ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТА


Е. Ю. Гаврилец, педагог-психолог,
МБОУ СОШ №6 им.Ф.И.Ярового, ст. Новолеушковской, Павловского района
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТА
Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подростков.
Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Почти каждый подросток имеет доступ к Интернет либо с домашнего компьютера, либо с сотового телефона. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред подростку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка.
На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психолог, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется, прежде чем передаваться обучающемуся. Во-вторых, учащийся получает информацию из внешней информационной среды, которая включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе. Данная информация дается ученику в "сыром" виде, и от его личностных характеристик и особенностей зависит, в каком виде она будет переработана, принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять угрозам и опасностям инфокоммуникационной окружающей среды.
Происходит психологическое подавление, манипулирование сознанием наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи. Одной из самых серьезных угроз в информационной образовательной среде является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб его психическому здоровью, позитивному развитию и удовлетворению его основных потребностей.
Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. В условиях современной школы возможно создать условия для овладения детьми навыками информационной безопасности. Однако, реально использовать свои навыки ребенок будет только в том случае, если у него есть для этого положительный пример родитель. Поэтому нераздельно с обучением детей навыкам информационной безопасности, необходимо проводить и просвещение родителей в этом вопросе.
Прежде всего, родители должны помнить, что ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это также отражается и на интересах детей при работе в Интернете. Родителям важно знать, какие особенности имеют дети в том или ином возрасте, для того чтобы правильно расставлять акценты внимания при своих беседах с детьми о правилах безопасности в Интернете.
Кроме того, нужно учитывать, что наши дети начинают осваивать Интернет в разном возрасте: кто-то в возрасте 14 – 17 лет, находясь в старших классах, кто-то в 10 – 13 лет, а кто-то еще в дошкольном возрасте получает первый опыт взаимодействия с ним.
Подростки, как правило, проходят через период низкой самооценки; ищут поддержку у друзей и неохотно слушаются родителей. Более старшие ищут свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость; в то же время они охотно приобщаются к семейным ценностям. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта. В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. И совершенно нормально, что они хотят все это сами увидеть, услышать, прочесть. Доступ к нежелательным материалам (например, порнографическим картинкам или инструкциям по изготовлению взрывчатки)
можно легко заблокировать при помощи программных фильтров. Они скачивают музыку, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Кроме того, подростки активно используют поисковые машины. Большинство пользуется чатами, и многие общаются в приватном режиме. Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах; и юные дамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.
Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее участие взрослых тоже необходимо. Возникает проблема: “Каким же образом решать задачу просвещения родителей в вопросах информационной безопасности?” Во-первых, необходимы беседы о работе детей в сети Интернет, которые проводятся на классных и общешкольных родительских собраниях. Мы понимаем, что родителям часто бывает сложно контролировать своих детей, т.к. дети уже знают гораздо больше их, поэтому советуем начинать воспитание информационной культуры с раннего возраста.
Во-вторых, в школе на школьном сайте, открыть страничку для родителей с размещенными рекомендациями, сводящимися к простым и очевидным правилам, советам, рекомендациям с целью повышения компьютерной грамотности родителей, познакомить с проблемами, которые могут возникнуть при работе на компьютере. Тематика вопросов может быть такова:
1. Что дети должны знать о вредоносных и нежелательных программах в интернете?
2. Повышение уровня безопасности компьютера.
Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Родители должны также помнить о необходимости хранить свои пароли в секрете, чтобы подростки не смогли зарегистрироваться под именем старших.
Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете - это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей.
Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.
Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:
● проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
● установка программ фильтров на школьные компьютеры;
● проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
● тесты и анкеты для родителей по изучению ИКТ компетенций школьников, а также для диагностики определения степени компьютерной зависимости подростков;
● памятки родителям.
Организация контроля использования ресурсов Интернета подростком в домашних условиях, с помощью программ Родительского контроля:
● ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
● блокировать доступ к некоторым сайтам,
● блокировать доступ к другим интернет сервисам,
● запрещать запуск некоторых игр и программ.
Видеть в современной технике только добро или только зло это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее культуры безопасности.
При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.
В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители.
Формирование информационной культуры и безопасности процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.
Повышение своего уровня компьютерной грамотности – одно из главных правил для родителей, которым небезразлична информационная безопасность их детей.
Соблюдение этих простых и в то же время эффективных правил позволит родителям защитить своих детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернет ресурсами максимально полезным. Единство родительских и педагогических усилий поможет нам оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.
Список литературы
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / Под ред. И. А. Баевой. - М., 2009. - 152 с.
Богатырева Ю.И. Анализ проблем информационной безопасности личности обучающихся [Текст] / Новые информационные технологии в образовании: материалы VI международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г. // ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", Екатеринбург, 2013. - 390 с. - С. 313-316.
Бочаров М.И. Комплексное обеспечение информационной безопасности школьников. [Текст] // Применение новых информационных технологий в образовании, 2009.
Привалов А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Текст] / А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные наукию - Тула, 2012. Вып. 3. - С. 427-431.
Портал Российской государственной детской библиотеки: научно-методический отдел [Электрон. ресурс] // URL: http://metodisty.rgdb.ru/articles/2063.