Урок по изобразительному искусству на тему Семикаракорская керамика (5класс)


Региональный компонент
Урок изо 5 класс
Тема урока. Семикаракорская керамика.
Цели урока. Знакомство с истоками и современным развитием промысла; выполнение росписи.
Задачи урока. Отработка навыка кистевой росписи; приобщение к культурным ценностям родного края; воспитание аккуратности.
Материалы к уроку для учителя: презентация.
Материалы к уроку для учащихся: гуашь, кисти, шаблоны посуды.
План урока.
Организация класса.
Объявление темы, постановка целей и задач.
Беседа с демонстрацией презентации.
Постановка художественной задачи: выполнить роспись шаблона по мотивам семикаракорской керамики.
Художественно - творческая работа.
Выставка работ. Обсуждение.
Подведение итогов.
Домашнее задание: найти примеры известных народных промыслов России.
Ход урока.
3. Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества (слайд 1).

Редкий из коренных казаков брался за какое-либо ремесло, считая это для себя зазорным. Ремесленники, обслуживавшие станичников, прибывали со стороны, из российских или украинских губерний. Порой они обосновывались здесь, снося насмешки. Верхи умело играли на казачьей гордости, поощряли расслоение населения, мешая объединению бедняков-казаков с бедняками и середняками-иногородними.
Промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской. (Слайд 2)

Первое упоминание о станице Семикаракорской относится к 1594 году. Это одно из самых ранних поселений казаков на Дону. Первоначально оно находилось между левым берегом Дона и устьем Сала, потом передвинулась в урочище Чершава. Но и здесь весенние воды часто затопляли станицу, и она была вынуждена переселиться на правый берег в луг Панова Гряда, отсюда - на север, в Бугры. На нынешнем месте Семикаракорск с 1895 года. (Слайд 3).

Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен везде стихийно возникали кустарные гончарные мастерские, используя богатые местные ресурсы сырья: различные глины и песок.
Достаточно близко от города при раскопках обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон (слайд 4, 5, 6, 7, 8).


Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы. Слайд 10.

Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Они стали произведением прикладного искусства.
Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Для самостоятельного использования изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки.
В мае 2000 г. г. Семикаракорск отнесен к местам традиционного бытования данного промысла Постановлением Администрации Ростовской области.
4. Постановка художественной задачи: выполнить роспись шаблона по мотивам семикаракорской керамики. Работу вести в свободной кистевой росписи (без предварительного рисунка).
5. Художественно - творческая работа.
6.Выставка работ. Обсуждение.
7.Подведение итогов.
8.Домашнее задание: найти примеры известных народных промыслов России.