Программа Операционные системы и среды СПО Прикладная информатика



Рабочая программа учебной дисциплины
Операционные системы и среды
2015 г.
Согласованно Утверждаю
Председатель ПЦК Зам.директора по УР
________________ Г.А.Шатохина________________Е.В. Машкова
«___» _________2015 г. «___» ___________ 2015 г.
Программа разработана на основе требований ППССЗ специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»
Разработчик: Сидоренко И. Г., преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура содержания учебной дисциплины 5
3.Условия реализации учебной дисциплины 14
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы и среды
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Операционные системы и среды относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
•использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
•работать в конкретной операционной системе;
•работать со стандартными программами операционной системы;
•устанавливать и сопровождать операционные системы;
•поддерживать приложения различных операционных систем;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•состав и принципы работы операционных систем и сред;
•понятие, основные функции, типы операционных систем;
•машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;
•машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;
•принципы построения операционных систем;
•способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования,
•понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 103 часов;
самостоятельной работы обучающегося 53 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 156
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 103
в том числе: практические занятия 30
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 53
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
2.2.Темтический план и содержание учебной дисциплины: «Операционные системы и среды»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы теории операционных систем. Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах.
Содержание учебного материала 6 1 Понятие операционной системы. Назначение и функции операционной системы. Типы операционных систем. Принципы построения ОС. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклады по теме, составить алгоритм ответа на вопросы по теме: «Общие сведения об операционных системах» 3 Тема 1.2.
0перационное
окружение.
Содержание учебного материала 4
2 Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. 2
Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклады по теме. 2
Тема 1.3Интерфейс
пользователя. Содержание учебного материала 4 3 Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия Взаимодействие пользователя с операционной системой. Выполнение работы по организации поддержки интерфейса. 2 Контрольные работы не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад по теме: «Виды интерфейсов». Составить таблицу языков взаимодействия пользователя с операционной системой. Подготовка отчета. 4 Содержание учебного материала Раздел 2. Машинно-зависимые свойства операционных систем. Тема 2.1.
Архитектурные особенности модели
микропроцессорной системы. Содержание учебного материала 4
4 Упрощенная архитектура типовой микро ЭВМ. Структура оперативной памяти. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро ЭВМ. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить тест по теме: «Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы». 2 Тема 2.2. Обработка прерываний. Содержание учебного материала 4
5 Понятие прерывания. Классы прерываний. Последовательность действий при обработке прерываний. 1
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад по теме: «Прерывания». 2 Тема2.3. Планирование процессов Содержание учебного материала 4
6 Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Понятие события. Блок состояния события. 1
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу «Соответствия между процессом и событием.» 2 Тема 2.4. Управление реальной памятью и виртуальной памятью. Содержание учебного материала 4
7 Механизмы распределения центральной памяти. Способы распределения памяти. Способы зашиты памяти. Проблема фрагментации памяти. Понятие виртуального ресурса. Общие методы реализации виртуальной памяти. Сегментная организация памяти. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу способов защиты памяти 2 Раздел 3.
Машинно-независимые свойства операционных систем Тема 3.1. Файловая система. Содержание учебного материала 4 8 Файловая система. Типы файлов. Логическая организация файловой системы. Физическая организация файловой системы. Файловые операции, контроль доступа к файлам. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме: «Работа с файлами». 2 Тема 3.2. Планирование заданий Содержание учебного материала 4 9 Введение в планирование. Алгоритмы планирования. Планирование в различных системах. 1
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить алгоритм ответа на вопросы по теме: «Планирование заданий» 2 Тема 3.3.Распределение ресурсов Содержание учебного материала 4 10 Взаимоблокировки. Предотвращение взаимоблокировок. 1
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад по теме: «Распределение ресурсов» 2 Тема 3.4. Защищенность и отказоустойчивость
операционных систем Содержание учебного материала 4 11 Основные понятия безопасности. Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклады по теме 2 Раздел 4. Операционные системы семейства WINDOWS. Тема 4.1. Общие сведения об операционной системе WINDOWS.
Содержание учебного материала 4 12 Общие сведения, эволюция WINDOWS. Работа с окнами, панелью инструментов, диалоговые окна, справочная система. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия 10 Исследование меню загрузки Windows. Выполнение работы с окнами операционной системе WINDOWS. Выполнение работы с панелью инструментов. Исследование диалогового окна. Использование справочной системы. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклады по теме. Подготовка отчета о выполненной практической работе. 7 Тема 4.2 Работа с операционными системами WINDOWS.
Содержание учебного материала 10 13 Понятие рабочего стола, меню пуск, панель задач. Обмен данными между приложениями. Диспетчер устройств. Назначение, основные элементы. Понятие реестра. Структура реестра. Редактор реестра. Использование Брандмауэра Windows и других производителен. Обзор Антивирусных программ. Архивация данных. Назначение. способы архивации.
Стандартные программы ОС Windows. Служебные программы Windows.
Установка, настройка и отладка WINDOWS, работа с виртуальной машиной. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. 8 7.Установка ОС Windows XP. 8.Выполнение работы в диспетчере устройств. 9. Выполнение работы с антивирусной программой. 10. Выполнение работы с различными программами архивации данных. Рассмотрение стандартных программ ОС Windows. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию по теме. Подготовка отчета о выполненной практической работе. 10 Раздел 5. Операционная система по выбору учебного заведения. Тема 5.1. ОС Windows XP Содержание учебного материала 6 2
14 ОС семейства Windows. Операционная система Windows XP. Интерфейс ОС. Работа с файлами и каталогами. Понятие терминала. Основные команды для работы в терминале Windows XP. Лабораторные работы - не предусмотрены Практическое занятие. 10 11. Выполнение работы с интерфейсом ОС Windows XP. 12. Выполнение работы с файлами и каталогами. 13. Выполнение работы с файлами и папками с использованием терминала. 14.Установка ПО в Windows XP с использованием терминала. 15.Установка ПО в Windows XP с использованием терминала. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Описать структуру каталогов домашней файловой системы. Подготовить презентацию по теме. Подготовка отчета о выполненной практической работе. 8 Раздел 6. Обзор современных
операционных систем. Тема 6.1 . Сетевые операционные системы и перспективы их развития.
Содержание учебного материала 6 15 Сетевые операционные системы WINDOWS. UNIX. Novell NetWare. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практическое занятие. - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад по теме. 3 Всего: 156 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета Операционных систем и сред..
Оборудование учебных и рабочих мест кабинета: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, экран, интерактивная доска, комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: экран Screen Media 183X244;мультимедиа проектор BenQ MP770;персональные компьютеры AMD Athlon(tm) 64x2 Dual;принтер Canon Laser Shot LBP-1120; сканер Genius ColorPage-Vivi;Глобальная сеть Интернет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры AMD Athlon(tm) 64x2 Dual.
Программное обеспечение: Microsoft Windows XP Professional. Linux. Операционная оболочка TotalCommander 7.0. MS Word.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Назаров С.В. Операционные среды, системы и оболочки. Основы структурной и функциональной организации: Учеб. пособие. М.:КУДИЦ-ПРЕСС, 2007.- 504 с.
Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное по собие.-М: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2008.-400 с .: ил.-(профессиональное образование)
Стахнов A. Linux в подлиннике. - BHV, 2007.
Таненбаум Э. Современные операционные системы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.
Дополнительная литература:
Гордеев А.В., Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение / Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
Иртегов Д. В. Введение в операционные системы - 2-е изд. - СПб.: BHV-СПб, 2007. - ISBN 978-5-94157-695-1.
Таненбаум Э. С., Вудхалл А. С. Операционные системы. Разработка и реализация = Operating Systems: Design and Implementation - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 704 с. - ISBN 978-5-469-01403-4.
Пратт Т., Зелковиц М. Языки программирования: реализация и разработка. - СПб.: Питер, 2001.
Рейуорд-Смит В.Дж. Теория формальных языков. Вводный курс. - М.: Радио и связь, 1988.
Грис Д. Конструирование компиляторов для цифровых вычислительных машин. - М., Мир, 1985.
Фельдман С. К. Системное программирование. Полный курс лекций с теоретическими материалами и лабораторными работами издательство "Альянс-пресс" · 2009 г. · 512 стр.
Одинцов И., Профессиональное программирование. Системный подход. СПб.: BHV, 2008. 512 с.: ил.
Интернет -ресурсы:
1.Электронный ресурс: «Единый образовательный портал». Форма доступа: адрес сайта
www.edu.ru2.Новости из мира операционной системы Linux. Общая информация об операционной
системе. Форум. Архив технической документации, www.linux.org.ru3.Систематизированный . каталог ссылок на русскоязычные ресурсы Интернет пооперационной системе Линукс (Linux): подсказки для начинающих, помощь дляпродвинутых пользователей и др. rus-linux.netКОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися проектов, докладов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; Оценивание преподавателем отчета по практической работе
работать в конкретной операционной системе; Оценивание преподавателем отчета по практической работе
работать со стандартными программами операционной системы; Оценивание преподавателем отчета по практической работе
устанавливать и сопровождать операционные системы; Оценивание преподавателем отчета по практической работе
поддерживать приложения различных операционных систем; Оценивание преподавателем отчета по практической работе
Знания: состав и принципы работы операционных систем и сред; Тестирование, диф.зачётпонятие, основные функции, типы операционных систем; Тестирование, диф.зачётмашинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление_ виртуальной памятью; Тестирование, диф.зачётмашинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов; Тестирование, диф.зачётпринципы построения операционных систем; Тестирование, диф.зачётспособы организации поддержки устройств, драйверы оборудования; Тестирование, диф.зачётпонятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной систем, виды пользовательского интерфейса. Тестирование, диф.зачётРазработчик:
ГБОУ СПО БрянскийпреподавательИГ. Сидоренко
профессионально-педагогический колледж