Индивидуальная образовательная программа по предмету Человек для учащихся 1 класса с умеренной и выраженной умственной отсталостью


МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
Индивидуальная образовательная программа
по предмету «Человек»
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Щипова Е.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
Содержание индивидуальной образовательной программы по предмету «Человек» предусматривает следующие разделы:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Содержание программы по предмету.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Учебно - методический комплекс.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися со стойким нарушением познавательной деятельности.
Индивидуальная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г.
№ 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Цель учебного курса «Человек» - формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Данная программа предназначена для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Место учебного предмета
Индивидуальная образовательная программа в соответствии с Учебным планом МБОУ Есаульская специальная (коррекц.) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (3 часа в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 102ч.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Учащиеся должны научиться:
Кондратьев Т.
соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
различать части своего тела;
относить себя к определенному полу;
определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
сообщать общие сведения о себе: имя, пол;
обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
сообщать о своих потребностях и желаниях;
Хакимов Э.
соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
различать части тела;
относить себя к определенному полу;
определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол;
обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
сообщать о своих потребностях и желаниях;
соблюдать гигиенические правила в соответствии срежимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);
следить за своим внешним видом.
1.3. Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООПобразовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре-
зультаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизнен-
ной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результатов достижений обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «усвоил с помощью», «не усвоил»), т.е. безоценочная система на протяжении всего периода обучения.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца.
Решение поставленных задач происходит, как на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.
2.2. Содержание программы по предмету.
Содержание индивидуальной образовательной программы определяется актуальным уровнем предметных компетенций:
Представления о себе Ориентирование в схеме тела Умение умывать лицо, руки Умение чистить зубы Умение одеваться Правильное использование столовых приборов при приеме пищи
Кондратьев Т. - - - - - С пом.
Хакимов Э. С пом. С пом. С пом. - С пом. С пом.
Представления о себе.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание
(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина,живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей.
Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,
вытирание тела.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (кофта), рубашка (футболка), майка, трусы, брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Узнавание (различение) головных уборов
(шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например:надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.
Семья
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Для реализации программы по предмету «Человек» материально- техническое обеспечение включает: Предметные и сюжетные картинки, пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья с подлокотниками, подножками и др.
3.2. Учебно – методический комплекс.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
№ Тема Кол-во часов Дата Коррекционно-образовательные задачи Наглядность
1 четверть – 27ч.
1.
2. Представления о себе.
Я-мальчик. Ты-девочка. 2 Учить различать мальчика и девочку по внешнему виду. Развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции. Картинки «Мальчик», «Девочка»
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Голова: лицо (глаза, рот, нос, уши, лоб, брови).
Туловище (спина, живот).
Руки (локоть, ладонь, пальцы).
Ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). 1
2
1
1
1 Учить называть свое имя, фамилию, показывать на кукле, себе части тела. Познакомить с назначением частей тела. Корригировать недостатки познавательной сферы.
Воспитывать положительную учебную мотивацию. Кукла
Н.Б. Матвеева «Живой мир 1 класс»
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Гигиена тела.
Предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расчёска.
Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка, ножницы.
Предметы санитарии и гигиены: таз, ванна, полотенце.
Уход за руками.
Практическое занятие: мытьё рук.
Уход за лицом.
Практическое занятие: умывание.
Мытье ушей. Чистка ушей.
Уход за зубами.
Практическое занятие: чистка зубов.
Уход за волосами. Расчесывание.
Практическое занятие: мытье волос.
Уход за ногами.
Практическое занятие: мытье ног.
Уход за телом.
Практическое занятие по уходу за телом. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учить называть и показывать предметы санитарии и гигиены. Познакомить с назначением предметов санитарии и гигиены. Расширять и активизировать словарный запас. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Формировать практические умения по уходу за своим телом. Расширять объем понимания речи, развивать внимание, память, мыслительные операции, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность. Прививать учебные навыки. Предметы санитарии и гигиены
23. Правила пользования туалетом. 1 Формировать умение пользоваться туалетом. Туалетная бумага, мыло
24.
25.
26. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр» 3 Познакомить со стихотворением. Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, отвечать на элементарные вопросы по содержанию односложным ответом. Иллюстрации к стихотворению
27. Закрепление ранее полученных навыков по гигиене тела. 1 Закреплять санитарно-гигиенические навыки по уходу за телом. Корригировать недостатки познавательной сферы. Воспитывать аккуратность, чистоплотность. Предметы санитарии и гигиены