Доклад по теме «Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100». Технология дифференцированного обучения по интересам детей


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
Майнская средняя общеобразовательная школа
Городской семинар учителей начальных классов
«Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100»
Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Выступила учитель МБОУ МСШ:
Перевозчикова Е.Е. – рук. ШМО нач/классов (I к.),

г. Саяногорск Перевозчикова Е.Е.,
руководитель ШМО нач/классов
МБОУ МСШ, г. Саяногорск,
Республика Хакасия
«Развитие детского творчества, как ступенька к одарённости младшего школьника в образовательной системе «Школа 2100»
Технология дифференцированного обучения по интересам детей

«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо»
Э. Ильенков XXI век внёс свои коррективы не только в современную жизнь во всём её многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. С начала 90-ых годов XX века в школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности педагогических коллективов. Школа стала проявлять заинтересованность в развитии сознательной и творчески активной личности.
Какого человека ждёт общество и государство? Человека, который является личностью, обладающей следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:
самостоятельность в выборе и принятии решений;
умение отвечать за свои поступки;
способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;
готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
обладание набором ключевых компетенций и способность к их применению;
обладание приёмами учения и готовности к постоянному совершенствованию;
идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека – гражданина мира;
способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
ФГОС II поколения во главу угла ставит личностный результат образования:
- передача знаний и технологий;
- формирование творческих компетенций.
Понятие компетентности решения проблем – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных ситуациях.
Остановимся на образовательных технологиях в МБОУ МСШ в начальной школе:
Коллективный способ обучения (КСО).
Проблемное обучение через проектную деятельность младшего школьника.
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении.
Технология дифференцированного обучения по интересам детей (Ирина Николаевна Закатова – заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» г. Ярославля – кандидат пед/наук)
Основные методы образовательных технологий:
частично-поисковый, эвристический;
общение в динамических парах, когда каждый учит каждого;
исследовательский, групповой (творческая поисковая деятельность)
нетрадиционный метод (конкурсы, творческие проекты …);
проблемное изложение (работа над проблемой)
Технология дифференцированного обучения по интересам детей даёт возможность реализовать понятие компетентности решения проблем на практике и привести к успешности в обучении с помощью:
проблематизация учебного материала (знания – дети удивления и любопытства);
активности ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Что такое творчество?
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. (С.И. Ожегов)
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом человеке. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии.
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок переделывает мир под себя и помогает сам себе понять и постичь его лучше.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Второй этап - процесс создания замысла, ребёнок проявляет творчество, включает своё воображение.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок посвоей природе – созидатель творчество дети, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное.
Развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, и понять, что ему нужно, ребёнок поможет сам. Просто приглядитесь к тому, как ребёнок любит больше всего проявлять себя.
Творчество – вещь добровольная, и не может приходить через силу.
Без преувеличения – наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчества детей и попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях. Творчество ребенка может проявляться не только в его делании рисовать или петь, оно также проявляется даже в том, как он поставит перед собой тарелку и разложит столовые приборы. Ведь творческий по натуре человек всегда делает всё не совсем так, как другие. Конечно, в будущем творческий человек может столкнуться с рядом специфических проблем, но именно творчество подскажет ему путь к их разрешению.Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.
Целевые ориентации технологии дифференцированного обучения по интересам детей:
Развитие творческих способностей
Развитие эмоциональной сферы личности
Воспитание человека высокой гуманитарной культуры
Превращение школы из просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры
Основные положения технологии:
Только в атмосфере гуманитарной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализацииЛичностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме
Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения
Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребёнка с одного отделения на другое
Основные направления развития личности по технологии обучения по интересам, отделения:
муз/культуры
изо
яз/культуры
нравственно-патриот-ое
экол/ культуры
физ/культуры
матем/культуры
прикладного творчества
Положительные аспекты:
- Усиление мотивации к учёбе, самоопределение ребёнка;
- работа «душевная», «от всего сердца»;
- «Знания усваиваются с аппетитом», раннее развитие природных способностей ребёнка.
Чего стоит опасаться?
- Интересы ребёнка меняются;
- отсутствие рекомендаций по дозировке погружения ребёнка
в специальную область;
- трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств
личности.
Золотые правила учителя, придуманные самими учителями:
«Умей радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам».
«Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с учениками в поиске».
«Будь для детей добрым другом.
Каждый раз, когда тебе захочется
командовать или рассердиться, вспомни
свое детство и на всякий случай
съешь мороженое».
«Детей можно увлечь только тем, чем
увлечен сам».