Опыт работы МБОУ СОШ №21 г.Шахты Ростовской области по формированию экологической культуры.


Опыт работы МБОУ СОШ №21 г.Шахты Ростовской области
по формированию экологической культуры.
«К тому, кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
чувство поэзии, а может быть и простая человечность».
В.А.Сухомлинский
Формирование экологической культуры в МБОУ СОШ №21 осуществляется через экологическое обучение, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическую социализацию, а также самовоспитание личности.
Экологическое образование и воспитание являются составной частью духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Целью экологического образования является развитие экологической культуры поведения обучающихся, формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Перед учителями стоят следующие задачи:
- Дать представление обучающимся о современных проблемах окружающей среды;
- Развить критическое отношение к результатам деятельности человека;
- Научить анализировать собственное поведение в природе, формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.
В решении этих задач учителя опираются на основные принципы экологического образования:
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
Принцип непрерывности обучения, дающий возможность использовать возможности каждого возрастного периода;
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность;
Принцип нравственности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.
В МБОУ СОШ №21 накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.
В нашей образовательной организации для выведения экологической работы на новый организационный и методический уровень значительная роль в экологическом воспитании отводится школьному экологическому объединению («Экоспас»). Формы работы экологического отряда различные: заседания творческих групп, индивидуальная работа, создание экологических проектов, обработка природных материалов, практическая экологическая деятельность и др.  Участники представляют результаты своей работы на конкурсах проектов,  классных часах, педагогических советах, родительских собраниях, тематических праздниках, городском экологическом слёте, на городских и областных конференциях.
Участники отряда «Экоспас» организуют День охраны водных ресурсов, на котором проводят:
-беседы о воде с младшими школьниками;
-акции “Берегите воду” (борьба за экономию пресной воды);
-конкурсы рисунков и фотографий «Вода на Земле»;
-экскурсии на реку Грушевка с оформлением и представлением материала на муниципальную экологическую конференцию.
Активисты объединения принимают участие в Областном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов школьников старших классов: охрана и восстановление водных ресурсов (Российский национальный юниорский водный конкурс), где представляют свои исследовательские проекты («Исследование водных ресурсов Ростовской области, экологические проблемы реки Атюхты»).
С целью подробного изучения видового  состава растительности, проведение комплексных исследований естественных экосистем, фенологические наблюдения, мониторинг окружающей местности, изучение этномофауны и птиц данной местности, а также пропаганды полученных знаний и просвещение обучающихся школы создано школьное научное общество «Юные исследователи» (руководитель учитель биологии Мититаниди И.Н.).
Школьники МБОУ СОШ №21 имеют высокие результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах экологической направленности:
-во Всероссийском экологическом форуме «Зелёная планета»;
- в областном конкурсе исследовательских работ «Славен Дон»;
-в областном этапе Всероссийской Олимпиады «Созвездие» «Человек – Земля-Космос» («Озеленение и благоустройство школьной территории»).
- в научно-практической конференции «Эрудит» («Влияние качества воды на живые организмы», «Экология квартиры», «Влияние шума на живые организма»).
В МБОУ СОШ №21 второй год проводится научно-практическая конференция школьников, что способствует привлечению обучающихся не только к подготовке рефератов и презентаций, но и к экспериментальной работе, личным наблюдениям в природе. Только сочетание всех типов внеклассной работы позволяет решить задачи, стоящие перед учителем.  
За высокую результативность в экологической деятельности коллектив нашей школы отмечался в течение нескольких лет благодарственными письмами Областного и городского детского экологического центра.  
Ежегодно в рамках методической недели МО естественнонаучного цикла проводятся научно-практические конференции старшеклассников, на которой ученики 10 -11 классов представляют свои исследовательские проекты («Загрязнение окружающей среды», «Польза и вред компьютера», «Школа – наш экодом», «Озеленение территории школы»).
На базе нашей школы открыт кружок: «Экологический практикум». Преобладающей формой работы является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека, изучение экологических особенностей почв, фенологические наблюдения. 
Планируемые результаты:
обогащение знаниями и опытом общения с природой;
формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
Работа по экологическому   образованию и формированию экологической культуры проводится в кружке «Экологический практикум» по следующим направлениям:
1. Экологический всеобуч: «Химия в быту», «Экология жилого дома», «Лекарственные растения».  
Обучающиеся приобретают новые знания, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде.
2. Внеклассная работа (развитие творческого потенциала, воспитание грамотного экологического   поведения).
Формами внеклассной работы по экологии являются:
экологическая конференция; научно-практическая конференция; биолого-экологические декады; сбор материала; написание рефератов; проведение праздников,

(Внеклассное мероприятие «Мы – друзья природы»)
деловых игр: «Наше здоровье – в наших руках», «Экология и здоровье», «Мы и экология», «Тайны долголетия» и другие; фенологические наблюдения; выпуск бюллетеней и листовок.
3. Экология и практика (применение экологических знаний и умений на практике и в конкретных делах). Мероприятия имеют эпизодический и круглогодичный характер:
опытническая работа обучающихся на школьной территории;
посадка цветов на клумбах;
операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);
экологические десанты и акции «Чистая улица», «Школьный двор»;
региональные и городские конференции;
дни экологической безопасности;
исследовательская работа: «Шум и здоровье», «Искусственная пища и здоровье человека», «Химическое загрязнение среды, его источники и влияние на здоровье человека» и другие;
4. Экология и творчество (творческая работа учеников):
разработка экологических проектов: «Экология и здоровье»,   «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор», «Экология квартиры»;
разработка информационных проектов. Например, «Охраняемые растения нашего города», «Охраняемые животные нашего города», «Заповедники Ростовской области», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области», «Экологические проблемы города» и др.;
акции на школьном, муниципальном и региональном уровнях;
творческий отчет «Наша чистая планета».
Традиционными стали   экскурсии, экологические творческие мастерские «Вторую жизнь бытовым отходам», выпуск экологических знаков, листовок, обращений к обучающимся     с использованием   ИКТ на темы: «Берегите электроэнергию», «Не сжигайте мусор!», «Ваш дом не свалка», «Пожары и человек», участие в акциях:
1.«Дни защиты от экологической опасности»
- экологический десант по уборке школьной территории. Приняли участие 400 чел.,

- просветительская акция в стиле флэшмоб «Сохраним природу родного края»,

(Флешмоб «День Земли»)
- встреча с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС. Количество участников – 150 чел.,
- общешкольные линейки и праздник «Дни защиты экологической опасности»
2. Городская акция «Чистый город».
Юные экологи считают, что порядок должен быть везде и во всем, но начинать нужно с себя. Первым объектом заботы экологического отряда стала школа. Ребята выполняют работы по благоустройству школьного двора: уборка мусора, вырезка поросли, высадка цветочной рассады, оформление клумб.
Большое значение имеет природоохранная работа. Обучающиеся 5-11 классов заботятся о чистоте школьного двора и территории Александровского парка культуры и отдыха, закрепленной за МБОУ СОШ №21.

(Субботник «Борьба с листопадом»)
Ежегодно весной проводится конкурс на лучший приусадебный участок: ученики с апреля по сентябрь ухаживают за своими участками (вскапывают почву, высаживают цветы, поливают всходы и ухаживают за взрослыми растениями), в сентябре подводятся итоги работы. В результате наш пришкольный участок занимает призовые места  в городском конкурсе по благоустройству территории «Цветущий город».
3. Городская акция «Посади дерево», в рамках которого было высажено более 30 саженцев различных деревьев на пришкольной территории.
По традиции в начале апреля устраивается День птиц. Проводятся тематические классные часы «1 апреля – Международный день птиц», с представлением презентаций, выполненными обучающимися («Берегите птиц», «Птицы Ростовской области», «Красная книга РО»), проводится конкурс сочинений «Знатоки природы», в которых ребята рассказывают о своих наблюдениях за птицами, конкурс стенных газет «Лесная газета», конкурс творческих работ «Жалобная книга природы», фотоработы - «Этого не должно быть». 15 апреля отмечается жизненно важный праздник для самой Земли — День экологических знаний. В школе проводятся следующие мероприятия: 
- экологический конкурс “Берегите землю”;

(Праздник «Берегите Землю»)
-внеклассное мероприятие по экологическим проблемам г.Шахты;

(Внеклассное мероприятие «Экологические проблемы города»)
- создаются и распространяются памятки «Давайте вместе позаботимся о нашей планете!».

(Акция «Давайте вместе позаботимся о нашей планете!»)
22 апреля мир отмечает День Земли. Это не просто большой, а поистине глобальный праздник, день нашего общего уютного дома в защиту природы. Классными руководителями проводятся классные часы по охране природы, оформляется выставка книг «Мы друзья твои, природа» (1-11 кл.).

(Классный час «Мы друзья твои, природа»).
Международный день биологического разнообразия отмечается ежегодно 22 мая, главная цель, которого привлечь внимание мировой общественности к проблеме исчезновения представителей флоры и фауны на Земле. В этот день в актовом зале силами обучающихся проведено внеклассное мероприятие «Берегите природу». В фойе школы открылась выставка фоторабот «Экология в опасности», а также прошел конкурс плакатов «Спасем природу».

На уроках природоведения, биологии, географии, химии, физики ученики знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

(Открытый урок «Экологические факторы природы»)
  Для освещения экологической проблемы среди учителей заслушиваются доклады на педагогических советах, заседаниях классных руководителей, родительских собраниях, проводятся экологические праздники с приглашением родителей обучающихся.
Подобного рода воспитательная работа не проходит бесследно. Она формирует экологическую культуру детей, закладывает основы нравственного взаимодействия с природой, прививает любовь к родному краю.
Таким образом, формирование экологической культуры обеспечивается:- творческим характером деятельности ученика; - стимулированием его поисковой активности и близостью материала его интересам и потребностям, содержащимся в создаваемой ситуации; - возможностями самоутверждения и самореализации в предлагаемой деятельности; - возникшим эмоциональным переживанием, чувством сопричастности, ощущением значимости происходящего для себя; - погружением в предлагаемые обстоятельства.  Работа в МБОУ СОШ №21 по экологическому образованию и формированию экологической культуры обучающихся наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Автор: Мититаниди Ирина Николаевна, учитель биологии,
тел. 89185462127