Научная статья Формирование языковой культуры обучающихся через исследовательскую деятельность

Формирование языковой культуры учащихся через исследовательскую деятельность

Являясь важнейшим средством человеческого общения и потому социальным и национальным по своей природе, язык объединяет людей, регулирует их межличностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность. Язык обеспечивает накопление, хранение и воспроизводство информации, являющейся результатом исторического опыта народа и каждой личности в отдельности, формирует индивидуальное и общественное сознание. Поэтому, согласно одной из вышеназванных задач социального воспитания, можно сказать, что приобщение личности к культурному наследию, духовным и национальным ценностям общества происходит также через язык.
Однако язык – это очень широкое и многомерное понятие, достояние всего общества, и лишь человек, обладающий высокой языковой культурой, сможет передать всю его красоту, многообразие и смысл последующим поколениям.
Языковая культура предполагает:
1) владение культурно-речевыми нормами языка;
2) умение грамотно и правильно отбирать языковые средства в зависимости от задач общения;
3) владение устными и письменными жанрами текстов различных стилей;
4) владение всеми жанрами речи, необходимыми для успешного обучения и исследовательской деятельности;
5) навыки речевого поведения в профессионально-ориентированной ситуации общения;
6) наличие навыков публичного выступления, предполагающего владение ораторским искусством;
7) умение вести диалог с максимальным учетом фактора адресата.
Языковая культура формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками, но не без помощи различных приемов. Работа в группах, проектная деятельность, ролевая или деловая игра, дискуссия, диспут помогают создавать активную коммуникативную среду, которая способствует развитию языковой культуры личности. Эти же формы помогают формировать культурно-ценностные ориентации людей, так как предполагают их активное взаимодействие друг с другом и с педагогом, требуя от общающихся толерантности в общечеловеческом и нравственном плане.
В содержание языковой культуры обычно включаются следующие компоненты:
культурологический компонент – уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку в целом. Владение правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;
ценностно-мировоззренческий компонент содержания воспитания – система ценностей и жизненных смыслов. В данном случае язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального сознания и реализуются в ходе языкового диалогового общения;
личностный компонент – то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке и что проявляется через внутреннее отношение к языку, а также через становление личностных языковых смыслов.
Таким образом, языковая культура выступает инструментом развития и совершенствования «человека культуры», готового и способного к самореализации в современном мире.
Развитие научно-технического прогресса в прикладных областях, внедрение инновационных технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения требует не только введения новых предметов – необходимы кардинальные изменения в преподавании классических дисциплин. В российское образование успешно внедряются оригинальные методы, приемы, формы и средства обучения. Однако эффективность такого внедрения порой весьма призрачна, так как в основном эти обучающие системы носят характер шаблонной доминанты - по образцу и подобию.
Чтобы исключить «общий» подход к личности ребенка, необходимо отказаться от традиционного пути и поиск нового вести не от учителя к ученику, а от ученика к исследованию, то есть к его индивидуальности. Помочь справиться с подобной задачей и ученику и учителю должна научно-исследовательская деятельность.
Именно школа является первой ступенью на пути к серьезным исследованиям. В основу научно–исследовательской деятельности учащихся должны быть положены три вопроса:
Что исследовать?
Как исследовать?
Какой выход (итог) получить в ходе исследований?
Предоставляя ученику обширные возможности для самостоятельной работы, необходимо следить за промежуточными действиями, чтобы помочь избежать ошибочное направление, но ни в коем случае не подчеркивая свое преимущество в знаниях по исследуемой проблеме.
При исследовании вопросов языка необходимо учитывать специфику (уровень) подготовки учащихся в области лингвистики и языковедения, а также умение работать со справочными материалами и словарями.
Особое внимание следует обратить на формулировку гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием проблемы. Необходимо объяснить ребятам, что выдвигаемая гипотеза должна:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При доказательстве гипотезы учащимися могут использоваться теоретический и эмпирический (математический для данного исследования не обязателен, хотя и он имеет место) методы исследования.
     Теоретический метод позволяет провести:
абстрагирование (мысленное отвлечение от всего несущественного и фиксирование одной или нескольких интересующих сторон предметов);
анализ и синтез (начальный этап исследования, изучение по теории вопроса).
Эмпирический метод:
наблюдение;
сравнение.
Исследовательская деятельность представляет собой довольно длительный процесс. В рамках школы это обычно несколько месяцев (начало – конец учебного года). Заключительным этапом исследования является научно-практическая конференция, где ученики учатся защите результатов исследования


Заголовок 215