Географический образ — один из методов изучения географии


Географический образ - один из методов изучения географии
Шлямина Ирина Борисовна учитель географии
первой квалификационной категории МБОУ
«Гимназия93» Советского района г. Казани РТ

Качество и уровень преподавания географии в современной школе полностью зависит от мастерства учителя, от того насколько он искусно владеет образностью передачи информации - умением «рисовать словом» по выражению Баранского Н.Н.
Русская литература и география не являются предметами одного направления, но в последнее время появилась огромная необходимость их взаимодействия и взаимопроникновения, в результате чего возникло междисциплинарное направление - культурная география (геокультурология), объектом изучения которого является пространственное разнообразие культуры и ее распространение на земной поверхности.
Основополагающим понятием геокульторологии, является образ пространства. Географический образ - это совокупность разнообразных по яркости, символизму, форме представлений, описывающих какие-либо реальные пространства. Воплощение применения образности в характеристике изучения географических объектов стало неотъемлемой частью работы учителя при изучении некоторых тем.
Так, например, при изучении Центрального района, столичной агломерации в 9 классе, я использую в качестве эпиграфа к уроку стихотворение П.А. Вяземского, которое ярко характеризует стародавнюю Москву, узнаваемую в современном облике:
Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.
Город церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.
Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.
Емкая и яркая характеристика той Москвы позволяет провести временную линию, которая присуща и современной Москве. Расчлененность рельефа, особенности градостроения не утратили актуальности и сегодня. Зелень парков, свежесть прудов и неповторимый архитектурный рисунок делают город узнаваемым. Историческая ценность и духовная составляющая - являются основой столицы, непоколебимой веками. Гордость и патриотизм автора стихотворения служат примером для подражания в воспитании подрастающего поколения. Бережное отношение к культуре своего народа является основой для экологического воспитания школьников, которое пронизывает весь курс географии в школе.
Географическую образность можно использовать не только при изучении социально-экономической географии, но и физическая география может похвастаться большим вниманием со стороны русских писателей, которые воспели в своих произведениях природные явления. Русское слово активизирует образное мышление при изучении материала, помогает ученику лучше усвоить материал. Учит воспринимать материал не отдельным конкретным представлением момента, а временным промежутком.
При изучении темы климата в 8 классе по курсу «Природы России», я беру эпиграфом к уроку отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который ярко характеризует климатические особенности северо-запада Русской равнины.
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день
Лаконичность мысли, краткость изъяснения несут в себе большую географическую информацию, которая позволяет ученикам провести аналогию между зимой и летом умеренно-континентального климата. Выявить закономерности изменения температур при движении с севера на юг, дать характеристику годовой амплитуде, определить высоту солнца относительно горизонта и состояние облачности. В результате этого изучение материала становится простым и доступным для понимания детей. Обыденные моменты жизни, которые часто не вызывают большого интереса у учащихся, приобретают географическую образность и помогают детям в усвоении материала.
При изучении темы «Зависимость человека от климатических условий» в 8 классе в разделе «Климат» мы знакомимся со стихийными бедствиями, которые влияют на жизнь людей. Наводнение – одно из самых распространенных явлений, характерных для нашей страны. Сила и непредсказуемость делает его опасным для жизни людей. Ярким историческим примером служит Петербургское наводнение 1824 года, описанное А.С. Пушкиным в романе «Медный всадник».
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало, все вокруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Эти строки актуальны и сегодня. Несмотря на большой прогресс человечества, человек остается беспомощным перед стихией, не может противостоять ей. События прошлого года на Дальнем Востоке позволяют ученикам применить свои личные впечатления и жизненный опыт, сравнить их с историческим моментом, наводнением в Санкт-Петербурге.
В концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется воспитанию и обучению разносторонне развитой личности, адаптированной к современным условиям жизни. Идея перехода к новым стандартам образования, побуждает задуматься о новом подходе в преподавании предмета географии в школе. Поэтому создание условий для интереса к предмету - основа для каждого учителя. Развитие способностей детей на уроках связано с поиском новых форм преподавания. Целостное восприятие природы основано на ключевых знаниях, которые базируются, в первую очередь, на формировании географических образов. Использование их в процессе обучения облегчает запоминание материала, помогает детям устанавливать причинно-следственную связь природных явлений.
Таким образом, использование географических образов в изучении предмета поможет восприятию школьниками окружающей среды, пониманию ими процессов, происходящих в природе, формированию ключевых компетенций у учащихся по географии. Планомерно проводимая работа в данном направлении соответствует концепции работы гимназии с русским этнокультурным компонентом.