Статья. Из опыта работы «Развитие творческой одарённости через научно – исследовательскую деятельность»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В социальном отношении талант сегодня ценится на вес золота. Это диктует потребность в создании условий для качественного обновления содержания образования и образовательных технологий[4]. Мы должны не только выявлять одаренность, но и развивать творческие способности каждого ребенка. Ведь масштабный поиск новых знаний и введение их в научный и производственный оборот становится одним из приоритетных направлений в деятельности человека. Чем активнее ведется исследование, тем больше новых знаний оно приносит, тем быстрее развивается страна. Выявление одаренных детей является непростой задачей. Одаренность, в силу своего скрытого характера, может быть присуща как обычному, так и слабоуспевающему ученику. К сожалению, не каждый учащийся среднего общеобразовательного учебного заведения попадает в благоприятные условия для собственного личностного развития и имеет возможность общаться с талантливым учителем исследователем. Исследовательская деятельность многих школьных учителей пока еще носит формальный, принудительный характер. Кроме того, школьные исследования обладают определенной спецификой, которой должен владеть педагог, занимающийся организацией исследовательской деятельности в школе. По мнению О. Головко, школьная исследовательская деятельность – это совокупность элементов, связей и отношений в конкретной научной области, направленных на решение актуальной проблемы. В отличие от научного, учебное исследование характеризуется созданием особых условий, при которых учащиеся исследуют уже известные объекты, свойства и явления окружающей действительности. В то время как научное исследование - либо модернизация уже имеющихся научных открытий, либо – новое открытие[2]. Для учащихся исследовательская деятельность – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Поэтому поисковая исследовательская деятельность способствует выявлению степени одаренности и творческих способностей школьников. Кроме того, как считает Д.Б. Богоявленская, если педагог может сформировать у учащихся стойкий интерес к исследовательской деятельности, то он развивает их творческие способности[1]. Эффективной исследовательской деятельности учащихся способствует создание на уроках ситуаций успеха, когда ученик видит реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновляет его на новый поиск истины. Необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к исследовательской деятельности. Для этого необходима эффективная работа по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности. Поддержание и развитие познавательного интереса учащихся реализуется в процессе: – участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - занятия учащихся в специальных кружках, секциях; - проведения научно-практических конференций с публикацией работ; - организации встреч школьников с учеными, преподавателями вузов, представителями различных профессий; - использования нетрадиционных методов обучения; - варьирования педагогических технологий; - качественный анализ содержания урока; - осуществление связи теории с практикой и др. С моей точки зрения, другая не маловажная задача – это популяризация разнообразных интеллектуальных программ среди детей и учителей и создание ситуации успеха. Обо всех участиях и результатах учеников и учителей очень важно громко заявлять, подчеркивать значимость их работы. Необходимы стенды «Созвездие школы», «Наши результаты», сменные плакаты-объявления, листовки о наших учениках. В моем кабинете выставлены в рамках дипломы учеников, что тоже добавляет им уверенности и гордости. Любой успех, поддержанный и одобренный, окружающими окрыляет детей, и другие стремятся к этому приобщиться. На уроках я часто привожу в качестве примера результаты исследований моих учащихся, с классом мы обсуждаем и анализируем полученные данные, что часто приводит к иным гипотезам, началу новых проектов, открытию новых одаренностей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны рождаются еще на школьной скамье. В.С. Мухина считает, что в нас самой природой заложено побуждение к исследованию: это дает нам возможность адаптироваться, выжить, победить обстоятельства, справиться с проблемными ситуациями[5]. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьника в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Но есть и другая сторона нашей природы – стремление к гомеостазу, покою. Таким образом, нам изначально присущи два начала: стремление к поиску и стремление к покою. Необходимо учитывать, что они находятся в постоянной борьбе друг с другом. Вероятно, нет детей, не способных к занятию исследовательской деятельностью, возможно просто не созданы благоприятные условия для их проявления. В моей практике существует опыт развития творческой одаренности через научно – исследовательскую деятельность, а соответственно и повышения качества знаний учащихся по предмету «химия» с 43% в 8 классе до 91% в 9 классе и полные 100% при выпуске (2011г). Класс, о котором ведется речь, состоял из двадцати учащихся, каждый из которых стремился к лидерству. Но в силу того, что ежегодно в этом классе менялись классные руководители, сплоченности в нем не было. Было очень трудно работать с этими детьми. С новым классным руководителем Горшковой Т.В. мы пытались объединить всех в единый коллектив, способный жить, развиваться, творить. На одном из уроков химии мы говорили с ними о воде, ее аномальных свойствах. Рябенко Юра, ученик этого класса задал вопрос о крещенской воде: она отличается от обычной водопроводной воды и если да, то сохраняются эти свойства с годами? Я предложила ученикам найти ответ самим. У меня хранилась крещенская вода 2006, 2007 гг. В ходе беседы был начат проект «Загадка Крещенской воды. Феномен или вера!?» (приложение 1) Используя доступные методики, мы в школьной лаборатории провели качественное определение главных примесей воды, позволяющее оценить её качественный и количественный состав. Результаты удивили не только нас. Крещенская вода сохраняет свои питьевые свойства, по крайней мере, в течение 3 лет. Крещенская вода, всё-таки является феноменом!!! Она теряет свои только через три года, что подтверждается учеными, нашими опытами, о чём говорят священники. Пейте Крещенскую воду, веруйте в неё и будьте здоровы!!! С этим проектом мы вышли на научно – практическую конференцию «Юность. Наука. Третье тысячелетие», где получили диплом I степени и на районном и на областном уровне (2008-2009 уч. год). В исследование активно участвовал отец Анатолий – настоятель Илекского церковного прихода. Результаты очень интересные. Отец Анатолий предложил продолжить работу над этим проектом: в качестве образца для анализа он предложил крещенскую воду, освещенную им в церкви 19 января 2009 года. И мы продолжали работать. В 2010 году с 11 классом мы провели повторные исследования, добавив образцы Крещенской воды 2009 и 2010 гг. и результат подтвердился! Мы задумались: а вся ли вода на Крещение имеет «особые свойства»? Объектом исследования были выбраны: талая снеговая вода, взятая на крещение (19.01.10),через неделю (26.01.2010), и свежий снег (16.03.2010) и это не случайно. 10 января 2011 года на областной научно – практической конференции «Юность. Наука. Третье тысячелетие» Рябенко Юрий, учащийся 11 класса, представлявший проект «Загадка Крещенской воды. Феномен или вера!?» (часть 2) был награжден дипломом I степени. Данный проект был первым, выполненный учащимися этого класса, работа длилась в течение трех лет, и главным результатом было сплочение коллектива, развитие творческих способностей каждого ученика и всего класса в целом. Среди учителей нашей школы этот класс мы называем «золотым» выпуском. Все двадцать учащихся поступили в высшие учебные заведения и большинство из них занимаются исследовательской деятельностью в своих ВУЗах. Проект о крещенской воде был не единственным. В 2009/2010 учебном году учащиеся 10 класса работали над проектом «Роман с сигаретою?! Или, что я делаю, когда я курю» (приложение 2) Данный проект был создан в первую очередь для единственного курящего одноклассника, а потом уже для всех ребят школы. Работу исследовательской группы можно разделить на этапы: 1.изучение специальной литературы и интернет-ресурсы по проблеме о вреде курения с целью: выяснения методик исследования состава сигаретного дыма и действия его компонентов на организм человека. 2.Социологический опрос жителей с. Илек об отношении к проблеме курения. 3. Анкетирование учащихся 1-11 классов, учителей, родителей. 4.Конкурс рисунков, плакатов, листовок для размещения их на пачках сигарет. 5.организация рабочего места для проведения анализа, подготовка реактивов, заготовка таблиц. 6.экспериментальная часть 7.обработка результатов экспериментальной работы и сравнительный анализ полученных показателей. 8.формулирование выводов, оформление работы. Научная новизна работы заключается в химическом и физическом исследовании табачного дыма, его воздействие на живые организмы. Практическая значимость заключается в формировании нравственного воспитания учащихся школы, более ответственного отношения к своему здоровью и желания участвовать в экспериментальной работе. Многие подростки курят, не понимая, как легко перейти границу и стать зависимым. Они не могут преодолеть желание попробовать «запретный плод». Помогите своим друзьям! Убедите их, что курить – не модно! Надо отметить, что Никита, ученик этого класса, бросил курить. Проект «Роман с сигаретою?! Или, что я делаю, когда я курю» был оценен дипломом I степени на районной научно – практической конференции «Юность. Наука. Третье тысячелетие» и лауреатом на областном в 2011 году. Проект представляли Кирилюк Надежда и Самосудова Алена. Оба проекта, выполненных учащимися класса, стали участниками VI всероссийского конкурса школьных исследовательских работ с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды» (2011 г). Конкурс проводит ЗАО «Крисмас+» при поддержке Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ленинградской Федерации профсоюзов, общественных организаций, а также государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга Для школьников участие в конкурсах стало ступенью к осмысленному выбору профессии, к успешному поступлению в университет, к освоению выбранной специальности, к будущей профессиональной деятельности. Кирилюк Надежда учится в ГОУ ОГУ г. Оренбург, факультет «химико – биологический», специальность «специальная фундаментальная прикладная химия, специализация – аналитическая химия». Самосудова Алена учится в ГОУ ОГУ г. Оренбург, факультет «химико – биологический», специальность «специальная фундаментальная прикладная химия, специализация – биоэкология». Алена пришла в 10 класс из другой школы. Училась девочка слабо. Работа исследовательского характера очень увлекла ее, она стала больше общаться со сверстниками, читать специальную литературу, заниматься учебной деятельностью. Итог: хороший проходной балл и успешное поступление в ВУЗ. Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретают уверенность в себе и как правило эти ребята начинают показывать лидерские качества. Развитие культуры мышления в процессе обучения способствует совершенствование таких ее качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему), т.е. целенаправленное развитие его процессом эффективного познавательного поиска. Действительно, у многих ребят исчезает комплекс, они свободно выражают свои мысли, открываются лидерские способности, а главное они становятся защитниками природы и истинными патриотами своей страны.


Библиографический список
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников / О. Головко // Народное образование. – 2003. – №3. – С. 248–250.
3. Кандерова О.Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты / О.Н. Кандерова // Исследовательская работа школьников. – 2005. – №3. – С. 13–17.
4. Карецкая А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования: Учебно-методическое издание / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: Изд. АПК и ПРО, 2001. – 31 с.
5. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина // Народное образование. – 2006. – №7. – С. 123–127.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Чардымская Ирина Александровна, учитель химии и биологии МБОУ Илекская СОШ №2
Илекского района Оренбургской области




—ђ Заголовок 315