Конспект урока по Изобразительному искусству в 5 классе Борисовская керамика

5 класс 2 четверть. Изобразительное искусство.

Тема урока: Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения Борисовской керамики. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса детей.
2. Формировать практические умения и навыки лепки, рисования с образца. Прививать навыки кистевой росписи.
3. Углубить знания о прикладном искусстве. Прививать любовь, уважение и интерес к традициям русского народа, русской культуре, своей Родине и её истории. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:
Для учащихся: Для учителя
Солёное тесто
гуашь
кисти
баночка для воды
клеёнка
салфетки
простой карандаш
плакат «Глиняная игрушка»
презентации «Борисовская керамика »
образец игрушки-свистульки




План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.
Постановка целей и задачей урока. (2 мин)
Работа в группах- сбор материала (6-8 мин)
4. Выступление учащихся, теоретическая часть «Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла»


4.1-Роль глиняной игрушки в жизни русского народа (3 мин)
4.2- Старооскольская глиняная игрушка (3 мин)
4.3.- Борисовская глиняная игрушка ( 3 мин.)
5. Физминутка «Бабочки»
6.Практическая часть: лепка модели игрушки-свистульки, самостоятельная роспись модели .(15-20 мин).
7.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.( 5 мин.)








Ход урока:




Элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. 3 мин
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым народным промыслом. Внимание на экран. (показ темы)
Какие народные промыслы вы уже знаете?

Ответы детей:
Дымковкая, филимоновская, каргопольская глиняная игрушка. Гжель, хохлома, городец.

2
Постановка целей и задачей урока. (2 мин)
Попробуем сформулировать цель нашего урока
Формулируют цели и задачи
1.Узнать историю и современное развитие Борисовского промысла.
2.Познакомиться с технологией изготовления Борисовской, Старооскольской игрушки.
3. Научиться выполнять игрушку, элементы росписи.



3
Работа в группах - самостоятельный сбор материала учащимися.(6-8 мин)
Сегодня на уроках вы сами постараетесь выполнить эти задачи.
(распределение работы в группах)
Работают в группах по карточкам, выбирают выступающего от группы-докладчика:
1. ГРУППА
Роль глиняной игрушки в жизни русского народа.
2. ГРУППА
Старооскольская глиняная игрушка
3.ГРУППА
Борисовская глиняная игрушка



4
Выступление учащихся, теоретическая часть.


Учитель слушает выступление, сопровождает его презентацией-
1. Роль глиняной игрушки в жизни русского народа.
2. Старооскольская глиняная игрушка
3. Борисовская глиняная игрушка


Отвечает один и группы, ребята дополняют, рассказ сопровождается информацией на экране .




5
Физминутка
Физкультминутка:
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
Выполняют движения сидя за партами, под музыку.

6
Практическая часть. Изготовление модели Борисовской игрушки- «Птичка-систулька»
Самостоятельная роспись модели .
(15-20 мин.)

Отдохнули, подготовили своё рабочее место, приступаем к выполнению модели игрушки-свистульки «Птичка».
Работать мы будем с соленым тестом.
1. Лепим игрушку
2. Покрывает белой гуашью
3. Наносим основной цвет, завершаем роспись (20 мин)
В помощь вам поэтапное выполнение работы на экране
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.)

Выполняют модель игрушки, расписывают модель.

7
Заключительная часть. Подведение итогов.
Рефлексия.( 5 мин.)

ВОПРОСЫ из презентации
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Вопрос: Чем отличается Борисовская глиняная игрушка?
Вопрос: Из какого материала выполняется традиционная игрушка

Отвечают
Ответ: С Борисовской, Старооскольской глиняной игрушкой?
Ответ: Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком.
Ответ: Она выполняется из глины.


Оценивают свою работу в группах, инд., практическую часть.
Цветовая оценка.
Записать дом. задание




























КАРТОЧКА№ 1


1.Роль глиняной игрушки в жизни русского народа
Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
А еще – игрушки воспитатели, учителя и наставники.


История возникновения глиняной игрушки

Древнейшие глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова.
В XVIII-XIX в.в. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета.

Почему народ создавал игрушки?
Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отношение к труду, к народным традициям и обычаям.
Взрослым же она напоминала о радостях жизни, была всегда мечтой, воплощенной сказкой, иногда фантастической, чаще – сказкой-былью.
В игрушках запечатлена история нашего народа

Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов-покровителей
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


КАРТОЧКА № 2
Старооскольская глиняная игрушка
Старооскольская игрушка родилась в Казацкой слободе.
Была рассчитана на вкус городского покупателя.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Раскраска старооскольской игрушки
Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления белого и зеленого. Расписывали анилиновыми красками (красной, малиновой, зеленой). Черную делали из сажи, которую выгребали из печной трубы.

Особенность старооскольской игрушки
Живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек.






КАРТОЧКА № 3
Борисовская глиняная игрушка

Также как и Старооскольская Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Каждая народная игрушка была образом- символом.
Конь-символ Солнца-подателя всех благ земных.
Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья.
Женщина – хранительница домашнего очага.
Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания.
В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода.
Борисовская керамика –  это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства.
15