Рабочая программа по факультативному курсу по региональной литературе Дальневосточная литература (6-7 кл.)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы
______________ ___________________ ________________
«__»_________ «__»_________ «___» _________
Рабочая программа
по факультативному курсу по региональной литературе «Дальневосточная литература»
для 6 -7 классов основного общего образования
Составитель:
Крузина Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ Снежненского с.п.с/п Снежный
2014/2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса по региональной литературе для 5-7 классов составлена на основе программы по дальневосточной литературе для 5-11 классов (Автор – Г.В. Гузенко, 1998 г.) и соответствует Государственному образовательному стандарту по литературе.
Обеспечена учебниками:
Хрестоматия по Дальневосточной литературе для 5 класса. Составитель: Г.В. Гузенко. Изд. дом «Приамурские ведомости», г. Хабаровск-2011.
Хрестоматия по Дальневосточной литературе для 6 класса. Составитель: Г.В. Гузенко. Изд. дом «Приамурские ведомости», г. Хабаровск-2011.
Хрестоматия по Дальневосточной литературе для 7 класса. Составитель: Г.В. Гузенко. Изд. дом РИОТИП Хабаровской краевой типографии - 1997.
Программа рассчитана:
5 класс – на 34 часа;
6 класс – на 34 часа;
7 класс – на 34 часа.
Программа ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии.
Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 5-7 классов.
В программу включены произведения, значимые для духовного и нравственного развития школьников и соответствующие возрастным особенностям данного периода.
Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся 5-7 классов с жанром очерка (художественного, путевого, географического и др.) С.В. Максимова, И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, А.П. Чехова, изучение произведений дальневосточных классиков: В.К.Арсеньева, В. Сысоева, С.П. Кучеренко, Ю.А. Шестаковой, обращение к поэзии П.Комарова, С. Смолякова, А. Пассара, К. Бельды и др.
Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.
Параллельность изучения российской и зарубежной литературы и региональной, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.
Программой предусмотрено на основе заложенных в нее художественных произведений углубление знаний о литературе и специальных умений, определенных федеральным образовательным стандартом.
Цели учебного курса:
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма и толерантности;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности.
Задачи:
Формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Помочь овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в любом речевом высказывании.
Способствовать овладению важнейшими общеучебными навыками и универсальными действиями, развивать основные учебные компетенции на материале художественных текстов дальневосточных авторов и методического аппарата учебных пособий.
Воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.
Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
-правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-создавать устные и письменные высказывания;
-выразительно читать наизусть;
-осмысливать и анализировать произведение, изучаемое в школе или самостоятельно прочитанное; аргументировать отзыв на прочитанное произведение;
-обосновывать свое суждение, давать характеристики героям;
-уметь составлять простой и сложный план изучаемого произведения;
-умение пользоваться справочным аппаратом учебника;
-знать базовые эстетические понятия и категории.
Обучающийся получит возможность:
-постичь красоту художественного произведения в его неповторимом своеобразии;
-увидеть место художественного произведения в общелитературном процессе;
-умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, к одному из жанров.
Основные виды деятельности обучающихся:
-самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;
-различные виды пересказа текста;
-работа с терминами и методическим аппаратом учебника;
-составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;
-подготовка сообщения;
-монологический ответ; участие в беседе и диалоге;
-работа с таблицей, схемой;
-элементы анализа эпизода текста и интерпретация стихотворения;
-сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;
-выявление авторской позиции;
-написание сочинений разных видов, письменных ответов на вопрос;
-работа над особенностями языка художественного произведения;
-выполнение коллективных творческих заданий;
-подготовка презентаций с использованием ИКТ.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 КЛАСС
№ п/п Раздел Кол-во часов
1 Древние мифы, сказки, легенды, предания, благопожелания, запреты, бытующие на дальневосточной земле.12
2 «Бессмертными останутся дела…» 14
3 «Земли согретой теплые ладони…» 4
4 Застывшие мгновения 2
5 «Пока живы мы все…» 2
ИТОГО: 34
КТП «Дальневосточная литература» 6 КЛАСС
№ п/п Дата Часы Тема Теория литературы
12 Древние мифы, сказки, легенды, предания, благопожелания, запреты, бытующие на дальневосточной земле.1 Благопожелания к природе. Благопожелания к реке. Миф, сказка, легенда, предание, благопожелание, запрет, поэма, дактиль.
2 Достали солнце (Эскимосская сказка). 3 Разгневанный огонь (Эвенкийская сказка). 4 Первый олень родился из дерева (Эвенское предание). 5 Как орел землю добыл (Нанайская сказка). 6 Орла эвены не убивают (Предание). 7 О сотворении мира (Нивхский миф). 8 С чего началась земля. 9 Откуда произошел род Самар-Монгол (Нанайская легенда). 10 Род Ахтанка – тигриный род (Нанайская сказка). 11 В.М.Санги «Человек Ых-мифа». 12 В.М.Санги «Человек Ых-мифа». 14 «Бессмертными останутся дела…»
13 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Отъезд». Повесть, дружба, совесть, патриотизм, характер героя.
14 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Пребывание в заливе». 15 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Первый поход». 16 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Наводнение». 17 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Опасная переправа». 18 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Водопад». 19 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Роковой выстрел Дерсу». 20 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Рождественские праздники». 21 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Нападение тигра». 22 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Смерть Дерсу». 23 Г.А. Федосеев. Тропою снежных баранов. 24 Г.А. Федосеев. Тропою снежных баранов. 25 Г.А. Федосеев. Тропою снежных баранов. 26 П.С. Комаров. Изыскатели. 4 «Земли согретой теплые ладони…»
27 Л.И. Миланич. «Я в гости всех вас вечером зову…» Стихотворение, тема, идея, художественные тропы, размеры стиха.
28 Л.И. Миланич. «Несу домой опавшие листы…» 29 Р.Ф. Казакова. Тайга. 30 Р.Ф. Казакова. «От первого лепета…» 2 Застывшие мгновения
31 С.П. Кучеренко. Этюды о природе. Этюд. Пейзаж.
32 С.П. Кучеренко. Этюды о природе. 2 «Пока живы мы все…»
33 А.Семенов. Дети оккупации. И.Бронфман. «От взрыва бомб мутился разум…» Патриотизм, характер героя.
34 И.П. Ботвинник. Парни ехали на войну. Г.Г. Ходжер. На свидание к деду. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 КЛАСС
№ п/п Раздел Кол-во часов
1 Колыбель древних цивилизаций 2
2 «Бессмертными останутся дела…» 14
3 «Земли согретой теплые ладони…» 4
4 «Застывшие мгновения» 2
5 «Или повесть о первой любви» 7
6 «…Пока живы мы все» 3
7 Мысли древних о вечном2
ИТОГО: 34
КТП «Дальневосточная литература» 7 КЛАСС
№ п/п Дата Часы Тема Теория литературы
2 Колыбель древних цивилизаций
1 В. Ларичев. Тайна каменной черепахи. Документальная повесть.
2 В. Ларичев. Тайна каменной черепахи. 14 «Бессмертными останутся дела…»
3 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Отъезд». Повесть, дружба, совесть, патриотизм, характер героя.
4 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Пребывание а заливе» 5 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Первый поход» 6 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Наводнение» 7 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Опасная переправа» 8 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Водопад» 9 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Роковой выстрел Дерсу» 10 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Зимние праздники» 11 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Нападение тигра» 12 В.К. Арсеньев. Дерсу Узала. Глава «Смерть Дерсу» 13 Г. Федосеев «Тропою снежных баранов» Романтическая повесть, пейзаж, научный подвиг.
14 Г. Федосеев «Тропою снежных баранов» 15 Г. Федосеев «Тропою снежных баранов» 16 П. Комаров. Изыскатели. Стихотворение, художественные тропы.
4 «Земли согретой теплые ладони…»
17 Л.И. Миланич. «Я в гости всех вас вечером зову…» Проза, лирическая поэзия.
18 Л.И. Миланич. «Несу домой опавшие листы…» 19 Р.Ф. Казакова. Тайга. 20 Р.Ф. Казакова. «От первого лепета…» 2 «Застывшие мгновения»
21 С.П. Кучеренко. Этюды о природе. Этюд, пейзаж.
22 С.П. Кучеренко. Этюды о природе. 7 «Или повесть о первой любви»
23 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Повесть, романтическая повесть, сюжет, кульминация, характеристика героя, афоризм.
24 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Романтическая героиня повести. 25 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Развитие сюжета повести. 26 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Выстраивание кульминации. 27 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Значение портрета, поступка, реплики, детали в характеристике героев. 28 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Значение портрета, поступка, реплики, детали в характеристике героев. 29 Р. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Бывают разные виды любви. 3 «…Пока живы мы все»
30 А.Семенов. Дети оккупации. И.Бронфман. «От взрыва бомб мутился разум…» Патриотизм, характеристика героя, повесть.
31 Г.Г. Ходжер. На свидание к деду. 32 Г.Г. Ходжер. На свидание к деду. 2 Мысли древних о вечном33 Тексты из «Лунь Юя». Тексты из «Дао дэ Цзина». Философия, мудрость.
34 Тексты из книги «Мо-Цзы». Тексты из «Чжуан-Цзы». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Программа по дальневосточной литературе для 5-11 классов (Автор – Г.В. Гузенко, 1998 г.).
Хрестоматия по Дальневосточной литературе для 5 класса. Составитель: Г.В. Гузенко. Изд. дом «Приамурские ведомости», г. Хабаровск-2011.
Хрестоматия по Дальневосточной литературе для 6 класса. Составитель: Г.В. Гузенко. Изд. дом «Приамурские ведомости», г. Хабаровск-2011.
Хрестоматия по Дальневосточной литературе для 7 класса. Составитель: Г.В. Гузенко. Изд. дом РИОТИП Хабаровской краевой типографии - 1997.
Гузенко Г.В. И. П. Задорнов и его роман «Амур – батюшка»: Методическое пособие для учителей. – Хабаровск: «Частная коллекция», 1999.- 60с. - (Реком. комитетом общего образования. Приказ от 11.05.99 №163).Гузенко Г.В. Методическое пособие к хрестоматии по дальневосточной литературе для 5-11 класса. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1993.
Приамурье твое: Методические рекомендации по творчеству П. Комарова. – Хабаровск: ХК ЦДЮТЭ, 1996.
Журнал «ДВ регион: Литература и искусство в школе», 1996.- № 1, 2
Якимова С.И. К изучению исторического повествования В. Н. Иванова «Александр Пушкин и его время». - Хабаровск, 1997.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: 2009.
Журнал «Дальний Восток», любые издания.
Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество. – Хабаровск, 2004.
У вечного огня: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2010.
Этот день мы приближали: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2004.
Художественный фильм «Дерсу Узала» http://www.youtube.com/watch?v=e4Qn6JkZJEchttp://www.youtube.com/watch?v=Fupkyd1NJjA Документальный фильм «Любить полосатого зверя»
Дальневосточные писатели XXI века http://dvlit.ucoz.ru/forum/6-38-1Владимир Иванович Клипель http://ru.wikipedia.org/