (употребление) звукоподражаний, простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён учащихся класса, педагогов класса.
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет .Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.), свойства предмета (цвет, форма, величина).
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.
Виды упражнений:
выделение предметов из группы данных;
группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);
выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, круг);
конструирование из данных геометрических фигур;
выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;
конструирование из цветных палочек и полосок бумаги; конструирование из усвоенных геометрических фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию.
Развитие мелкой моторики руки
Для умственно отсталого школьника это направление является важным потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки.
Упражнения осуществляются в следующей последовательности:
обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата);
обводка геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок;рисование геометрических фигур по тонким линиям — обводка;
обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно.

3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различныепо форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр,денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
3.2.Учебно – методический комплекс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой. – Москва, «Просвещение», 2011 г.
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Коррекционно – развивающие занятия» 1 класс
№ Тема Кол-во часов Дата Коррекционно-образовательные задачи Наглядность
1 четверть –18часов.
1. Выявление знаний, умений у учеников. 1 Определить актуальный уровень предметных компетенций.
Формировать умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать. Геометрические фигуры, счетный материал.
2. Понятия один-много. 1 Совершенствовать умение определять один предмет и много предметов. Учить понимать обращенную речь и назвать понятия «Один-много». счетный материал, учебник
Алышева 1 кл, ч.1
3.
4.
5. Дифференциация цвета.
Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета. 3 Учить понимать слова, обозначающие цвет предмета. Учить различать предметы по цвету. Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Учить переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое. Прививать навыки учебного труда. Цветные полоски
6.
7. Круг. Группировка предметов по форме. 2 Совершенствовать умение выделять круг среди других геометрических фигур.
Развивать пространственные представления, зрительное восприятие. Геометрические фигуры
8.
9. Квадрат. Группировка предметов по форме. 2 Совершенствовать умение выделять квадраты из множества других геом. фигур. Развивать понимание речи, память, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, внимание.
Корригировать процессы анализа и синтеза. Геометрические фигуры
10.
11. Величина предметов. Понимание и называние слов, обозначающих величину предмета. 2 Совершенствовать умение понимать и называть слова, обозначающие величину предмета. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции. «Математика1 кл» Т.В.Алышева 1 часть, игрушки
12.
13. Игры на развитие внимания, памяти. 2 Развивать психические процессы.
Расширять объем понимания речи. Способствовать включению ребенка в совместную деятельность. Игрушки, дидактические игры (Забрамная)
14. Игры на развитие внимания, памяти, мышления. 1 Развивать психические процессы.
Расширять объем понимания речи. Способствовать включению ребенка в совместную деятельность. Игрушки, дидактические игры (Забрамная)
15. Выделение из группы предметов одного или нескольких, обладающих определенными свойствами (цвет, форма, величина, назначение). 1 Совершенствовать умение понимать и называть слова, обозначающие величину предмета, цвет, форму. Развивать мелкую моторику, словесно-логическое мышление, навыки анализа.
Формировать умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать. Геометрические тела, фигуры
Игрушки
16. Выбор и группировка геометрических форм. 2 Развивать мыслительные операции анализа, синтеза. Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности. Прививать навыки учебного труда. Геометрические фигуры, предметные картинки.
17.
18. Конструирование из данных геометрических форм. 2 Развивать мыслительные операции, зрительное и пространственное восприятие. Учить работать по словесной инструкции. Геометрические фигуры, осколочные картинки.