Рефлексивный отчёт о работе профессионального сетевого сообщества обучающихся учителей КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау» в 2014-2015 учебном году


Рефлексивный отчёт
о работе профессионального сетевого сообщества обучающихся учителей
КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау» в 2014-2015 учебном году
Сетевое сообщество учителей гимназии создано в сентябре 2014 года как открытая площадка, созданная для общения учителей, внедряющих новые подходы в практику преподавания и обучения.  Данная площадка является средством самообразования педагога, повышения его профессиональной компетентности, конструктивного обсуждения проблем, возникающих в ходе преподавательской практике, обобщения и распространения результатов педагогической деятельности педагогов.
Профессиональное сообщество составляют учителя гимназии, ведущие совместную деятельность после окончания курсов обучения учителей по программам 1-3 уровней в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров РК, реализующих модули уровневых программ в процессе преподавания для совершенствования практики преподавания и обучения. Это 1 учитель 1 уровня, 2 педагога 2 уровня и 5 учителей 3 уровня.
План работы сетевого сообщества гимназии составлен на основе Плана работы сетевого сообщества учителей города Темиртау «Керемет диалог», координационным центром которого является КГУ «ОСШ №19 г. Темиртау», и направлен на пополнение и генерирование знаний учителями, разные формы сотрудничества участников образовательного процесса гимназии, конструктивное обсуждение проблем, возникающих в ходе преподавательской практики.
Согласно плану один раз в месяц проходят заседания учителей-уровневиков в форме «Круглого стола», цель которых – анализ проделанной работы, определение проблем, возникающих на данном этапе деятельности, координирование дальнейшей деятельности, выработка последующих шагов, позволяющих добиваться успешности.
Проблемой, которую необходимо решать в новом учебном году, является документальное сопровождение функционирования сетевого сообщества. На мой взгляд, фотографирование во время оживлённой профессиональной беседы, ведение протокола в его традиционной форме невольно превращают данную деятельность в формальную повинность. Поэтому необходимо продумать такие формы документального сопровождения, которые бы соответствовали новым подходам к УВП и способствовали созданию коллаборативной среды.
Приоритетное направление деятельности сертифицированных учителей – внедрение новых подходов в практику преподавания и обучения. Способом определения общих проблем в практики преподавания и обучения, а также определения успешности или неуспешности внедрения новых подходов в практику преподавания являются открытые уроки внутри сетевого сообщества: наблюдение учителей за деятельностью своего коллеги и деятельностью учащихся на уроках дают возможность не только пополнить свои знания, но и определить совместно способы разрешения проблем в практике преподавания и обучения. 293878010477500

Своими наработками учителя, окончившие уровневые курсы, делятся с педагогами гимназии через проведение открытых уроков. В течение учебного года была организована и проведена Неделя открытых уроков учителей-уровневиков. Учителя с интересом наблюдали за деятельностью учащихся и учителя на уроке, приемами и стратегиями, которые использовались на занятии, по окончании уроков, задавали вопросы, уточняли… Рефлексия учителей, присутствующих на открытых уроках, показала, что это самый действенный и эффективный способ вовлечения учителей, не прошедших уровневые курсы, к изменению своей практики преподавания и обучения.32251654254500
Проблемой, которую необходимо решать и в следующем учебном году, является создание коллаборативной среды среди участников сетевого сообщества. Сложившийся стереотип: к тебе пришли на урок, после идет «разбор» урока, присутствующий на уроке скажет об ошибках(!), создаёт психологический барьер, мешает созданию доверительных отношений между участниками сетевой группы.
Приоритетным направлением деятельности учителей-уровневиков является работа с коллективом гимназии посредством проведения семинаров, тренингов, направленных на повышение мотивации педагогов к преобразованию практики, привлечение их к успешному партнерству, вовлечение в процесс преобразования школьной практики преподавания и обучения, рефлексию. В течение 2014-2015 учебного года были проведены методические тренинги:
«Критическое мышление учителя» (учитель 2 уровня Пахомова О.Б.)
«Эффективные методы запоминания» (учитель 1 уровня Титовская Н.А.)
«Критическое мышление: толстые и тонкие вопросы» (учитель 2 уровня Разуваева Е.М.)
«Организация диалогового обучения» (учитель 2 уровня Разуваева Е.М.)
«Диалоговое обучение: легко ли задавать вопросы на уроке?» (учитель 2 уровня Пахомова О.Б.)

Денотатный граф Изучаем брошюру

Сходство и различие
Толстые и тонкие вопросы
6534154762500
Рефлексия по итогам тренингов свидетельствует об эффективности и полезности данной работы. Учителя гимназии в качестве положительных аспектов отмечают следующее
В диалоговой среде рождается истина.
Добровольное участие в тренинге гарантирует заинтересованность участников в деятельности
Представленная информация, а так же информация «добытая» в групповой работе.
Форма проведения.
Возможность обменяться мнениями с коллегами.
Новые формы ведения занятия (элементы для занятий)
Применение новых форм и методов в обучении.
Возможность общаться с коллегами.
Виден процесс становления.
Активная форма работы всех членов группы.
Новое – хорошо забытое старое (Джигсо, обучение в сотрудничестве)
Вместе с тем отмечают следующие недостатки такой форме работы коллектива, как методический тренинг
Не все сразу включаются в работу
Нет оценивания (формативного).
Затрачено слишком много времени.
Некоторые спорные аспекты остались без ответов.
Непонятно, зачем нужно было знать виды беседы?
Анализ проведённых методических тренингов говорит о необходимости более тщательной подготовки к ним: необходимо строго регламентировать время, не выходя за рамки обозначенного в анонсе тренинга, подбирать такие задания и использовать такие приемы и стратегии, которые бы учителя могли использовать на своих уроках, независимо от предметного направления. Необходимо продумывать конечный продукт тренинга, а также раздаточный материал, которым могли бы воспользоваться педагоги после проведённых тренингов.
Учителя, окончившие уровневые курсы, активно делятся своими наработками не только с учителями гимназии. В феврале 2015 года для педагогов «ОСШ №14» учителем 2 уровня Разуваевой Е.М. проведён совместно в учителем 2-го уровня Алиной Шолпан Абдраимовной тренинг «Критическое мышление: искусство задавать вопросы», цель которого - познакомить коллег с приемами активизации деятельности учащихся на уроке через приемы критического мышления.
5 января 2015г. учителем 1 уровня Титовской Н.А. был организован для всего коллектива гимназии, а позже и для учителей магнитных школ методический тренинг «Эффективное использование приёмов запоминания». Данный тренинг был направлен на развитие информационной компетенции: умение работать с информацией, обрабатывать и воспроизводить её. Материалы тренинга и презентация к нему размещены в методическом блоге «Учение через обучение» и на учительском сайте Титовской Н.А.
В марте 2015г. учителем 2 уровня Разуваевой Е.М. и заместителем директора Мироненко Т.В., обучающейся на курсах нового формата в данный период, в рамках деятельности сетевого сообщества «Керемет диалог» для учителей КГУ «ОСШ №24 г. Темиртау» был организован и проведён методический семинар - тренинг «О коучинге». Цель - оказать содействие участникам занятия в понимании назначения коучинга, его целей и задач.

Другим способом совершенствования практики преподавания и обучения, а также средством обобщения и распространения результатов педагогической деятельности являются публикации учителей в печатных изданиях и их деятельность на площадках педагогических сайтов. Наиболее популярными для учителей являются Портал Bilimal-База педагогических знаний-Schola; Сайт InfoUrok.ru.
Учителем Титовской Н.А. ведется методический блог «Учение через обучение», отражающий деятельность гимназии, в том числе реализацию новых подходов в обучении и преподавании (http://elit1temir.blogspot.com/). Учителями Титовской Н.А., Пахомовой О.Б., Феофановой Е.Г. созданы учительские сайты на портале Инфоурок, где публикуются разработки уроков, методических тренингов и другие материалы.
10858513208000
Важным направление деятельности уровневых учителей является сотрудничество с педагогами магнитных школ при координационном центре КГУ «ОСШ № 19 г. Темиртау». Целью сетевого сообщества является «усовершенствование процессов преподавания и обучения как в пределах одной школы, так и между рядами школ для достижения высоких результатов учеников». Учителя принимают активное участие в заседаниях, проводимых руководителем сетевого сообщества «Керемет диалог» Рудник И.А., по планированию деятельности, в семинарах-тренингах, проводимых на базе магнитных школ.
455930-157734000 600710-157734000
«Организация деятельности сетевого сообщества школ» 23.09.2014г
29083014287500 20637511874500
Семинар «Смарт цели» 21 октября 2014г.
219075-150431500 401955-21082000
«Планирование деятельности сетевого сообщества школ города Темиртау на 2 полугодие 2014-2015 уч.год» 6 января 2015г.
Совершенствование профессионального мастерства есть непрерывный процесс, особенно если речь идет о педагоге. Сетевое профессиональное сообщество является важной составляющей этого процесса. Поэтому необходимо вести работу по дальнейшему расширению и стабильному функционированию сетевого сообщества обучающихся учителей гимназии. В 2015-2016 учебном году наряду с продолжением работы в данных направлениях, уже дающих результат, будет уделено большее внимание процессу коучинга с целью преобразования школьной практики, совершенствованию процесса менторинга, внедрению в процесс преобразования практики планирования и проведения Lesson study.