Статья Воспитание экологической культуры школьников через организацию внеурочной деятельности


Воспитание экологической культуры школьников через организацию внеурочной деятельности.
Сахбутдинова .Р.Р
Бетькинская средняя общеобразовательная школа.
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетенции учащихся во внеурочной деятельности, мониторинговой площадкой избран для этого пришкольный участок, способствующий осуществлению проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое воспитание, экологическая культура.
Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.
Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности и т.п. Гуманитарное направление как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.
«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.).Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).
Целью биологического образования в современной школе является не только получение необходимых современных знаний, навыков и умений, но и формирование умений применять приобретенные знания на практике.
Одной из наиболее актуальных задач в образовательном и воспитательном процессе является формирование экологической компетенции учащихся во внеурочной деятельности : показать учащимся значимость биологических и экологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни.
Пришкольный участок школы становится мониторинговой площадкой , которая логично вписывается в систему современного образования, соответствует ее целям т.е воспитанию экологической культуры личности. Пришкольный участок способствует осуществлению проектной и учебно-исследовательской деятельности. Следовательно, способствует развитию личности учащихся через систему постоянных наблюдений за отдельными компонентами природы окружающего мира. Современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе, занимаясь проектной деятельностью. учащиеся получают представление о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий ,учатся воспринимать себя в качестве субъекта деятельности. направленной на самопознание , самообразование.
Ухоженный пришкольный двор с декоративными клумбами привлекателен как для учащихся, посещающих ежедневно школу, так и для их родителей и жителей. Как же организовать озеленение и благоустройство школьного двора так, чтобы не только украсить маленький кусочек школьный территории, но и сам этот процесс сделать творческим и продуктивным, чтобы ученики, и учителя, и родители гордились нашими делами и школы?
Привлекая учащихся к озеленению и благоустройству пришкольного участка,
можно сформировать у школьников эстетическое мировоззрение и развивать навыки природоохранной работы и культуры озеленения. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела , реально видеть результаты своей деятельности , приносить радость окружающим создавать прекрасное.
Таким образом, пришкольный участок, на наш взгляд, должен быть центром экологической культуры в поселке. Учитывая это, мы вместе с учениками решили проблему благоустройства района.
Цель социального проекта « Каждому участку земли-эклогическую заботу»-создать цветущий школьный двор.
Задачи проекта:
Поиск единомышленников.
Создать совет экологов.
Ознакомиться с опытом работы на пришкольных участках в других школах.
Найти социальных партнеров по оказании помощи в улучшении школьной территории.
На общешкольном собрании выступили с предложением создать экологические отряды для озеленения школьного двора.
Ожидаемые результаты:
1.Эстетическое оформление и озеленение территории школы(благоустройство, озеленение и преобразование пришкольной территории)
2.Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образователной среды.
3. Развитие у учеников элементарных практических навыков по способам посадки и выращивании растений, приемам ухода за ними с учетом индивидуальных особенностей каждого вида.
4. Интегрировать полученные знания, использовать теоретические знания на практике.
5.Осваивать новые информационные технологии, новые источники информации.
6.Овладевать приемами исследовательской деятельности, которая проявится в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.
7.Воспитание бережного отношения к живой красоте, созданной своими руками, повышение экологической культуры.
8 Стимулирование активной трудовой деятельности подростков.
9. Развитие организаторских способностей учащихся.
Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Происходит социализация личности, усвоение новых ценностей, характерных для общества с устойчивым развитием. Значимость работы вдохновляет и окрыляет, вселяет уверенность в своих силах Устойчивое развитие- это не только охрана природы, а необходимость научиться жить в гармонии с окружающей средой, социумом и самим собой, чтобы обеспечит лучшее качество жизни не только себе, но и будущим поколениям. Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущей край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственнось за ее состояние.