Опыт работы Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната


Нравственное воспитание младших школьников через трудовую деятельность в условиях интерната
Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том втакой степени, что мы в известном смысле должны сказать:
«Труд создал самого человека»
К. Маркс, Ф. Энгельс
Формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, умственного, аскетического, но в первую очередь, трудового. Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь.
Какая связь между формированием трудовых навыков и нравственным воспитанием? Для того чтобы связать воедино два абсолютно разных, на первый взгляд, понятия нам помогут результаты опроса учащихся 4 классов, представленных в виде диаграмм. Воспитанникам было предложено ответить на ряд вопросов.
Какие профессии ты знаешь?
Нравится ли тебе дежурить в комнате, в группе?
Напиши как можно больше пословицу о труде?
Как ты думаешь, учеба – это труд?
Ты бы смог вместо уборщицы (технички) один целую неделю убирать коридор?
По результатам данных опроса (диаграмма 1) (всего опрошено 19 детей – учащихся 4 классов) можно сказать, что дети знают очень мало профессий. Если и знают, то в основном, связанные с деятельностью школы (воспитатель, посудомойка, техничка, повар) и характерные для нашей местности - оленевод, рыбак, летчик, тракторист. В некоторых случаях дети написали несколько необычных профессий: хозяйка, ученица, покупатель, командир, президент. Поэтому необходимо проводить беседы о трудовой деятельности взрослых, читать соответствующую литературу о людях труда, о сезонных занятиях.
Диаграмма 1
Диагностика «Какие профессии ты знаешь?»

Как видно из диаграммы 2 детям нравится дежурить, в не зависимости от того, где проходит дежурство – в столовой, в группе, в комнате. Только 13% детей ответили отрицательно, но это не значит, что им не нравится дежурство. Это могут быть те дети, которых не забирают на каникулы или на выходные в поселок и им приходится частенько дежурить. Или те дети, которых часто наказывают.
Диаграмма 2
Диагностика «Нравится ли тебе дежурить в комнате, в группе?»

\s
Много ли пословиц о труде знают наши дети? Для этого был проведён опрос, в ходе которого было опрошено 19 человек – учащихся 4 классов (Диаграмма 3).
Из них знают от 3 и более только 15% детей. 57% детей знают только по 2 пословицы. Но и довольно большой процент тех, кто не знает пословиц. Это говорит о том, что дети читают мало, у них ограничен кругозор. Для расширения кругозора необходимо развивать познавательные интересы детей, больше знакомить с произведениями художественной литературы о людях труда, о героических трудовых подвигах.
Диаграмма 3
Диагностика « Знаешь ли ты пословицы о труде?»

\s

В условиях школы-интерната есть все возможности для наиболее успешного формирования не только взглядов, представлений, понятий, но и привычек, чувств, вкусов, мотивов поведения воспитанников. При всех достоинствах у системы интернатского воспитания есть один существенный недостаток: эта система формирует людей не умеющих принимать самостоятельных решений, поступков.
Это связано с рядом причин. Например, желание ребенка принимать участие в трудовой деятельности, но нет возможности реализации. Например, почти каждый ребенок хочет ходить на кружки или секции. Обычно спортивные секции или кружки начинают работу в 18 часов, а это время у детей в интернате свои режимные моменты – это и уборка комнат, прогулка, может быть тематические линейка, беседы.
Пропадает интерес к трудовой деятельности, как это было видно по диаграмме 2, если труд служит как средство наказания.
В будущем у таких детей формируется низкая оценка трудовой деятельности, пренебрежительное отношение к труду. Это и служит показателем нравственного воспитания человека. Обычно у таких людей не сформировано сознание, что не место красит человека, а человек красит место, не сформировано уважительное отношение к любой трудовой деятельности. В свете данных проблем перед каждым педагогом-воспитателем стоит проблема – так организовать учебно-воспитательную деятельность, чтобы она способствовала формированию этих нравственных качеств. В процессе решения поставленной проблемы я столкнулась со следующими противоречиями:
Ребенок должен выступать как полноправный субъект, а не объект процесса воспитания. Собственная активность ребенка - есть необходимое условие воспитательного процесса, но традиционно сложившиеся формы воспитательного процесса могут оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает усвоение детьми определенных способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

Цели работы:
развитие творческих, нравственных качеств в процессе формирования трудовых навыков;
поддержание заинтересованности в приобретении трудовых навыков;
формирование психологической готовности к труду как уровня развития личности для дальнейшего успешного освоения любым видом трудовой деятельности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
Выявить условия и теоретически обосновать возможности нравственного воспитания в процессе трудовой деятельности, и разработать методику нравственного воспитания впроцессе формирования трудовой деятельности.
Описать опыт трудового воспитания младших школьников.
Формировать личностные качества: самостоятельность, волю, самодисциплину, трудолюбие, усидчивость, терпение;
Обеспечение педагогом упорядоченной, планомерной организации детского труда, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития.
Теоретическая база опыта:
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К.Д. Ушинский, Г.В. Белинский и Л.Н. Толстой; и М. Горький, А.С. Макаренко, В.A. Сухомлинский.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.
А. С. Макаренко считал, что труд - основа человеческой жизни. Труд - это могучий воспитатель, в его педагогической системе. Труд развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
К.Д. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческоедостояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служитисточником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности исчастья.
Полученная теоретическая база позволила мне построить собственную систему воспитания на основе следующих педагогических единиц:
Трудовая деятельность воспитанников в группе
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективныевзаимоотношения. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труддолжен быть одним из самых основных элементов.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего и среднего возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, внутренняя потребность соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, учебные принадлежности на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе (тундре) создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширение кругозора детей, получением доступных знаний, например, об оленеводстве, о рыбалке, об охоте, о работе чумработницы, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда вприроде, например, уход за маленькими ручными оленятами, оставшимися сиротами, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезныепрактические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовностьза нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремлениевыполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее,аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническимиприспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатсябережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения на глаз или при помощи линейки.
Работа с природным материалом: листьями, желудями, соломой, корой и т. д., даетвоспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:цветом, формой, твердостью. В трудовом воспитании в интернате большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Соблюдение правил гигиены, поддержание порядка в группе, в игровых, в спальнях, в раздевалке, в гигиенических комнатах, соблюдение режима дня является необходимым условием проживания в интернате.Этот труд, как ни какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У младших школьников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда. Содержание этого вида труда в старшем возрасте значительноразнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуетсяслаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения,организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобныхдел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие вхозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,воспитателю, уборщице) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности школьника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо исвоевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал бумажки, не поправил покрывало на кровати. Нужно вымыть, собрать или поправить. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ниминтерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения илиработают без особой тщательности. Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки белья, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски дляраскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детямбудет легче приготовиться к работе. Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола. Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации. Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучениидетей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержаниихозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности,вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желаниезаниматься данным трудом, воспитатели используют различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса. Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам. По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, вовлечение в различные трудовые процессы. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате: убирать на место игрушки, протирать пыль с мебели; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать снег. Хозяйственно – бытовой труд детей должен быть содержательным, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. В работе с детьми большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Дети, выполняя поручение взрослого, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели во взрослом его трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы иболее младшем детям. В привлечении ребят к хозяйственно-бытовому трудуважную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает несколькимдетям, выполнить какую-то работу. Поскольку навыки самоорганизации удетей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с нимивыполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чегопонадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить, не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, ктокакую общую часть дела будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,воспитатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное илинезнакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может бытьдостигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенноприучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца. Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания. В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно бытовых дел. Активное участие детей в хозяйственно – бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление осодержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости трудавзрослых (диаграмма 4).
Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, а также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения художественной литературы: Е. Благинина, Л.Н.Толстой, И. Н. Носова, а также картины и иллюстрации к книгам.
Диаграмма 4
Диагностика «Отношение к труду взрослых»
\s
Поскольку дети в младших группах овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучение навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепеннопредоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, такжесоздавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостьютрудиться повседневно и самостоятельно. Чтобы дети научились по собственнойинициативе находить применение своим силам, следует в процессе обученияхозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовыезадания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такиезадания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять ихсамостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудомребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но,учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и какнужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,внимательность.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в группе. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Учебная деятельность воспитанников
Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей,обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможностидля овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных инравственных задач. Как видно из диаграммы 5 73 % воспитанников считают учебу своим трудом, равнозначному труду взрослых. 26 % не считают учебу трудом, в основном это учащиеся с низкой мотивацией обучения.
Диаграмма 5

Диагностика «Учеба – это труд?»
\s
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в интернате является учебная деятельность, осуществляемая в процессе самоподготовки. Практика существования интернатов выработала основные условия, обеспечивающие повышение эффективности самоподготовки в группах: это строго определенное время самоподготовки домашних заданий, проведение самоподготовки под руководством воспитателя, широкое использование различных форм взаимопомощи и взаимоконтроля. Важным моментом в структуре самоподготовки является установление очередности работы по предметам. Время на подготовку каждого предмета определяет воспитатель, причем оно дается в расчете на сильного и слабого ученика. Выполнение заданий в одинаковой для всех последовательности удобнее для наблюдения и контроля за ходом самоподготовки, но оно не должно становиться нормой. Очередность работы по предметам иногда можно использовать как своеобразный отдых. В связи с индивидуальными различиями
воспитанников приходится отступать от единства в очередности подготовки предметов и рекомендовать ребятам готовить в первую очередь наиболее трудные или наиболее любимые задания.
Как известно, есть воспитанники, выполняющие все задания раньше необходимого на самоподготовку времени, есть и те, кто обычно не укладывается в отведенное время. Зная это, воспитатель заранее подбирает дополнительную литературу, дидактические игры, упражнения – загадки (приложение 1). При этом важно не только отпустить воспитанника с самоподготовки в библиотеку, игровую комнату, но и посоветовать ему, чем сегодня полезнее и целесообразнее заняться. Также с этой целью предоставить возможность поиграть в шашки и шахматы, заняться вышиванием, лепкой, рисованием, вязанием, конструированием. Предоставление детям, правильно и до конца выполняющим заданиям, права заниматься любимым делом стимулирует их к интенсивному выполнению домашних заданий, приучает рационально использовать время.
Чтобы разработать оптимальные условия для деятельности учащихся во время самоподготовки, воспитателю нужно постоянно изучать и хорошо знать учебные возможности своих воспитанников. Показателями учебных возможностей могут служить уровень обучаемости и уровень работоспособности учащихся.
Высокий уровень обучаемости характерен для учащихся, которые свободно усваивают
изучаемый материал, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения. Легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня усвоения материала за самое короткое время. Средний уровень обучаемости отличает тех, кто изучаемый материал усваивают лишь после выполнения тренировочных упражнений, овладев знаниями, переносит их в новые ситуации. Им для достижения высокого уровня знаний требуется более длительное время, чем учащимся с высокой обучаемостью. Если же ребенок усваивает материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объеме, довольно редко достигает высокого уровня знаний, то можно говорить о его пока еще низком уровне обучаемости.
Но для достижения хороших показателей в учебе недостаточно одной только обучаемости. Важным фактором успешной учебной деятельности является работоспособность школьника, характеризующая уровень и длительность доступность ему усилий в учебной деятельности.
Условно можно выделить три уровня работоспособности учащихся. К школьникам с высоким уровнем работоспособностями относятся те, кто способен на длительный напряженный труд, выполняет все тщательно, в полном объеме, без побуждений со стороны воспитателей или своих товарищей. Средний уровень работоспособности характеризует ребят, способных длительно трудиться, но не всегда и не всякую работу выполняющих в полном объеме, временами требующих контроля со стороны педагогов и товарищей. А к ученикам с низкой работоспособностью можно отнести тех, кто сосредотачивается на учебной работе на ограниченное время, выполняет задания не в полном объеме, требует постоянного контроля со стороны педагогов, товарищей.

Таблица 1
Воспитанники
4 «б» класса Уровень Типичная оценка
обучаемости работоспособности Учебных возможностей Окотэтто Тосана Тусида Спартак
Худи Тамара
Яптик Мария
Яптик Някочавыше среднего
средний
выше среднего
выше среднего
выше среднего высокий
низкий
высокий
высокий
высокий высокий
средний
высокий
высокий
высокий 4,8
4,1
4,8
4,8
4,8
Таблица 2
Воспитанники
1 «б» класса Уровень Типичная оценка
обучаемости работоспособности учебных возможностей Вануйто Ася
Окотэтто Анна
Окотэтто Каролина Окотэтто Никита
Сэрпиво Марта
Худи Валера
Яптик Яков высокий
низкий
низкий
выше среднего выше среднеговысокий
высокий выше среднего
средний
низкий
высокий
средний
выше среднего
выше среднего высокий
средний
низкий
высокий
средний
высокий
высокий 4,8
3,6
3
4,8
4,1
4,8
4,8

Как видно из наблюдений за учащимися 4б и1б классов, представленных в виде таблиц, дети с высокой работоспособностью при среднем уровне обучаемости достигают высоких результатов (Худи Валера, Яптик Яков), и наоборот, учащиеся с высоким уровнем обучаемости и низкой работоспособностью (Тусида Спартак) имеют средний уровень успеваемости.
Успешному формированию познавательной активности воспитанников в значительной мере способствует рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм познавательной работы в период самоподготовки. Это такие формы, как:
парный метод, где соединяются в пару учащиеся, нуждающиеся в помощи и контроле и те, кто способен это хорошо сделать
групповая самоподготовка, где комплектуются группы из учащихся с разными учебными возможностями.
Они позволяют успешно решать не только сугубо дидактические задачи, но и вопросы нравственного становления детей.
Досуг, увлечения детей
Свободное время человека по праву считается общественным богатством. Однако действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Сущностью свободного времени является свободная деятельность. Чаще всего свобода проявляется в выборе деятельности или отказе от нее.
Вследствие этого значение свободного времени в формировании личности очень противоречиво: оно может быть пространством для всестороннего развития, совершенствования личности, а может служить базой для антисоциальных занятий, оказывающих отрицательное воздействие на развитие человека. Эту особенность необходимо учитывать при работе с детьми младшего возраста, чей духовный мир еще активно формируется и открыт для различных влияний.
Свободное время школьников – это часть их внеучебного времени, которая остается после удовлетворения естественных и физиологических потребностей (сон, прием пищи, уход за собой и др.). Оно используется учащимися, как правило, для общественной деятельности, духовного и физического совершенствования, активного отдыха.
Интересы и способности школьников, так или иначе, проявляются во всей жизнедеятельности группы. Но, пожалуй, наиболее ярко они выражаются и развиваются в свободное время, когда организуется чтение книг, просмотр телепередач, подвижные и спортивные игры, работа в библиотеке, проводятся музыкальные занятия и занятия изобразительным творчеством, подготовка и проведение праздников в группе и в школе.
При подготовке праздника педагоги должны постараться так распределить обязанности между детьми, чтобы не просто занять каждого, а предоставить возможность каждому проявить себя в разных ролях. В этом случае дело находится всем: и тем, кто рисует, и тем, кто обладает смекалкой, и тем, кто любит петь, танцевать, читать стихотворения.
Например, при организации КВД «В гостях у Самоделкина?» (приложение 2) ставились следующие цели:
Формирование трудовых навыков.
Совершенствование основ начального технического моделирования.
Развитие общественной активности школьников на основе национальных традиций народной педагогики.
В период подготовки к празднику дети оформляли стенд с работами, где были представлены различные виды поделок из ткани, из бумаги, из бисера (приложение 3). Кроме этого воспитанники помогали оформлять зал.
Также наиболее активным воспитанникам было предложено подобрать загадки и найти картинки – отгадки или проиллюстрировать отгадки. Формированию трудовых навыков способствовали следующие конкурсы «Столярный цех», где воспитанники показывали свое умение правильно и быстро забивать гвозди.
В кондитерском цехе ребята узнали, где делают конфеты, печенья, пирожные, из чего пекут торты. В швейном цехе мальчики соревновались в умении быстро и аккуратно пришивать пуговицы, а девочки показывали умение моделировать одежду.
В ходе мероприятия проводилась работа по расширению кругозора детей, чему способствовало отгадывание загадок. Для младших воспитанников показывались изображения предметов с пояснением на ненецком языке самими детьми или воспитателем.
Например, в программу праздника дня рождения включается вручение именинникам рисунков и поделок, выполненных самими воспитанниками, выполненных на кружках, или в группе.
Формированию трудовых навыков и нравственных качеств служат беседы. Например, целью беседы «Каждый за всех и все за одного – основное правило коллективизма» (приложение 4) ставились следующие цели:
Понимание своей принадлежности к коллективу класса, группе.
Стремление каждого быть полезным коллективу.
В ходе беседы говорилось о том, нужно коллективно работать, играть – значит сообща, дружно выполнять общее дело, что в коллективе на первом месте – интересы этого дела, а не личный интерес.
Также воспитанию этических норм поведения, бережного отношения к результатам труда человека, к школьному имуществу, своей одежде и одежде товарищей, способствовали такие беседы « Честен тот, кто работает на совесть» и «Бережно относись к школьному и общественному имуществу». (Приложение 5 и 6).
Роль педагога в формировании трудовых навыков и нравственных качеств детей
Немаловажную роль при формировании нравственных качеств отводится воспитателю. Очень важно личное участие воспитателя в различных делах группы в роли не только руководителя, но и равноправного исполнителя. Его работоспособность, ответственность, умение работать в коллективе, настроение, доброе слово, шутка – все это активизирует деятельность детей, создает атмосферу сотрудничества.
Воспитатель сам должен быть увлечен каким-либо делом, иметь свое хобби. Это может быть разведение цветов, изготовление сувениров, оригами, рисование, вышивка, аппликация, вязание. Дети, подражая воспитателю, тоже будут искать свое увлечение. Будут просить воспитателя научить тому или иному виду деятельности.
Педагогический мониторинг
В учебном процессе проводится психолого-педагогический мониторинг основных познавательных процессов, учебных знаний, умений и навыков и мотивации учащихся к изучаемым предметам. Однако коллективы детей в интернате имеют свои особенности, которые также следует учитывать. Поэтому воспитателю необходимо сформулировать задачи воспитания, исходя из собственных наблюдений за воспитанниками (приложения 7), анкетных данных, полученных от учителей, психолога. Следует также выяснить, представления самих детей о том, какими качествами должен обладать их товарищи, или их отношение к себе, к учебе, к труду (диаграммы 6 и 7).
Диаграмма 6

Диаграмма 7
Диагностика «Изучение нравственных качеств личности воспитанников»

Перспективы педагогической деятельности
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка. Поэтому следующим этапом совершенствования и творческого развития личности воспитанников является решение следующих задач:
вести индивидуальную работу с воспитанниками группы: выявлять склонности, способности и интересы учащихся, помочь каждому найти дело по душе;
развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы.
совместно с педагогами дополнительного образования развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному труду
Литература
1.Валдаева И.А. Веденисова Л.Ф. Учебно-воспитательная работа в группах продленного дня (5-8 классы). 1998г.
2.Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. - Москва 1997г.
3.Макаренко А.С. «Воспитание в труде». 1996г.
4. Нечаева В.Г. «Трудовое воспитание в детском саду» 2005г.
5.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. –Москва Просвещение 2005г.
6.Плоткин М.М. Цыпурский В.Г. Содержание организация воспитательной работы в школе – интернате. Москва Просвещение 1996г.
7.Козлова с. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. 2007г.
Основы методики трудового обучения В.М. Казакевич В.А.Поляков А.Е. Ставровский Москва Просвещение 1995г.
Приложение 1
Упражнения – загадки
1. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол- в топливо, шест - в число?
2. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек?
А А
А А
3. Исправьте ошибки.
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку з стороны в сторону. Все спустились с горки, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.
4.Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте.
Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.
5. Найдите «четвертое» лишнее.
1.Косточка, шапочка, звездочка, ленточка.
2. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
3.Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
4. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
6. Сколько четырехугольников на чертеже.
7. Напиши цифрами пропущенное слово в пословице
1. На семь бед … ответ. (1)
2. Одна голова хорошо, а … лучше. (2)
3. Семь раз отмерь, …отрежь. (1)
4. Где два дурака дерутся, там … смотрит. (3)
5. Один пашет, а … руками машут. (7)
6. Один с сошкой, ... с ложкой. (7)
7. Одно дерево срубишь - … посади.(3)
Приложение 2
КВД «В гостях у Самоделкина»
Цели:
1.Формирование трудовых навыков.
2.Совершенствование основ начального технического моделирования.
3.Развитие общественной активности школьников на основе национальных традиций народной педагогики.
Самоделкин: Здравствуйте, дорогие гости и ребята! Рад вас видеть у себя в гостях. Я знаю, что у каждого из вас есть заветная мечта: один хочет стать токарем, другой – космонавтом, третий – машинистом, а кто-то – портным или поваром. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь. И в школе, и дома, и здесь у меня в мастерской можно многому научиться, а если нужно, то и постараться.
Сегодня мы выявим самых умелых и трудолюбивых из вас. Помогать мне будут мои помощники Няко и Хавалане.
Будем с вами столярами, строителями, кулинарами и швеями.
Участвовать в наших конкурсах будут две команды. Итак, встречайте команду «Умельцы». А теперь приветствуем участников 2-ой команды под названием «Мастера».
За отлично выполненную работу команды будут получать по жетону, победит та команда, которая набрала большое количество жетонов.
Для начала, я бы хотела узнать, какие бывают инструменты и как они называются?
Самоделкин: Молодцы, ребята, хорошо вы знаете инструменты. Без инструмента столяр не работник.
Хавалане: Кто помог исправить
Мне дверной замок?
Это он усердный
Друг мой…(Молоток)
Няко: Дома кто приладить
Вешалку помог?
Это он хороший
Друг мой…(Молоток)
Самоделкин: Без него я сделать
Много бы не смог…
Трудится прилежно
Друг мой…(Молоток)
А сейчас команды приступят к первому конкурсу, и мы находимся в «Столярном цехе».
Самоделкин: Задание состоит в следующем: необходимо участникам команд прибить гвоздь. А мы посмотрим, кто быстрее и качественнее это сделает. Болельщиков просим поддержать участников.
А теперь посмотрим, как наши столяры справились с заданием (ребята демонстрируют свою работу).
Молодцы, столяры, хорошо справились с работой.
Няко и Хавалане, раздайте, пожалуйста, жетоны (выигравшая команда получает жетон).
Мы назвали еще не все инструменты, которыми пользуются столяры.
Прошу вас, Няко и Хавалане, покажите, пожалуйста, инструменты, а ребята будут их называть.
Дети показывают по очереди инструменты (рубанок, стамеску, угольник, кусачки).
Учащиеся 1-го класса называют их еще на ненецком языке.
Самоделкин: Очень хорошо вы знаете названия инструментов. Теперь скажите, для каких целей они используются?
Топор - …
Пила - …
Рубанок - …
Помощники Самоделкина вновь показывают инструменты детям и определяют их назначения.
Самоделкин: Есть у нас чудесные вещи: рубанок, пила, молоток и клещи. Есть у нас топор с долотом – можем мы теперь построить дом.
Дальнейшее наше задание будет проходить в строительном цехе.
В этом задании команды должны выстроить дом, и рассказать каким сказочным героям принадлежат это жилье.
Ваша задача: собрать детали и заклеить на картон, чтоб получился красивый дом.
Команды могут приступать к работе, а в конце мы оценим, кто быстрее и аккуратнее справится с заданием.
Пока наши столяры строят дом, а мы с вами поотгадываем.
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется (Топор).
Мелко жует, сама не ест,
Другим не дает (Пила).
Железный некто
По нему ударил крепко,
И он пропал,
Осталась кепка (Молоток и гвоздь).
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет (Молоток и гвоздь).
Самоделкин: А теперь посмотрим, как наши строители справились с заданием.
Молодцы, строители, хорошо справились с работой.
Няко и Хавалане, раздайте жетоны.
Самоделкин: Чтобы построить дом, нужно привезти материалы и поднять их с одного этажа на другой. И для этого необходимы различные машины. Какие?
Дети:1. Подъемный кран - …
2. Бульдозер - …
3. Грузовик - …
4.Трактор - …
Молодцы! А сейчас перейдем в очень вкусный кондитерский цех.
Оля! Скажи, пожалуйста, что пекут в этом цехе?
Оля: Есть на свете город русский,
Очень сдобный, очень вкусный,
И душист он, и горяч –
Называется калач.
Няко: Знаменитый город хлеба
И стоит там печь до неба!
И, наверно, в той печи
Выпекают калачи! (показ хлеба).
Самоделкин: Ребята, а что еще делают в кондитерском цехе.
Дети: Торты, пирожные, конфеты.
Самоделкин: Молодцы! Вот этим сейчас мы с вами и займемся. Командам необходимо изготовить из пластилина и соленого теста кондитерские изделия, т.е. торт. Все необходимое для вас раздадут мои помощники.
Итак, приступают команды своим работам.
Самоделкин: Пока дети работают, я вам снова загадаю загадки. Ответы на них в домах, что вы построили.
Зимой заклеено оно,
А летом открывается
Оно кончается на «о»
И так же начинается. (Окно).
2. Пройдется
На день раз по двести,
Хотя стоит всегда на месте. (Дверь).
3.Два брата глядятся,
Никак не сойдутся. (Пол и потолок).
Самоделкин: Ай да пекари, какие торты испекли! Но у меня вопрос, из каких продуктов можно испечь настоящий торт?
Молодцы! Давайте оценим работы, чья команда лучше приготовила торт.
Самоделкин: И, наконец, последний цех, в котором покажут свое умение и мальчики и девочки – швейный.
У вас оторвалась пуговица у пальто, ее нужно пришить. Не надо звать на помощь маму и бабушку. Каждый справится с этой простой работой Самоделкина. Ну-ка, мальчики, покажите, как вы умеете это делать.
А для девочек задание будет такое. Есть у меня два бумажные куклы. И нужно их одеть. Для этого нужно скроить им одежду.
Пусть наши мастера трудятся, а мы с вами поиграем.
Я снова буду загадывать загадки, но отгадки вы мне не говорите, а показываете.
Кто лучше покажет, тот получит жетон.
Итак, начинаем!
Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Игла с ниткой).
Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик. (Ножницы).
3. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (Утюг).
Мальчики и девочки прошу вас продемонстрировать свою работу. (Вручаются жетоны).
Итак, подведем итог, чья команда набрала больше жетонов.
Самоделкин: Дорогие ребята – столяры, строители, кулинары и швеи, вы славно потрудились в моей мастерской!
Спасибо нашим гостям за то, что пришли к нам.
Спасибо всем! Не забывайте меня, приходите чаще в мою мастерскую.
Всего доброго!
\s
Приложение 3
Коллективные работы воспитанников.
11430024003000


Панно «Фантазия»
выполнено воспитанниками:
Окотэтто Карина 4 класс
Окотэтто Людмила 4 класс


Панно из бисера «Веселые паучки»
выполнено воспитанниками:
Худи Тамара 4 класс
Окотэтто Анна 1 класс


Панно «Рыба»
выполнено воспитанниками:
Яптик Мария 4класс
Окотэтто Ольга 4 класс



Панно «Ночь в деревне»
выполнено воспитанниками:
Окотэтто Ксения 4 класс
Вануйто Вера 4 класс
«Игольница»
выполнена воспитанниками:
Вануйто Ася 1 класс
Окотэтто Анна 1 класс

Подвеска из бисера.
Работа Окотэтто Карины 4 класс
Приложение 4
Беседа «Каждый за всех и все за одного – основное правило коллективизма».
Цели:
Понимание своей принадлежности к коллективу класса, группе.
Стремление каждого быть полезным коллективу.
Сегодня мы с вами поговорим о коллективизме. Общая задача этого слова – учиться на благо народа, для будущего Родины, чтобы всегда быть ей полезным. Эту общую цель они выполняют сообща, коллективно, все вместе. Коллектив возникает не сразу. Когда дети приходят в свой класс впервые, то они еще какое-то время не знают своих товарищей, отличаются друг от друга и по своему отношению к общему делу – учебе и общественным поручениям, и по организованности и дисциплинированности. Коллектив возникает в процессе общей деятельности, которая строится на основе взаимопомощи, взаимной поддержки, стремление передать свои знания, умения товарищам. Каждый коллектив в нашей стране, будь то коллектив ребят или взрослых людей, живет и работает, соблюдая очень важное правило: «Каждый за всех, все за одного». Когда вы стали школьниками главное – самим научиться жить и работать коллективно. Для этого каждому надо стремиться и уметь быть полезным всем, всему коллективу. Поэтому, если что-то знаешь или умеешь, то надо уметь и учиться у других полезным навыкам. А для этого нужно каждому добросовестно выполнять то поручение, которое доверил коллектив. К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих обязанностях забывают или выполняют их небрежно. Есть такие ребята, которые отказываются выполнить порученное дело, стремясь остаться в стороне.
Какой коллектив можно назвать дружным?
Да, нужно коллективно работать, играть – значит сообща, дружно выполнять общее дело, в коллективе на первом месте – интересы этого дела, а не личный интерес. Поэтому, иногда приходится уступить, пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.
У нас ведь в интернате есть актив группы – это очень ответственное дело коллектива. Надо хорошо продумать каждую кандидатуру. А для этого нужно совместно обсудить, как работал актив в прошлом году, какие дела были организованы по его инициативе, как помогали друг другу. Важно, чтобы в общих делах принимали активное участие «все и каждый». Ведь еще бывает так, что в коллективе дела идут хорошо за счет деятельности небольшой группы детей – активистов, которые стремятся выполнить не только свою часть работы, но и «выручить» товарища, сделав что-то за него во имя коллектива.
Как вы думаете, всем ли ребятам надо давать поручения?
Да, общественные поручения должны иметь все без исключения.
Почти все младшие школьники любят выполнять общественные поручения. Они охотно берутся за любое поручение, ни на минуту не сомневаясь, что оно (это поручение) им не под силу и они его обязательно выполнят. Но так же быстро у них проходит интерес к порученному делу.
Дети, что значит быть «Ответственным»?
Отвечать перед другими за порученное дело. Поэтому, берясь за какое-то дело, надо подумать, можешь ли ты выполнить то, что обещал своим товарищам, своему коллективу. Если же понял, что взятые обязанности не под силу, надо честно признаться и не перекладывать свою вину на других.
Дети, скажите, как можно сделать жизнь коллектива более интересной?
Конечно же, устроить общий праздник, вечер загадок, принести в школу любимые книги – сделать классную библиотечку.
Итог беседы.
Приложение 5
Беседа «Честен тот, кто работает на совесть»
Честный человек не обманывает товарищей, родных и взрослых.
Не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признается в них.
Не берет чужого, не присваивает найденную вещь.
Честный человек умеет сдержать свое слово, выполнить обещание.
Выполняет общественное поручение точно в срок и доводит дело до конца.
Честен тот, кто живет своим трудом, самостоятельно выполняет учебные задания.
Понятие «честность», прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым. Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Честный человек не возьмет чужого. Я говорю для того, что бывают случаи, когда кто-нибудь из ребят, обнаружив потерянные вещи: ручку, карандаш, книжку даже не пытается разыскивать товарища, потерявшего или забывшего эту вещь, а берет ее себе.
- Как нужно поступать в подобных случаях?
Давайте мы с вами обсудим такую проблему, как честно и ответственно нужно относиться к школьному имуществу, к учебным пособиям, библиотечным книгам.
Случается, что ученик, взяв в библиотеке или у товарища книгу, не возвращает ее, потеряв или намеренно ее присвоив.
- Как нужно объяснить своему товарищу об утере книги?
Люди трудолюбивые, стремящиеся работать как можно лучше, творчески, чьими руками создается народное богатство, в нашем обществе пользуются почетом и уважением.
О таких людях говорят, добросовестные, честные люди, мастера своего дела, умельцы. Готовить себя к добросовестному и честному труду надо со школьных лет.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной жизни коллектива, добровольно выполняет общественные поручения, не отказывается от сложных и трудных дел, не старается переложить их выполнение на своих товарищей. Стремление к честному и добросовестному труду должно проявляться и у младших школьников.
Бывают, что некоторые дети пытаются уйти от трудной работы, найти себе полегче, не принимать участие в общем деле вообще, сославшись на занятость. Высокой похвалы заслуживает поведение тех учащихся, которые при непременном достижении хороших результатов в учении проявляют при этом добросовестность, активность в выполнении поручений коллектива общественно полезных и трудовых заданий.
Честный человек не хвастается незаслуженными успехами.
Важно не только самому быть человеком честным, но и активно бороться с любым проявлением нечестности, лжи, обмана. Скрытие нечестных поступков недопустимо.
Приложение 6
Беседа «Бережно относись к школьному и общественному имуществу»
Цель: 1.Бережное отношение к результатам труда человека, к школьному имуществу, одежде своей и товарищей.
2. Участие каждого ребенка в работе по сохранности школьного имущества, учебников, книг.
-Что такое бережливость?
-Это ценное качество человека, в нем проявляется уважение к труду людей.
Перед беседой устроить смотр школьных учебников под девизом «Как живешь учебник?»
чтобы выяснить, кто из детей умеет их беречь, а кто этому еще не научился.
В процессе беседы смотрим аккуратность тетрадей, дети рассказывают о том, как много людей разных профессий работают над их изготовлением.
Во время беседы обсуждаются результаты проведенного осмотра, состояния учебников.
-Почему учебники и букварь так дороги каждому человеку?
(ответы детей).
- Какое значение имели для народа в первые годы образования Советского государства.
Чтение рассказа «Школьный учебник».
После рассказа делаем вывод о том, что много труда, сил, умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, но и другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны относиться бережно, ко всем вещам.
Беседу заканчиваю словами:
Сами вещи не растут
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку,- береги,
Не ломай, не мни, не рви.
-Почему нужно бережно и уважительно относиться к результатам любого труда?
В школе трудиться немало людей: директор школы, учителя, библиотекарь, врач, буфетчица, уборщица. Каждая из них проявляет большую заботу о детях, старается все сделать, чтобы было в школе чисто и уютно, красиво, чтобы было много интересных книг, учебных пособий, учебников, чтобы в буфете, в столовой были вкусные завтраки, обеды, румяные, вкусные булочки. В ответ на их труд дети отвечают с благодарностью. Стремятся оказать им посильную помощь в работе: дежурные помогают уборщицам поддерживать соблюдать чистоту и порядок; помощники учителя обеспечивают своевременную подготовку к урокам наглядных пособий, раздаточного материала; санитары под руководством врача или медсестры следят за соблюдением ребятами правил санитарии и гигиены.
Особую бережливость должны проявлять к хлебу. Жизнь в нашей стране становиться все лучше и богаче. Наверное, трудно встретить школьника, для которого ломоть свежего хлеба был бы особым лакомством. И, к сожалению, не все ребята осознают, понимают, чем был хлеб, например, для ленинградцев в блокадные дни этого города - героя. Хлеба не хватало. Дневной паек составлял всего лишь 125 граммов. Ведь недаром в народе говорят: «Хлеб - всему голова».
Участие ребят в рейдах бережливых поможет воспитанию у них чувства хозяина в школе, нетерпимости к тому, порою в комнатах, в коридорах зря горит электричество, из кранов течет без надобности вода.
Итог беседы.
Приложение 7
Изучение нравственных качеств личности учащихся 2-х классов
Уважаемые коллеги! Оцените нравственные качества каждого ученика, поставив следующие баллы:
3 балла- качество ярко выражено
2 балла – качество проявляется не всегда
1 балл – качество отсутствует
Фамилия имя Чест-ныйСме-лыйЩед-рыйДоб-рыйТрудо-
любивыйАкку-ратныйЗабот-ливыйОбщий балл
1б класс
Яптик Яков 2 3 3 2 2 3 2 17
Худи Валерий 2 3 2 2 2 3 2 16
Тусидо Кристина 2 2 2 3 2 2 2 15
Вануйто Ася 3 3 3 3 3 2 2 19
Окотэтто Каролина 1 2 1 2 2 2 2 12
Яптик Владислав 2 2 2 2 2 2 2 14
Яптик Нюдяко2 2 3 3 3 2 2 17
Окотэтто Никита 2 2 3 3 3 3 3 19
Окотэтто Лавасома2 2 2 2 2 2 2 14
Окотэтто Анна 2 2 2 2 2 3 3 16
Окотэтто Анжелина 3 2 3 3 3 3 3 20
Тадибе Анастасия 2 3 2 3 3 3 2 18
Тадибе Анатолий 1 2 2 2 2 2 2 13
Сэрпиво Марта 2 1 2 2 2 3 3 16
1 г класс
Яптик Геннадий 2 2 2 3 3 2 2 16
Тусида Афанасий 2 2 2 2 2 3 2 15
Вануйто Богдан 1 1 2 2 3 2 2 13
Тусида Карина 2 1 2 3 3 3 2 16
Хоротэтто Рада 3 3 2 3 3 3 2 19
Окотэтто Алиса 2 2 2 3 3 2 2 16
Окотэтто Анатолий 2 2 2 2 3 2 2 15
Яптик Эльвира 2 3 2 1 2 3 2 16