Статья по экологии Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность

Формирование экологической компетентности школьников
через исследовательскую деятельность


Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающихся универсального умения ставить и  решать задачи для разрешения возникающих экологических проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.
Подобные задачи требуют пересмотра всей человеческой деятельности в отношениях с природой, а также конкретных знаний в области основ экологии. Сегодня нужны грамотные, компетентные профессионалы в своем деле, с прочной базовой экологической подготовкой.
Наши знания о природе, об окружающем мире за последние годы невероятно расширились, а наши возможности остались пока весьма ограниченными. Мы пока еще лишены способности предвидеть развитие природных и общественных явлений на более или менее отдаленные времена.
Поэтому цель экологического воспитания и образования в школе заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения экологической деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс МБОУ «СОШ№77» методов и  технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследование – наиболее деликатный способ взаимодействия человека
с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя
над миром, а пытался изучить его, понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте. Именно включение в исследование наиболее эффективно позволяет прикоснуться
к миру в его естестве, выработать в себе то самое «экологическое сознание».
В настоящее время экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами. Однако не хватает еще в школе практических занятий по овладению практическими навыками по экологии и охране окружающей среды, которые углубляли бы познания предмета.
Сегодня современные экологически проблемы подразделяются на две группы.
1. Первая связана с устранением последствий человеческой деятельности и восстановлением природных экосистем. Решению этих проблем способствуют разрабатываемые профилактические, защитные и восстановительные меры.
2. Вторая группа экологических проблем направлена на разработку новых хозяйственных технологий, в корне меняющих наши отношения с природой. Это и новые системы промышленных технологий, которые должны быть безотходными и ресурсосберегающими. Это и сельскохозяйственные технологии – более совершенная обработка почв, использование удобрений и т.д.
В этих двух направлениях и ведутся исследования учащимися школы.
Проведение исследований способствует закреплению умений работы с естественными и искусственными экологическими системами, физическими приборами, химическими реактивами, а также освоению различных методов экологических исследований, которые составляют систему наблюдений и контроля за мониторингом окружающей среды. Учащиеся приобретают умения анализировать полученные результаты, вырабатывать рекомендации и предложения по устранению воздействий и прогнозировать изменения окружающей среды.
Особенность такой работы в нашей школе заключается в том, что:
1.Проектно-исследовательская деятельность учащихся по экологии используется как средство для реализации разностороннего обучения детей.
2.Проекты, исследовательские работы может выполнить любой учащийся школы, мотивированный на эту работу, независимо от его способностей.
3. Проведение ежегодной школьной научно-практической конференции «Первые шаги» для учащихся 5-11 классов.
4. Нетрадиционные уроки (деловые игры, КВН по вопросам экологии)
Учащиеся школы являются неоднократными участниками и призерами многих Всероссийских конкурсов: «Научный потенциал-
XXIвека»г.Москва,«Юность.Наука.Культура»г.Обнинск,Всероссийско-го фестиваля «Портфолио», НПК им. Хальфина и др.
Исследовательская работа по экологии дает возможность школьникам осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами и формами научной и творческой работы. Учащиеся  приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления.
Использованная литература:
1. Обухов А.С. Исследовательская работа школьников. №4,2007.
15