РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Компьютерная графика» по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах


МИНИСТЕРСТВО образования и молодёжной политики ставропольского края государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение среднего профессионального образования «курсавский региональный колледж «интеграл»
Согласовано:
Зам. директора по НМР
колледжа "Интеграл"
_________ Л.И.Ерина
«05» сентября 2014г.
Утверждаю:
Зам. директора по ТО
колледжа «Интеграл»
__________ Т.И.Казимирова
«05» сентября 2014г.

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 11 Компьютерная графика»
по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
с. Курсавка
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Разработчики:
Малышев Олег Константинович, преподаватель ГБОУ СПО КРК «Интеграл»
Скрыленко Дмитрий Николаевич, преподаватель ГБОУ СПО КРК «Интеграл»
Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического Совета ГБОУ СПО КРК «Интеграл»
Протокол № 1 от « 05 » сентября 2014 г.
Председатель М.А. Уманская
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
kurs_integrall@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации программы учебной дисциплины
17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. Разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки профессий рабочих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО:
16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
14995 Наладчик технологического оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Курс знакомит студентов с основами компьютерной графики, которая становится все более важной областью в информатике. Компьютерная графика открыла новые возможности в области интерфейсов взаимодействия человека и компьютера. Целью данного курса является
рассмотрение принципов, методов и программных средств, сделавшими возможными эти продвижения.
уметь:
Анализировать графические и мультимедийные интерфейсы с точки зрения взаимодействия человека и компьютера.
Применять основополагающие принципы разработки графических и мультимедийных систем.
Описывать набор программных средств, которые могут быть использованы в процессе разработки графических и мультимедийных систем.
Использовать существующие графические пакеты для разработки удобных графических приложений.
знать:
основные аппаратные компоненты станции компьютерной графики, их общие характеристики;
виды компьютерной графики, области их применения;
историю развития компьютерной графики;
способы хранения графической информации;
основные возможности и особенности программных средств компьютерной графики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен формировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 183 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часов;
самостоятельной работы обучающегося 61 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 183
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 122
в том числе: лабораторные занятия 15
практические занятия 31
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 61
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины компьютерная графика

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение в компьютерную графику    
Тема 1.1 Содержание учебного материала 4 1
Определение и основные задачи компьютерной графики. Обработка изображений, Компьютерная графика, Интерактивная компьютерная графика, История развития компьютерной (машинной) графики,  
  Лабораторные работы -  
  Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  1.      Работа с конспектом лекций Тема 1.2 Содержание учебного материала 2  
Области применения компьютерной графики. Графический интерфейс пользователя, Автоматизированное проектирование двумерных и условно двумерных объектов. Создание плоских анимационных роликов, Трехмерная (3D1) анимация, Автоматизированное проектирование 3D объектов, Изобразительная компьютерная графика, Научная графика, Антропогенная графика 1
  Лабораторные работы -  
  Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  2.      Работа с конспектом лекций Тема 1.3 Содержание учебного материала 2 1
История развития компьютерной графики. Изобретение ЭЛТ, первые компьютеры, Графический терминал, Компьютер "Вихрь" Лабораторные работы -  
Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  3.      Работа с конспектом лекций Тема 1.4 Содержание учебного материала 2 1
Виды компьютерной графики. Виды и области применения компьютерной графики Лабораторные работы -  
  Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  4.      Работа с конспектом лекций Раздел 2 Представление графических данных    
Тема 2.1 Содержание учебного материала 6 1
Форматы графических файлов Растровая графика, Векторная графика, Фрактальная графика, Flash Лабораторные работы -  
  Практические занятия - 2,3
    Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  5.      Работа с конспектом лекций   6.      Работа с файлами различных типов, преобразование форматов Тема 2.2 Содержание учебного материала 4 1
Понятие цвета Теория цвета, Понятие цвета, Цветовая гармония, Контрасты, Пространственное воздействие цвета, Композиция в цвете и форма, Формы Лабораторные работы -  
  Практические занятия - 2,3
    Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  7.      Работа с конспектом лекций Тема 2.3 Содержание учебного материала 2 1
Зрительный аппарат человека Глаз человека и нервные окончания, сетчатка глаза, зрительные пути, механизмы распознавания, Зрительные пути центральные, Зрительная система: обработка сигналов   Лабораторные работы -  
  Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  8.      Работа с конспектом лекций Тема 2.4 Содержание учебного материала 2 1
Аддитивные и субтрактивные цвета в компьютерной графике Телевизоры, камеры, сканеры, мониторы компьютеров Лабораторные работы -  
Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  9.      Работа с конспектом лекций Тема 2.5 Содержание учебного материала 2 1
Понятие цветовой модели и режима Определение основных цветов RGB, CMY/CMYK, HSV, CIE, DIN Лабораторные работы -  
Практические занятия 2 2
  1.      Сравнение цветовых моделей   Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  10.  Работа с конспектом лекций Раздел 3 Растровая графика    
Тема 3.1 Содержание учебного материала 4 1
Растровая графика, общие сведения. Терминология, использование и применение, обзор, история возникновения Лабораторные работы -  
  Практические занятия 2 2
  1.      Работа по индивидуальному заданию   Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  11.  Работа с конспектом лекций Тема 3.2 Содержание учебного материала 2 1
Растровые представления изображений. Виды растров. Виды растровых изображений и их форматы Лабораторные работы -  
Практические занятия 2 2
  1.      Работа с программой Photoshop   Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  12.  Работа с конспектом лекций Тема 3.3 Содержание учебного материала 2 1
Факторы, влияющие на количество памяти, занимаемой растровым изображением. Достоинства и недостатки растровой графики. Технические требования для растровых изображений, достоинства и недостатки растровых изображений, способы перевода в разные форматы Лабораторные работы -  
Практические занятия 2 2,3
1.      Способы устранения недостатков растровой графики Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  13.  Работа с конспектом лекций Тема 3.4 Содержание учебного материала 2 1
Геометрические характеристики растра. Количество цветов растрового изображения. Средства для работы с растровой графикой. Обзор характеристик растровых изображений, Изменение цветовой палитры, обзор программных продуктов для работы с растровыми изображениями Лабораторные работы -  
Практические занятия -  
Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  14.  Рисование в программе объектов Раздел 4 Векторная графика    
Тема 4.1 Содержание учебного материала 2 1
Векторная графика. Объекты и их атрибуты. Терминология, использование и применение, обзор, история возникновения Лабораторные работы -  
  Практические занятия 2 2,3
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  15.  Изучение векторных примитивов Тема 4.2 Содержание учебного материала 2 1
Структура векторной иллюстрации. Достоинства и недостатки векторной графики. Технические требования для векторных изображений, достоинства и недостатки векторных изображений, способы перевода в разные форматы Лабораторные работы    
Практические занятия 1 2
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  16.  Устранение недостатков в графике Тема 4.3 Содержание учебного материала 2 1
Пиксель. Битовая глубина, определение числа доступных цветов в компьютерной графике. Обзор характеристик векторов, Изменение цветовой палитры, обзор программных продуктов для работы с векторными изображениями Лабораторные работы -  
Практические занятия 2 2,3
Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  17.  Практическая работа согласно заданию Тема 4.4. Содержание учебного материала 2 1
Элементы (объекты) векторной графики. Векторные примитивы и способы работы с ними Лабораторные работы -  
  Практические занятия 2 2
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  18.  Создание изображений Тема 4.5 Содержание учебного материала 2 1
Средства для создания векторных изображений. Программные продукты Real-DRAW PRO , Corel Draw, GREdit 1 и аналогичные Лабораторные работы 1 2,3
  Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 2,3
  19.  Работа в программах Раздел 5 Фрактальная графика    
Тема 5.1 Содержание учебного материала 4 1
Понятие фрактала и история появления фрактальной графики. История фрактала, программы для фрактальной графики -  
Лабораторные работы -  
Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  1.      Презентация по теме Тема 5.2 Содержание учебного материала 2 1
Понятие размерности и ее расчет. Расчет размерности графических примитивов, методы использования -  
Лабораторные работы 1  
Практические занятия 1 2
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2 3
  2.      Реферат Тема 5.3 Содержание учебного материала 2 1
Геометрические фракталы. Алгебраические фракталы Практическое использование геометрических примитивов, формулы для построения фракталов -  
Лабораторные работы 1  
Практические занятия 1  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  3.      Работа с конспектом лекций Тема 5.4 Содержание учебного материала 2 1
Системы итерируемых функций. Стохастические фракталы. Фракталы и хаос. Обзор системы, обзор фракталов, фракталы в повседневной жизни -  
Лабораторные работы -  
Практические занятия -  
Контрольные работы 2 3
  Самостоятельная работа обучающихся -  
  4.      Работа с конспектом лекций Раздел 6 Трехмерная графика    
Тема 6.1 Содержание учебного материала 4 1
Основные понятия трехмерной графики. Компьютерная графика Основные понятия трехмерной графики Использование трехмерной графики Лабораторные работы 2  
Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  5.      Работа с конспектом лекций Тема 6.2 Содержание учебного материала 2 1
Области применения трехмерной графики. Игры, дизайн, кино и другие области применения Лабораторные работы -  
Практические занятия -  
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 6 3
  6.      Работа с конспектом лекций Тема 6.3 Содержание учебного материала 2 1
Программные средства обработки трехмерной графики. Xara 3D, 3D Canvas, Corel’s Bryce 3D Newtek’s Lightwave 3D Discreet’s 3Ds Max Лабораторные работы 2  
Практические занятия 2 2,3
  1.      Изучение работы в программах   Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 10 3
  7.      Работа с программой на заданную тему Раздел 7 Macromedia Flash    
Тема 7.1 Содержание учебного материала 2 1
Введение в технологию Flash Графика, Анимация, Интерактивность, Звук, Варианты использования фильмов Flash. Независимый просмотр. Конвертирование Flash-фильмов в графические форматы, Создание Web-страниц, Общая схема создания Flash-фильмов. Основные понятия, Последовательность действий при создании Flash-фильма Лабораторные работы -  
Практические занятия   2
  Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 2  
  8.      Работа с конспектом лекций Тема 7.2 Содержание учебного материала 2 1
Работа с отдельными объектами Выбор и выделение объектов, Инструменты для выбора объектов , Выбор одного объекта или его части , Выбор нескольких объектов и группирование объектов , Другие операции над объектами , Инструмент Free Transform и панель Transform , Изменение положения точки трансформации , Масштабирование объекта , Поворот объекта , Отражение объекта , Наклон объекта , Создание эффекта перспективы и искажение , Выравнивание объектов   Лабораторные работы 4  
  Практические занятия 6 2,3
  1.      Пошаговое изучения работы с программой на основе создания изображения   Контрольные работы -  
  Самостоятельная работа обучающихся 10 2,3
  9.      Работа с конспектом лекций Тема 7.3 Содержание учебного материала 4 1
Рисование, Анимация, Работа с текстом, Создание интерактивных фильмов. Работа с текстом , Создание и редактирование текста , Статический текст , Динамический текст. Установка атрибутов динамического текста. , Создание прокручиваемой текстовой области Создание интерактивных фильмов , Панель Actions , Общие сведения об Actionscript , Объектная модель ActionScript , Контекст выполнения сценария , Интерфейс панели Actions. Вызов панели Actions.   Лабораторные работы 4  
  Практические занятия 6 2,3
  1.      Работа в программе и создание мультимедийной презентации на заданную тему   Контрольные работы 2 3
  Самостоятельная работа обучающихся 9 2,3
  10.  Создание работы по заданным темам Всего: 183  
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
кабинета стандартизации и сертификации;
лаборатории информационно-коммуникационных систем.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, экран, комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Эйнджел Э. Интерактивная компьютерная графика. Вводный курс на базе. Второе издание. М., Сп-б, Киев, Издательский Дом «Вильямс», 2010г. – 592с.
Роджерс Д., Адамс Дж. Математические основы машинной графики. М., Мир, 2012г. – 277с.
Е. В. Шишкин, А. В. Боресков «Компьютерная графика: полигональные модели», М., Диалог-МИФИ, 2009г. – 464с.
Иванов В. П., Батраков А. С. Трехмерная компьютерная графика. М., Радио и Связь, 2009г. – 679с.
Дополнительные источники:
Миронов, Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник / Д.Ф. Миронов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009г. - 560c.
Немцова, Т.И. Практикум по информатике. Компьютерная графика и Web-дизайн. Практикум: Учебное пособие / Т.И. Немцова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013г. - 288c.
Пантюхин, П.Я. Компьютерная графика. В 2-х т.Т. 1. Компьютерная графика: Учебное пособие / П.Я. Пантюхин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012г. - 88c.
Тозик, В.Т. Компьютерная графика и дизайн: Учебник для нач. проф. образования / В.Т. Тозик, Л.М. Корпан. - М.: ИЦ Академия, 2013г. - 208c.

Интернет – ресурсы:
Тестирование программного обеспечения. Основные понятия и определения [Электронный ресурс]: - http://www.protesting.ru/testing/ (01 сентября 2014)
Основы программной инженерии [Электронный ресурс]: -http://swebok.sorlik.ru/4_software_testing.html (01 сентября 2014)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
Анализировать графические и мультимедийные интерфейсы с точки зрения взаимодействия человека и компьютера.
Применять основополагающие принципы разработки графических и мультимедийных систем.
Описывать набор программных средств, которые могут быть использованы в процессе разработки графических и мультимедийных систем.
Использовать существующие графические пакеты для разработки удобных графических приложений Выполнение практических работ
знания:
основные аппаратные компоненты станции компьютерной графики, их общие характеристики;
виды компьютерной графики, области их применения;
историю развития компьютерной графики;
способы хранения графической информации;
основные возможности и особенности программных средств компьютерной графики. Устный опрос, фронтальный опрос, тестирование.