Методическое объединение классных руководителей


Методическое объединение классных руководителей
Тема: «Духовно-нравственное воспитание, как одно из важнейших направлений воспитательной работы».
Цель: демонстрация средств духовно- нравственного воспитания на примере притчи.
Задачи:
Использовать притчи в работе классного руководителя в духовно- нравственном направлении воспитания учащихся;
Использовать притчи в формировании духовно- нравственной модели ученика школы;
Использовать притчи в формировании взаимоотношений учащихся, педагогов и родителей.
Оборудование: презентация, видеоролики, методический материал, раздаточный материал (притчи-кирпичики, листы, карандаши).
Ход заседания
I. Вступительное слово.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе.
1. Видео о жизни подростков
2. Проблемный вопрос
- Почему происходит такая ситуация с подростками?
- Назовите причины.
Все причины записываются на листе, прикреплённом на доске.
(Характерными причинами сложной ситуации явились:отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.)
II. Основная часть
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые по характеру, формируются вредные привычки.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Объявление темы.Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»
Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
Если притча – геометрическая фигура, то это  ...
Если притча – цвет, то это ...
Если притча – это название фильма, то это ...
Если притча – настроение, то это ...
Если притча – музыка, то это ...
Если притча – животное, то это ...
Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.
Чтение притчи
Притча о воспитании (Приложение 1)
4. Мы предлагаем для работы с классами, Вам классные руководители подборку притч по духовно- нравственному воспитанию
I. Радость и горе
«Цветок радости»
«Испытание или помощь?»
«Счастливый кузнец»
«Когда на сердце спокойно»
II. Доброта и величие характера
«Кто самый достойный?»
«Чему нас учат деревья?»
«Благородство характера»
«Кому помогает небо?»
III. Любовь и дружба
«Лучшее лекарство»
«Как помочь другу?»
«Зачем нужен брат?»
IV. Честность
«Можно ли погубить правду?»
«Не обманывай»
«Опаснейшая ложь»
«Кто украл масло?»
V. Бедность и богатство
«Почему рухнул дом?»«Первый кусок хлеба»«Когда любая гавань хороша?»
Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов.
Практическая работа . Представление притч «Под крышей дома моего». Мы предлагаем каждой паре прочитать, выделить главную мысль и представить одну из предложенных притч. (включаем фон). «Притчи- кирпичики» крепим под крышу.
Сюрпризный момент (выступление учащихся школы Притча «Три свечи»).
Воспитание духовно- нравственной личности возможно только в семье, где этому направлению воспитания уделяется должное внимание. У каждого из Вас есть семья, для каждого из Вас семья- нечто сокровенное, личное. Мы Вам предлагаем послушать притчу о семье! (притча, фон)( приложение 2)
Притча как семя, если его культивировать- применять, то оно обязательно даст свои плоды- духовно- нравственное подрастающее поколение. Предлагаем посмотреть видеоролик, созданный учащимися 9 класса- призерами городского конкурса «Защитим Черное море». (просмотр видеоролика)
Заключительное слово.
Пред вами стебелек. Представьте, если каждое зерно духовно- нравственного воспитания даст свои плоды, какая будет наша молодежь. Напишите на лепестках прилагательные (качества личности) и прикрепите к нашему стебельку!
Уважаемые педагоги! Мы надеемся, что сегодняшнее заседание МО по использованию притчи, как средства духовно нравственного воспитания школьников, с элементами мастер- класса углубили ваши знания по теме и дадут возможность шире использовать методический материал на своих классных часах, беседах и других формах воспитательной работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Притча о воспитании.
Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.