Методическое пособие для студентов по учебной практике Компьютерная графика


Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский архитектурно-строительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП.01.04: КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Для студентов по специальности 07.02.01 «Архитектура»
Выполнил: Пронько Елена Владимировна
Краснодар
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. Управление операциями и изображениями
1.1. Электронный чертёжный стол АРХИКАД 4
1.2. О системах координат, применяющихся в АРХИКАД4
1.3. О видоизменениях рисунка курсора5
1.4 Установка рабочих режимов экрана 5
1.5. Координатное табло 6
1.6. Ввод координат точек с помощью координатного табло7
1.7. Информационное табло7
1.8. Панель управления 8
1.9. Линейка изображений 8
2. Выполнение и редактирование чертежей
2.1. Панель инструментов 9
2.2. Выбор элементов чертежа инструментом Указатель 9
2.3. Выбор элементов чертежа инструментом Бегущая рамка 10
2.4. Редактирование чертежей 11
2.5. Удаление рисунков с экрана 11
3. Создание 3D модели здания
3.1. Настройка рабочей среды. Установка этажей. 12
3.2. Создание сетки координационных осей 13
3.3. Инструмент Стена 14
3.4. Инструмент Перекрытие 15
3.5. Инструмент Окно 16
3.6. Инструмент Дверь 18
3.7. Инструмент Крыша 19
4. Создание разреза 21
5. Создание участка, элементов благоустройства 22
6. Создание новых видов покрытий 23
7. Приемы визуализации проекта 24
8. Создание генплана участка 27
Тестовые задания по курсу «ArchiCad» 28
Список использованной литературы 31


Введение
Программа Архикад (англ. Arhicad) – профессиональное программное обеспечение для проектирования домов, зданий, соружений различной степени сложности.
Программу АрхиКАД относят к специализированному программному обеспечению для проектирования экстерьеров и интерьеров домов, которое активно применяется архитекторами, строителями, инженерами, дизайнерами интерьера, ландшафтными дизайнерами в своей профессиональной деятельности. Программа Архикад компании Graphisoft - один из самых мощных на сегодня инструментов архитектурного проектирования - не просто позволяет, используя интеллектуальные объекты, создать трехмерный мир проекта. Она меняет само представление об архитектурных системах автоматизированного проектирования. ArhiCAD — это много больше, чем обычный электронный кульман: это мощная, сложная среда, позволяющая достигать результата в кратчайшие сроки. Уникальная технология Виртуальное Здание открывает возможность по-настоящему творческой и в то же время высокопроизводительной работы: архитектор занимается дизайном проекта, ArhiCAD автоматически подготавливает документацию. Процесс проектирования домов с помощью программы Arhicad напоминает реальное строительство - единственное отличие в том, что строится Виртуальное Здание. Вместо вычерчивания плоских линий, эллипсов и дуг вы воздвигаете стены, встраиваете окна и двери, размещаете перекрытия, лестницы и сооружаете крыши. Такой подход позволяет лучше представить структуру проекта, обнаружить различные коллизии еще на этапе проектирования.ArhiCAD гарантирует, что все рабочие чертежи и спецификации проекта будут связаны между собой. В обычных САПР процесс согласования документов по проекту предполагает утомительное и трудоемкое сравнение всех поэтажных планов, разрезов, фасадов, ведомостей. Изменения же в Виртуальном Здании автоматически вносятся во все видовые экраны проекта, чертежи, таблицы отчетов. Это бережет ваше время и силы, снижает риск ошибки. Ваш проект в ArhiCAD — это и есть ваша документация.АрхиКАД - программа, обеспечивающая разработку архитектурно-дизайнерских решений. На любом этапе работы можно увидеть проектируемое здание в трехмерном виде, в разрезе, в перспективе, сделать анимационный ролик. В Arhicad можно одновременно работать над созданием проекта и составлять сопутствующую строительную документацию, так как программа хранит информацию о проектируемом здании: планы, разрезы, перспективы, перечень необходимых стройматериалов, а также замечания архитектора, сделанные в процессе работы. 
1. Управление операциями и изображениями
1.1. Электронный чертёжный стол АРХИКАДСтрока меню: Файл, Редактор, Вид, Конструирование, Документ, Параметры, Teamwork, Окно, Справка


Рис.1 Электронный чертёжный стол Архикад17

Примечание. При открытии нового листа на экране система предлагает четыре линии фасада (рис.1).
Установите курсор в строке меню на слове Окно и щёлкните мышью. В выпавшем ниспадающем меню перейдите на строку Панели и ещё раз щёлкните мышью. С помощью появившегося ниспадающего меню удаляйте и возвращайте обратно панели. В процессе работы над проектом Вы можете передвигать плавающие панели и устанавливать их на любое место экрана. Кроме того, Вы можете удалять панели с экрана путем нажатия на кнопки с изображением крестика, находящегося на синей полоске. На приведённом рисунке экрана основное место занимает чертёжный лист плана этажа (окно плана этажа). В процессе работы могут генерироваться и другие окна: любое количество окон разрезов и фасадов (в виде моделей и чертежей), окно трехмерных изображений (3D-окно), окна фотоизображений, окна расчётов, окно сметы и т.п.
1.2. О системах координат, применяющихся в АРХИКАД
В АРХИКАД применяются несколько систем координат:
1) проектная система координат - её начало в виде жирного чёрного крестика (пользовательское начало) может находиться где угодно в пространстве, в том числе и на площади экрана дисплея;
2) в процессе проектирования мы в основном пользуемся так называемой пользовательской системой координат (ПСК), её начало всегда создаётся либо на одной из узловых точек чертежа, либо на произвольном месте экрана;
3) локальная система координат создаётся автоматически в процессе рисования. Нарисуйте несколько отрезков прямой и понаблюдайте, как ведёт себя крестик начала ПСК - крестик при каждом проведении линии перескакивает на новое место (это место и называется началом локальной системы координат) и после завершения рисования элемента возвращается на своё место.
1.3. О видоизменениях рисунка курсора
Установите курсор на линии нарисованного отрезка и Вы увидите, что курсор видоизменился, он принял вид вилки, называемой мерседесом. Нарисуйте два перекрещивающихся отрезка и установите курсор на точке пересечения - курсор примет вид крестика с чёрной точкой посередине. Выше Вы видели, как курсор принял вид галочки при установке его на узловую точку. В процессе проектной работы курсор может принять более чем тридцать различных видов, помогая проектировщику точнее позиционировать курсор на характерных точках конструктивных элементов. На начальной стадии изучения системы наиболее часто встретятся, кроме уже известных Вам рисунков курсора, изображения карандашей, причём, если карандаш закрашен в чёрный цвет, то курсор находится на узловой точке элемента, если же карандаш гранёный - на линии элемента, если карандаш не закрашенный - на любом месте.

1.4 Установка рабочих режимов экрана
Найдите в строке меню команду Параметры и щёлкните мышью, затем в выпавшем меню перейдите на строку Рабочая среда, а в следующем меню на строку Единицы измерения. В появившемся диалоговом окне нажмите на шкалу Линейные единицы и выберите слово Миллиметры. В том же диалоговом окне нажмите на шкалу Единицы измерения (в левом верхнем углу) и, выбрав строку Размерные числа, установите размерность Миллиметры. Затем ещё раз нажав на строку Рабочая среда, установите Угловые единицы. Нажмите подряд на команды Вид - Сетки и плоскость редактирования - Сетки и фон (рис.2).


Рис.2 Диалоговое окно Сетки и фон
В диалоговом окне установите размеры сетки. На экране отображается только конструкторская сетка, а шаговая сетка невидима. С помощью шкал Фон и Линии сеток можно изменять цвет экрана и линий сеток на нем. Обе команды активизируются двойным щелчком мышки. Поупражняйтесь в выборе цвета экрана и сетки на нем. На большой цветной палитре выбирается общий цветовой оттенок фона или линий сетки, а с помощью узкой шкалы устанавливается интенсивность цвета. Может случиться, что сетка на экране не отображается. Причиной могут быть либо не включена команда Вывод сетки (меню Вид), либо установлены одинаковые цвета экрана и линий сетки, либо слишком мелкая сетка.
В системе АРХИКАД имеется два основных средства, облегчающих управление операциями - координатное табло и панель управления.
1.5. Координатное табло


Рис. 3 Координатное табло

Координатное табло отображает точные координаты текущего местоположения курсора на чертеже. Кроме того, оно позволяет осуществлять непосредственный ввод числовых координат. Для отсчета координат создайте начало пользовательской системы координат. Нажмите на первую кнопку на координатном табло и установите положение начала пользовательской системы координат на любом месте экрана. Нажмите на знак «треугольник» на табло - тем самым Вы включили табло на режим отображения относительных декартовых координат. Если на табло кнопка с пиктограммой «треугольник» не нажата, то на нём будут показываться абсолютные координаты местоположения курсора. Подвиньте курсор и установите его на точке начала координат и посмотрите на значения координат на координатном табло - там везде нули.

1.6. Ввод координат точек с помощью координатного табло
Нарисуйте отрезок прямой с помощью координатного табло. Для этого включите инструмент Линия, курсор установите на любом месте экрана и щёлкните мышкой, а затем наберите на клавиатуре букву X. После того, как соответствующая строка на координатном табло засинеет, наберите на клавиатуре значение координаты Х. Аналогичным способом введите значение Y и затем нажмите на клавишу ENTER. Посмотрите на экран - отрезок прямой нарисован.
Переменные a и r на табло - это вектор (радиус) и угол полярной системы координат. Числовой их ввод аналогичен вводу координат X и Y. Нарисуйте отрезок прямой п утём ввода с клавиатуры длины отрезка (вектора) и угла. В процессе проектной работы чаще всего применяется рисование элементов с помощью координатного табло. В левой части координатного табло имеются кнопки для изменения конфигурации сетки на экране и три кнопки для включения режимов позиционирования курсора на определённых точках сетки (рис.3). Если нажать левую кнопку, то позиционирование выключается, средняя кнопка служит для включения позиционирования по шаговой сетке, а при нажатии правой кнопки включается режим позиционирования курсора по конструкторской сетке Поупражняйтесь: начертите прямоугольник, квадрат, установив при этом различные режимы позиционирования курсора и пр.
1.7. Информационное табло
При нажатии на любую кнопку панели инструментов на информационном табло отображаются часто применяемые команды вызываемого инструмента (рис.4).

Рис. 4 Информационное табло

Поупражняйтесь: нажимайте на кнопки панели инструментов и понаблюдайте за изменениями расположения кнопок на информационном табло. Запомните: при нажатии на первую слева кнопку на экране всегда появляется диалоговое окно, служащее для настройки параметров данного инструмента. Это же окно можно вызвать и другим способом – путём двойного щелчка на кнопке панели инструментов. Информационное табло предоставляет в распоряжение проектировщика ряд способов для установки важных параметров и выбора часто используемых команд. Ещё раз напомним, что при нажатии первой кнопки на экране появится диалоговое окно, служащее для назначения всех необходимых параметров конструкции. С помощью следующих кнопок можно выбирать геометрические варианты и способы построения конструктивных элементов.
1.8. Панель управления


Рис.5 Панель управления

На панели управления имеются следующие кнопки управления: 1) включение и выключение направляющих линий; 2) создание отрезка направляющей линии; 3) 7 видов электронных рейсшин, эти кнопки появляются при нажатии на маленькую стрелку в правой нижней части кнопки Перпендикулярная рейсшина); 4) варианты проецирования курсора; 5) разрешение и отмена группирования; 6) волшебная палочка; 7) позиционирование в специальных точках; 8) меню специальных точек позиционирования;

1.9. Линейка изображений

Управление изображениями выполняется с помощью линейки изображений. Линейка расположена на нижней кромке окна плана этажа. Она содержит ряд управляющих кнопок и пиктограмм, позволяющих легко изменять масштаб чертежа и текущий уровень увеличения в окне, а также осуществлять переход к новому или ранее зафиксированному изображению чертежа.

Рис.6 Линейка изображений

На линейке находятся следующие кнопки:
1) навигатор, 2) планшет навигатора, 3) оперативные параметры 4) кнопка масштабирования (нажмите на кнопку и в диалоговом окне установите другой масштаб чертежа); 5) кнопка уровня увеличения (кнопка постоянно показывает текущий уровень увеличения изображения в процентах от натуральной величины; 6) пиктограмма знак плюс - Увеличить (каждый двойной щелчок мышкой приводит к двойному увеличению изображения, при этом масштаб чертежа не изменяется); 7) пиктограмма знак минус - Уменьшить (каждый двойной щелчок мышкой приводит к двойному уменьшению изображения); 8) пиктограмма Рука (нажмите на кнопку, установите появившийся курсор-руку на экран и подвиньте мышку). Перемещать лист чертежа по горизонтали и по вертикали можно и с помощью четырех кнопок со стрелками, находящимися на полосах прокрутки. Нажимайте поочерёдно на все кнопки полос прокрутки и понаблюдайте, что происходит с рисунками на экране. 9) кнопка По размеру экрана находится справа от пиктограммы Рука. При нажатии на кнопку чертежи возвращаются на первоначальное место на экране (в процессе работы чертежи могут быть смещены и даже находиться за пределами экрана).
2. Выполнение и редактирование чертежей
2.1. Панель инструментов
Инструменты используются для рисования новых объектов или для выбора и редактирования существующих элементов чертежей. Клавиши панели инструментов объединены в четыре функциональные группы. Первая группа используется для выбора элементов чертежа (Указатель и Бегущая рамка), вторая - инструменты трехмерного моделирования (они появляются при нажатии на строку Конструирование), в третьей группе находятся инструменты двумерной графики (они появляются при нажатии строки Документир. Четвёртая группа инструментов озаглавлена словом Ещё (в эту группу входят Сплайн, Узловая точка и Камера). В процессе работы воспользуйтесь подсказками, появляющимися в нижней зоне экрана при нажатии на каждую кнопку панели инструментов.

2.2. Выбор элементов чертежа инструментом Указатель

Нажмите на клавишу Указатель, щелкните мышкой на любом месте экрана и подвиньте курсор диагонально. При этом на экране образуется область, ограниченная рамкой. Все элементы чертежа, попавшие в пределы рамки, будут выбраны. Признаком выбора является множество темных точек в узловых точках чертежа. Все точки выбора исчезнут при установке курсора на свободное место экрана и щелчке мышью. Весь чертеж в целом можно выбрать с помощью команды Выбрать всё, находящейся в ниспадающем меню команды Редактор. Для этого нажмите сначала на клавишу Указатель, затем на строке меню нажмите на слово Редактор, а в выпавшем меню курсор установите на строке Выбрать всё и щелкните мышкой - на всех элементах чертежа появятся темные точки выбора. Строка Выбрать всё обладает свойством сменяемости. Если Вы нажмёте, например, на клавишу инструмента Дверь и затем на команду Редактор, то в выпавшем меню появится строка Выбрать все двери. Нажимайте подряд на клавиши инструментальной панели с последующей активизацией команды Редактор и Вы увидите, что в каждом случае к словам Выбрать все будут добавляться названия инструментов. С помощью команды Выбрать всё очень удобно выбирать однотипные элементы. Выбор одного элемента можно осуществить путем щелчка курсором-указателем на контуре конструктивного элемента (для стен характерным контуром является осевая линия). Одним щелчком можно выбрать только один элемент. Если на экране уже был выбранный элемент, то при выборе следующего элемента предыдущие точки выбора будут отменены. Но можно ли выбрать с помощью курсора-указателя последовательно несколько элементов? Можно, для этого надо сначала нажать на клавиатуре клавишу Shift и затем, не отжимая её, щёлкать курсором на каждом выбираемом элементе. С помощью Shift-щелчков можно произвести и обратное действие, т.е. можно последовательно исключать знаки выбора на выбранных ранее элементах. При выборе элементов могут возникнуть неясные ситуации в случаях наложения друг на друга узловых точек нескольких элементов. В таких случаях можно поочередно просмотреть все такие элементы, нажав клавишу [CapsLock] и повторно щелкая курсором в точке наложения. Как правило, это позволяет прояснить ситуацию, не забудьте, однако, отпустить клавишу [CapsLock] перед [Shift]-щелчком элемента, который Вы решите добавить к выбранному множеству. Иначе у Вас произойдет отмена выбора всех элементов кроме того, на котором Вы делаете [Shift]щелчок. При выборе объектов, состоящих из нескольких простых элементов (например, прямоугольных стен, прямоугольных линий и пр.) часто случается, что знаки выбора имеются одновременно на всех простых элементах. Это означает, что все объекты сгруппированы вместе (т. е. была применена команда Группирование). При необходимости разгруппировать эти чертежи надо применить команду разгруппирования (команды Редактор - Группирование - Разгруппировать). После применения команды разгруппирования все объекты не будут связаны друг с другом, их можно будет выбирать по-отдельности.


2.3. Выбор элементов чертежа инструментом Бегущая рамка

При применении инструмента Бегущая рамка на экране образуется прямоугольный участок аналогично рамке инструмента Указатель: щёлкните мышкой, сдвиньте курсор по диагонали и еще раз щёлкните. Все элементы, попавшие внутрь прямоугольной рамки, будут выбраны! Бегущая рамка имеет два способа построения, соответствующие им кнопки имеются на панели управления:
а) способ "на одном этаже" (рамка с тонкими линиями) позволяет редактировать, стирать, вырезать, копировать и вставлять элементы, находящиеся только на одном текущем этаже; б) способ "через все этажи" (рамка с жирными линиями) позволяет редактировать, стирать, вырезать, копировать и вставлять элементы, находящиеся на всех этажах проекта. Перемещать бегущую рамку по полю экрана можно путем буксировки с помощью курсора-трезубца, последний образуется автоматически при установке курсора внутри границ рамки. На информационном табло возможны три вида бегущей рамки: рамка в виде прямоугольника, рамка в виде наклонного прямоугольника и рамка в виде многоугольника произвольного очертания.

2.4. Редактирование чертежей

Редактировать (т.е. исправлять, переделывать) нарисованные элементы чертежа можно только после их выбора! Полный список операций редактирования приводится в ниспадающем меню команды Редактор. Просмотрите их внимательно и постарайтесь запомнить. Многие из операций редактирования: отменить, повторить, вырезать, скопировать, вставить, стереть, переместить, повернуть, разделить, зеркальное отражение, переместить копию, зеркальное отражение копии, сместить по вертикали, тиражировать - понятны без объяснений. Попытайтесь изучить команды редактирования и применить их самостоятельно с помощью текстов пошаговых инструкций, появляющихся в нижней зоне экрана. Способы применения сложных команд редактирования будут разобраны ниже при рассмотрении конкретных задач.

2.5. Удаление рисунков с экрана

Удаление элементов чертежа является одним из операций редактирования. Выберите какой-нибудь элемент (или группу элементов) одним из изученных Вами способов и нажмите на строку Стереть в ниспадающем списке операций редактирования - элемент (или группа их) исчезнет с экрана. Но проектировщики чаще всего удаляют выбранный элемент другим способом: после выбора элементов они просто нажимают на клавиатуре клавишу Delete или Backspace (клавиша с обратной стрелкой рядом с клавишей Insert).
Только что нарисованный элемент чертежа лучше всего удалять с помощью команды Отменить (первая команда в списке ниспадающего меню команды Редактор). Команду Отменить можно применять многократно, последовательно отменяя все произведённые Вами операции. Перед началом следующего раздела удалите с экрана все рисунки.

3. Создание 3D модели здания
3.1. Настройка рабочей среды. Установка этажей.

Рис.7 Настройка рабочей среды проекта

Рис.8 Установка этажей
3.2. Создание сетки координационных осей

Рис.9 Параметры сетки осей

Рис.10 Установка сетки координационных осей
3.3. Инструмент Стена
Стена в АРХИКАДЕ - это не просто чертёж, а точно сконструированный и архитектурно обработанный трехмерный элемент. Это готовая для монтажа здания укрупнённая часть стены, даже с покраской обеих поверхностей. Образно говоря, мы как бы поднимаем строительным краном полностью готовую стену или участок стены и ставим его точно на место. И сразу же можем посмотреть результат своей работы в виде аксонометрической или перспективной проекции, или даже в виде реального фотоизображения. Если же смонтированная стена нам чем-то не понравится, мы можем сразу же переделать её на месте. Если здание полносборное, то мы сначала заготовим трёхмерные изображения сборных конструкций (панелей, фундаментов и пр.), а затем будем работать как инженеры-строители, т.е. будем каждую деталь здания устанавливать точно на своё место. Конструирование стены и архитектурная её обработка производится с помощью диалогового окна «Параметры стен», появляющегося на экране после двойного щелчка мышкой на кнопке Стена или щелчком на первой кнопке информационной панели (рис.11).
Что мы видим на этом диалоговом окне? Материал стены – камень коренная порода. Толщина цокольной стены равна 700 мм. Разбивочная ось проходит на расстоянии 300 мм от внутренней поверхности стены. Высота стены равна 750 мм. Отметка уровня пола 1 этажа равна нулю. Чертеж стены выполняется на слое под названием Стены. Наружный контур стены обводится линией черного цвета.

Рис.11 Установка стен цоколя (Диалоговое окно «Параметры стен»)
3.4. Инструмент ПерекрытиеИнструмент Перекрытие служит для построения горизонтальных перекрытий любой формы и толщины. На плане этажа перекрытия представляются в виде многоугольников. Щелкните дважды на пиктограмме инструмента Перекрытия для открытия диалогового окна Параметры перекрытий. Установите все параметры перекрытия согласно следующим данным: высота 300 мм, уровень рисования -300. Нарисуйте перекрытие, выбрав на информационной панели метод рисования Прямоугольное.

Рис.12 Установка цокольного перекрытия

Рис.13 Установка стен 1 этажа (Диалоговое окно «Параметры стен»)
Что мы видим на этом диалоговом окне? Материал стены - кирпич обыкновенный красного цвета. Толщина стены равна 510 мм. Разбивочная ось проходит на расстоянии 210 мм от внутренней поверхности стены. Высота стены равна 3000 мм. Отметка уровня пола 1 этажа равна нулю. Чертеж стены выполняется на слое под названием Стены. Наружный контур стены обводится линией черного цвета. Итак, план четырёхугольной стены построен.

3.5. Инструмент Окно
Инструмент Окно предназначен для устройства в стене оконных проемов. Размещенное в стене окно становится её неотъемлемой частью и будет перемещаться вместе с ней и подвергаться другим трансформациям при её редактировании. Окна являются библиотечными элементами. Это означает, что их рисунки хранятся в Библиотеке АРХИКАДА и могут использоваться при разработке многих проектов. Нажмите на инструментальную клавишу Окно и сделайте двойной щелчок мышкой. На экране появится большое диалоговое окно «Параметры окна». В небольшом просмотровом окошке, расположенном вверху справа, всегда будет находиться одна из проекций библиотечного окна. С помощью кнопок слева от окошка можно просмотреть различные проекции окна (вид сверху, вид сбоку и пр.). Нажимайте на эти кнопки и просмотрите все проекции выбранного Вами окна. Левая часть большого диалогового окна служит для просмотра библиотечных окон, имеющихся в системе Архикад. Откройте любую папку двойным щелчком, выберите нужное Вам окно и щёлкните мышкой. После этого шага на правой части большого окна появится множество кнопок и строк, необходимых для конструирования выбранного Вами типа окна. Наиболее обширной по объёму является библиотека объектов. На самостоятельных занятиях войдите в библиотеку объектов через инструмент Объект (на кнопке инструмента нарисован рисунок стула) и просмотрите все каталоги библиотеки объектов.
Поупражняйтесь: вызовите большой список окон и найдите в нём Двустворчатое окно. Затем сконструируйте окно. При наборе параметров окна (высота, ширина, высота подоконной части и пр.) будьте внимательны. Вспомните установку рабочих параметров экрана. Все линейные размеры надо задавать в миллиметрах. После установки всех параметров окна нажмите на клавишу ОК и нарисуйте окно на плане здания. Для этого курсор в виде стрелки установите на линии оси стены и после превращения его в рисунок курсора-мерседеса (курсор в виде двухконечной вилки) щёлкните мышкой. После щелчка курсор примет вид рисунка солнца, служащего для указания местоположения четверти в оконном проеме. Передвиньте курсор за пределы наружной поверхности стены и еще раз щёлкните мышкой - окно нарисовано! Расставьте на плане несколько окон по Вашему усмотрению.

Рис.14 Настройка параметров окон (Диалоговое окно «Параметры окон»)


Рис.15 Установка окон
3.6. Инструмент Дверь
Инструмент служит для устройства в стене дверных проемов. Размещенная в стене дверь становится её составной частью и будет перемещаться вместе с ней и подвергаться другим трансформациям при ее редактировании. Двери также являются библиотечными элементами. Это означает, что их рисунки также хранятся в библиотеке АРХИКАДА и могут использоваться при разработке многих проектов. Поупражняйтесь: найдите в Библиотеке дверь Дверь входная однопольная. Внимательно просмотрите все кнопки диалогового окна и установите параметры двери. Разместите на плане здания дверь и посмотрите аксонометрическую проекцию стены с окнами и дверью.


Рис.16 Установка дверей
3.7. Инструмент Крыша
Кроме своего непосредственного применения для построения крыш, инструмент может также использоваться для создания абстрактных трехмерных изображений самого разнообразного назначения. Нажмите на инструментальную кнопку Крыша и посмотрите на информационную панель.
На информационной панели дано шесть способов рисования крыши.
1) Многоугольная крыша. Для её построения сначала проводится базовая линия (вдоль стены с отступом на размер выступа карниза), затем щелчком мышки указывается сторона, в направлении которой крыша должна подниматься (с помощью курсора-глазка). Затем строится многоугольник крыши щелчками в её вершинах. 2) Прямоугольная крыша. Для её построения проводится базовая линия при нажатой клавише Shift (чтобы ограничить направление растягивающейся линии горизонталью или вертикалью), щелчком мышки указывается направление подъема крыши и затем строится прямоугольник. 3) Прямоугольная крыша с поворотом. Проводится базовая линия, указывается щелчком направление подъема. При последующем построении прямоугольника вектором поворота будет служить базовая линия. 4) Скатная ярусная. Линии плана крыши проводятся точно по линиям наружной поверхности стены, а свес крыши задается на дополнительном диалоговом окне.

Рис. 17 Диалоговое окно Параметры крыши
Установите в диалоговом окне все параметры согласно приведенному рисунку и начинайте чертить крышу, выбрав на панели управления способ.

Рис. 18 Создание четырёхскатной крыши

Нарисуйте несколько вариантов крыши для проверки сказанного выше и лучшего овладения методикой рисования крыш.
4. Создание разреза
Для получения двумерных чертежей разрезов применяется инструмент Разрез. Если провести курсором линию разреза по плану здания, выбрать направление взгляда, Вы получите двумерный чертеж разреза здания. С помощью инструмента «Линейный размер» наносятся размерные цепочки и высотные отметки.

Рис. 19 Создание разреза
Рис. 20 Настройка параметров разреза5. Создание участка, элементов благоустройства
Создавать план участка будем с помощью инструмента Перекрытие на уровне цокольного этажа. Вызовите на экран план цокольного этажа, откройте диалоговое окно «Параметры перекрытия» и установите высоту перекрытия 10 мм, а уровень рисования наберите равным нулю. Для верхней поверхности перекрытия выберите цвет травы. Теперь необходимо нарисовать дорожки. В диалоговом окне «Параметры перекрытия» измените цвет верхней плоскости, уровень отметки рисования сделайте чуть-чуть выше (10 мм) и очертите границы дорожек.


Рис. 21 Создание проектируемого участка

6. Создание новых видов покрытий
1) Наберите команды Параметры-Реквизиты элементов-Покрытия.
2) С помощью кнопки Дубликат создайте копию любого вида покрытия. 3) Переименуйте созданную копию с помощью кнопки Переименовать.
4) Изменяйте цвет нового покрытия с помощью кнопки Цвет (палитра вызывается двойным щелчком мышки). 5) Тип поверхности покрытия выбирайте с помощью кнопки, находящейся ниже кнопки Цвет.
Таким же способом можно изменять цвет уже имеющихся покрытий.

Рис. 22 Установка параметров покрытий
7. Приемы визуализации проекта
Для создания визуализации необходимо выполнить ряд настроек: настроить интенсивность и направление солнечного света, падающие тени для дневной визуализации и искусственные источники света для ночной визуализации, выбрать фон. Размеры фотоизображения Вы можете задать в пикселах, в сантиметрах или дюймах.


Рис. 23 Настройка параметров визуализации
Рис. 24 Создание дневной визуализации

Рис. 25 Создание ночной визуализации

Рис. 26 Создание ночной визуализации
8. Создание генплана участка
Для создания генплана участка создается новый независимый рабочий лист, затем копируется изображение проектируемого участка из цокольного уровня и дорабатывается. С помощью инструмента «Штриховка» участок зонируется. С помощью инструмента «Линейный размер» указываются размеры, выполняется осевая привязка проектируемого объекта. Устанавливается знак «севера», нумерация строений и основных элементов благоустройства участка. С помощью инструмента «Текст» выполняется экспликация и условные обозначения.

Рис. 27 Создание генплана участка
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по курсу «ArchiCad»
1. Программа, предназначенная для создания компьютерной модели проектируемого объекта:
a) Corel Draw;
b) Paint;
c) Microsoft Word;
d) Archi CAD.
4. При каком выборе в поле Установка параметров проекта нужно выбрать шаблон проекта, а в поле Установка окружающей среды – необходимый профиль:
a) Открыть проект;
b) Подключиться к групповому проекту;
c) Создать новый проект;
d) Подключиться к групповому проекту и создать новый проект .5. Меню, которое позволяет задавать параметры вывода объекта на экран:
a) Файл;
b) Редактор;
c) Окно;
d) Вид.
6. Меню, включающее в себя команды для редактирования документа проекта, группировки, трансформации и идентификации элементов:
a) Редактор;
b) Вид;
c) Окно;
d) Документ .7. Меню, содержащее команды открытия, создания, объединения файлов, а также команды экспорта и импорта файлов в различные форматы:
a) Редактор;
b) Файл;
c) Конструирование;
d) Окно .8. Меню, которое позволяет оказать помощь проектировщику в случае возникновения каких-либо вопросов при работе в программе Archi CAD:
a) Окно;
b) Редактор;
c) Справка;
d) Вид.
9. Воспользовавшись какой командой меню можно открыть диалоговое окно Установка этажей:
a) Teamwork;
b) Файл;
c) Документ;
d) Конструирование.
11. Панель, позволяющая строить простую в использовании логическую иерархическую структуру проекта, создавать, копировать папки или перетаскивать в них виды и другие составляющие проекта в зависимости от стоящих конкретных задач, а также осуществлять доступ к видам и макетам из внешних файлов Archi CAD:
a) Оперативные параметры;
b) Навигатор;
c) 3-D визуализация;
d) TeamWork12. Команда меню, по которой панель Навигатор отобразиться в окне программы:
a) Окно, Навигатор;
b) Панели, Навигатор;
c) Окно, Панели, Навигатор;
d) Навигатор.
13. Карта панели Навигатор, содержащая иерархическую структуру компонентов модели вашего виртуального здания:
a) Книга макетов;
b) Карта видов;
c) Наборы издателя;
d) Карта проекта.
14. Карта панели Навигатор, содержащая все предварительно определенные, а также специально созданные виды файла проекта:
a) Карта проекта.
b) Книга макетов;
c) Карта видов;
d) Наборы издателя.
15. Карта панели Навигатор, содержащая макеты, определенные для всего архитектурного проекта:
a) Книга макетов;
b) Карта видов;
c) Наборы издателя;
d) Карта проекта.
16. Карта панели Навигатор, представляющая собой иерархическую структуру, в которой содержатся множества видов, подготовленных для публикации (вывод на печать и плоттер, сохранение на диске или выгрузка в Интернет):
a) Книга макетов;
b) Карта видов;
c) Наборы издателя;
d) Карта проекта.
20. Как называется способ показа на текущем этаже плана элементов других этажей:
a) Фоновый этаж;
b) Этаж;
c) Основной этаж;
d) Среди вариантов ответов нет правильного.
21. Основной элемент построения проектируемых объектов:
a) Балки;
b) Колонна;
c) Лестница;
d) Стена.
22. Параметр панели Информационное табло в разделе Геометрический вариант для создания округлой стены:
a) Криволинейная ;b) Прямолинейная;
c) Кривая;
d) Округлая.
23.Меню для увеличения толщины построенного элемента Стена:
a) Конструирование;
b) Геометрический вариант;
c) Информационное табло;
d) Вид .24. Команда для построения стены, состоящей из прямолинейных и криволинейных элементов:
a) Геометрический вариант;
b) Вид;
c) Многосекционная форма;
d) Конструирование.
25.Инструмент, позволяющий разделить конструкцию на несколько уровней:
a) Лестницы;
b) Балки;
c) Крыша;
d) Перекрытие.
26. Какой инструмент панели Конструирование используют для работы с перекрытиями:
a) Лестницы;
b) Балки;
c) Крыша;
d) Перекрытие.
27. Меню, содержащее пункты Рабочая среда проекта; Конструктивные элементы; Колонны по отношению к балкам; Колонна:
a) Редактор;
b) Параметры;
c) Конструирование;
d) Вид .28. Значение на панели Информационное табло для построения крыши, основанием которой является многоугольник:
a) Сводчатая крыша;
b) Куполообразная крыша;
c) Скатная ярусная крыша;
d) Среди вариантов ответов нет правильного.
29. В какой панели доступен инструмент 3D-сетка:
a) Информационное табло;
b) Вид;
c) Редактор;
d) Конструирование.
30. Параметрический библиотечный объект, который содержит всю информацию о зоне: имя, площадь, номер и индивидуальные характеристики:
a) Паспорт зоны;
b) Категория зоны;
c) Реквизиты;
d) Среди вариантов ответов нет правильного.
Список использованной литературы
1. Малова Н.А. Архикад в примерах. Русская версия. –СПб.: БХВ-Петербург, 2009.-432 с.: ил.
2. Столяровский С. ArchiCAD Учебный курс, Издательство: Питер, 2009 г., 336 с.: ил.