Рабочая программа Базы данных СПО Прикладная информатика


Рабочая программа учебной дисциплины
Базы данных
2015 г.
Согласованно Утверждаю
Председатель ПЦК Зам.директора по УР
________________ Иванцова Л.В. ________________Е.В. Машкова
«___» _________2015 г. «___» ___________ 2015 г.
Программа разработана на основе требований ППССЗ специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»
Разработчик: Сидоренко И. Г., преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура содержания учебной дисциплины 5
3.Условия реализации учебной дисциплины 11
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Базы данных
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: вариативная часть общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
строить информационную модель данных для конкретной задачи;
выполнять нормализацию базы данных;
проектировать прикладную программу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
состав информационной модели данных;
типы логических моделей;
этапы проектирования базы данных;
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 44
в том числе: практические занятия 20
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2.Темтический план и содержание учебной дисциплины: «Основы алгоритмизации и программирования»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.Теория проектирования баз данных 18 Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей.
Содержание учебного материала 4 1 Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи. СУБД и её место в системе программного обеспечения ЭВМ. Информационная модель предприятия. Информационная модель данных, ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная. Понятие логической и физической независимости данных. 1
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия - не предусмотрены Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу по теме «Отличия концептуальной, логической и физической моделей данных».
2 Тема 1.2.
Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению модели.
Содержание учебного материала 2 2 Типы взаимосвязей в модели: «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим». Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие ко многим» в таблицу перекрестных связей. Основные операции реляционной алгебры. 1
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия - Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Выполнить конспект по теме «Основные операции реляционной алгебры» 1 Тема 1.3. Этапы проектирования баз данных. Системы управления базами данных.
Содержание учебного материала 2 3 Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни. Сравнительная характеристика различных СУБД. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия 2 Проектирование структуры базы данных. Нормализация таблиц. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить сравнительную характеристику различных СУБД 2 Раздел 2. Организация баз данных. Тема 2.1. Проектирование базы данных и создание таблиц. Содержание учебного материала 2 4 Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файла базы данных. Создание новой таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. Предъявление таблицы на экран. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия 4 Создание таблиц. Ввод исходных данных. Контрольные работы не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить тест по теме «Проектирование базы данных и создание таблиц». 3 Тема 2.2. Управление записями: добавление, редактирование, удаление и навигация. Содержание учебного материала 2 5 Команды по перемещению курсора на первую, следующую, предыдущую, последнюю и заданную номером записи. Команды добавления, редактирования и удаления записи. Наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей. Наложение логических условий на записи в режимах добавления и редактирования. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия 2 Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. Модификация структуры табличного файла. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу «наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей». . 2 Тема 2.3. Индексирование: понятие индекса, типы индексных файлов. Создание, активация и удаление индекса. Переиндексирование. Содержание учебного материала 2 6 Понятие и виды индексных файлов. Понятие тега и индекса. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию. Особенности построения сложных индексов. Открытие и закрытие индексного файла. Активация индекса. Удаление индекса и индексного файла. Переиндексирование: назначение и команда. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия 2 Индексирование и сортировка таблиц. не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу отличий индексно-прямых файлов от индексно- последовательных файлов. 2 Тема 2.4.
Сортировка, поиск и фильтрация данных. Содержание учебного материала 2 7 Понятие сортировки. Сортировка текущей таблицы и построение отсортированной таблицы. Методы поиска по любому полю и по полю индекса. Поиск на полное и частичное совпадение. Поиск по одному полю и по нескольким полям. Установка фильтра и отмена фильтра. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия 2 Поиск данных в таблице. Установка даты и вывод записей на экран. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме «Сортировка, поиск и фильтрация данных». 2 Тема 2.5. Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц. Содержание учебного материала 2 8 Понятие общего поля и его характеристики. Предварительные условия для установления взаимосвязи. Команды для установления и разрыва взаимосвязи. Объединение таблиц: получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. 2 Установление взаимосвязей между таблицами. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить контрольные вопросы по теме «Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц» 2 Раздел 3. Организация интерфейса с пользователем Тема 3.1.
Понятие объекта, свойства и характеристики объекта. Создание экранной формы: свойства, события и методы. Содержание учебного материала 2 2
9 Понятие объекта. Понятие класса и подкласса. Полиморфизм, инкапсуляция и наследование. Форма как специальный объект: свойства, события и методы. Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. 2 Создание файла проекта базы данных и интерфейса (входной формы и выходной формы). Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме «Понятие объекта, свойства и характеристики объекта». 2 Тема 3.2. Элементы управления: свойства, события и методы. Содержание учебного материала 2 10 Разделение элементов управления на классы. Типичные (общие) и специальные свойства элементов управления. Методы элементов управления. Написание обработчиков наступления события. Отображение результатов работы команд. 2
Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. 2 Организация управления внешним видом. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа. Составить тест по теме «Элементы управления: свойства, события и методы» 2 2
Тема 3.3. Формирование и вывод отчетов. Содержание учебного материала 2 11 Виды отчетов. Способы формирования отчетов: Мастер отчетов и Конструктор отчетов. Редактирование отчета. Размещение в отчете вспомогательных элементов. Отчеты с группировкой и сортировкой. Вывод отчетов на экран и печать. Лабораторные работы - не предусмотрены Практические занятия. 2 Создание и печать отчетов. Контрольные работы - не предусмотрены Самостоятельная работа. Составить контрольные вопросы по теме «Формирование и вывод отчетов» 2 Всего: 66
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Информатики и компьютерной обработки документов»;
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Технические средства обучения: компьютер, средства отображения информации, проектор, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением; экран Screen Media 183X244 с соответствующим программным обеспечением; мультимедиапроектор BenQ MP770;-персональные компьютеры; принтер Canon Laser Shot LBP-1120; сканер Genius ColorPage-Vivi; Глобальная сеть Интернет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры AMD Athlon(tm) 64x2 Dual, локальная сеть, проектор, экран.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows XP Professional. Microsoft Access.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Агальцов В.П. Базы данных: Учебное пособие. - М.: Мир, 2011.
.Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access: учебник.-2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007,-224 с.: ил.-(Профессиональное образование).
Фуфаев Э.В. Базы данных: учеб. Пособие для студ. Сред.проф.образования/Э.В.Фуфаев, Д.Э.Фуфаев.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-320с.
Дополнительная литература:
Шумаков, Фаронов. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных. - М.: Нолидж, 2009. - 640 с.
Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. -СПб.: Питер, 2008.-704 с.
Интернет-ресурсы:
http://am.rusimport.ru/MsAccess/default.aspxhttp://do.gendocs.ru/?q=Accesshttp//www.microsoft.com;
http//www.borland.com.http://www.citforum.ru4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: выполнять нормализацию базы данных; Оценивание преподавателем отчета по практической работе
проектировать прикладную программу. Оценивание преподавателем отчета по практической работе
Знания: состав информационной модели данных Тестирование, зачёт
типы логических моделей Тестирование, зачёт
этапы проектирования базы данных Тестирование, зачёт
Разработчик:
ГБОУ СПО БрянскийпреподавательИ.Г.Сидоренко
профессионально-педагогический колледж