Урок математики Представление о плоских и объёмных фигурах

Тема урока

Представление о плоских и объёмных фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед.

Предмет
математика

Класс
2 «В»

Автор урока
Павлова Ольга Ивановна

Образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонская гимназия



Ст. Казанская Ростовской области


Методическая информация


Тип урока
Урок получения новых знаний

Цель урока
создать условия для ознакомления с понятиями плоские и объёмные геометрические фигуры, расширить представление о видах объёмных фигур, научить определять вид фигуры, сравнивать фигуры.

Задачи урока
- развитие вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике,
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.


Знания, умения, навыки
и качества, которые актуализируют,
приобретут,
закрепят ученики в ходе урока.
Расширение знаний о геометрических фигурах.
Наблюдение за плоскими и объёмными геометрическими фигурами, усвоить понятия плоские и объёмные фигуры, научиться сравнивать фигуры, находить плоские и объёмные фигуры в окружающей действительности, научиться работать с развёрткой.

Необходимое оборудование
и материалы
Персональный компьютер (ноутбук),
мультимедиа-проектор (проекционное устройство), презентация «Фигуры», модели фигур, развёртки фигур, глобус, ёлочный шарик, кубик, фонарик.


Подробный конспект урока


Мотивация учащихся
Оргмомент. Прозвенел звонок. Начался урок. Гимнастика для пальцев.
Вступительная беседа.
На столе учителя: глобус, кубик, ёлочный шарик, баночка цилиндрической формы.
- Какой у нас сейчас урок? Слайд №1.
- А зачем эти предметы? Слайд №2.
Найти значения выражений и расположить их в порядке возрастания.
96-29=Ы 23+9=Ф
35+16=И 19+28=Г
81-17=Р 94-38=У

Получается слово фигуры.
Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ход и содержание урока
Актуализация знаний.
Какие фигуры вы знаете?
Слайд №3. Точка, прямая, луч, отрезок, ломаная.
Слайд №4. Прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал, восьмиугольник.
Как можно назвать эти фигуры одним словом?
Слайд № 5 Плоские фигуры.
Что значит плоский, как вы понимаете?
- Что бы проверить, правильно ли мы определили, что означает слово плоский, где можно найти точный ответ?
- Обратимся к словарю.
- Плоский - значит ровный, без возвышенностей и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.

Изучение нового материала.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с геометрическими фигурами.

-Ребята, как вы думаете, я случайно попросила вас обратить внимание на поверхность фигур?
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
(открываю слово ПЛОСКИЕ на доске и слово И )
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ПЛОСКИЕ И


- Какие ещё могут быть фигуры?
-Посмотрите на геометрические фигуры у меня на столе.
(куб, пирамида, призма, параллелепипед)
- Кто сможет назвать их?

-Чем они отличаются от фигур, которые на доске?
- А что значит объёмные ?

Обратимся к словарю.(в словаре читаем толкование слова объём) Объём – величина чего-нибудь в длину, ширину и высоту.
На доске открываем слово- ОБЪЁМНЫЕ
-Прочитаем название нашей сегодняшней темы урока.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ПЛОСКИЕ И
ОБЪЁМНЫЕ
- Что же мы будем делать, что будем изучать на этом уроке?
- Мы узнаем названия фигур
- Будем учиться их находить
- Будем сравнивать эти фигуры друг с другом
- А, может, будем учиться строить эти фигуры.
Слайд №6. Куб, параллелепипед, шар, конус, пирамида, цилиндр.
Слайд №7 Это объёмные фигуры.
- А как вы думаете, у объёмных фигур есть плоские поверхности?
-Если проведём рукой, поверхность фигур – плоская, ровная, гладкая.
- А я думаю, что раз у этих фигур есть плоские поверхности, то они могут называться плоскими. (Нет)
-Проведём ещё одно исследование. Возьмём квадрат. Какая это фигура?
- У какой фигуры на столе тоже есть в поверхности квадрат?
- Положим квадрат на стол и накроем его ладонью. Скажите, есть ли пространство между ладонью и столом?
- А теперь накроем ладонью куб. Есть ли пространство между ладонью и столом?

- Подумайте ,чем же отличаются плоские фигуры от объёмных? Попробуем сделать вывод.
Плоские: можно полностью расположить на одной плоской поверхности.
Объёмные : занимают определённое пространство, есть объём, возвышаются над плоской поверхностью.
- А как мы называли в окружающем мире предметы имеющие форму? Капелька, снежинка? Тела.
- Можем ли так назвать объёмные геометрические фигуры? Это геометрические тела.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Слайд №8. Работа в парах
- Я думаю, что теперь вы уже сможете находить плоские геометрические фигуры и объёмные.
Карточки. Распредели фигуры на 2 группы. Назови группы.

- А как начертить такие фигуры?
- Название какой фигуры самое трудное?
- Попробуем начертить параллелепипед. Слайд №9.

Физкультминутка.
Как вы думаете, какие мультипликационные герои будут проводить физкультминутку? Смешарики.
Какие предметы, нас окружающие имеют формы объёмных геометрических фигур?
Слайд №10, №11

Работа в группе.
Для каждой группы конверты с развёртками геометрических тел.
- Может ли быть в конверте объёмная геометрическая фигура? Каждая группа – проектное бюро. Задача – сделать из развёрток объёмные геометрические фигуры.

Проведем эксперимент.
На столе объемные фигуры и плоские. С левой стороны включим фонарик.
Что заметим?
Объемные фигуры отбрасывают тень.
А теперь на стол положим плоские фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник. Включим фонарик.
Что заметим на этот раз?

Плоские фигуры не отбрасывают тень, они полностью соприкасаются с поверхностью стола.

Сравнив пары фигур и проведя эксперимент, можем сделать вывод: объемные фигуры отбрасывают тень; у объемных фигур в отличие от плоских имеется три меры: длина, ширина и высота; плоские фигуры являются элементами объемных фигур.



Итог урока.
Подведем итоги урока:
1. Все геометрические фигуры в математике можно разделить на две группы: плоские и объемные.
2. Объемные геометрические фигуры – это фигуры, у которых можно измерить длину, ширину и высоту.
3. Объемные фигуры на свету отбрасывают тень.
4. Плоские фигуры являются элементами объемных фигур.
Взаимооценка.
Карточка. Раскрась объёмные геометрические фигуры. Проверь и оцени работу соседа.
Слайд №12


Рефлексия деятельности
на уроке

Что вспомнили на уроке?
Что нового узнали?

Продолжи любое из начатых предложений
Я узнал
Я понял
Было интересно
Было трудно
Мне понравилось
Я хочу узнать
- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой урока?
- Выполнить объёмные геометрические фигуры.
- Начертить плоские геометрические фигуры.
-Найти стихи, загадки о геометрических фигурах.
- Выучить название геометрической фигуры - параллелепипед.
- Выполнить аппликацию, поделку из геометрических фигур и т.д.



15