Контрольные работы по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс


Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.
(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.
(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
(По К.Г.Паустовскому)
Ответами к заданиям 1 - 11 являются число, слово (словосочетание)
1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками «Андерсена»?
1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.
2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
3. Из предложений 1 –4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква 3».
4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».
5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
8. Среди предложений 12–16 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую запятую при деепричастном обороте.
Он долго рассматривал меня,(1) прищурив один глаз и посмеиваясь,(2) потом достал из кармана белоснежный душистый платок,(3) встряхнул им,(4) и из платка вдруг выпала большая белая роза.
11. Среди предложений 11–14 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения. Я сел под елкой и раскрыл книгу.
13. Выполните синтаксический разбор предложения . Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.
Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания
(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше приходить на тренировки.
(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.
(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.
(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и взрослое отношение к себе.
Ответами к заданиям 1 - 11 являются число, слово (словосочетание)
1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»
1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.
3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.
4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.
3. Из предложений 4 - 9 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает "приближение"
4. В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).
5. Замените слово УЧИТЕЛЕМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
8. Среди предложений 12–14 найдите предложение с деепричастием. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 27.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. «Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.
11. Среди предложений 3–5найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения. Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
13. Выполните синтаксический разбор предложения. Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.
Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания
(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. (2)Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось. (3)Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
- (4)Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли.
(5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно.(6) В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство.(7) Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. (8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне: - Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками? - (9)Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.  - (10)Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых...
(11)Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь на войне, не только писатель.
(12)В это время один умирающий шептал мне:
- Вот бы водицы...
(13)Я по первому слову раненого побежал за водой.(14)Но он не пил и повторял мне:
- Водицы, водицы, ручья...
(15)С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
(16)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (17)Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(18)В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. (19)А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. (20) Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (21)И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
- (22)Спасибо, - прошептал он.
(23)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(24)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
- А что, она еще летает?
(25)Голубая стрекоза еще кружилась.
- (26)Летает, - ответил я, - и еще как!
(27)Он опять улыбнулся и впал в забытье. (28)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. (29)Как вдруг слышу, он спрашивает:
- Все еще летает?- (30)Летает, - сказал я, не глядя, не думая.- (31)Почему же я не вижу? - спросил он, с трудом открывая глаза.
(32)Я испугался. (33)Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. (34)Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. (35)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
(36)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
(37)Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. (38)Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода - эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
- (39)Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(40)И я ему показал отражение. (41)И он улыбнулся.
(42)Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора. (43)Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью. (По М.Пришвину)
Ответами к заданиям 1 - 11 являются число, слово (словосочетание)
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему главный герой помогал раненым?»
Ему было нечего делать
Его заставил старый капитан
Он хотел быть полезным, хотел чувствовать себя настоящим человеком
Это входило в его обязанности
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора?
(5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно.
(8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
- Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
(16)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья
(36)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
3. Из предложений 28-32 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного
4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – ОНН, -ЕНН-, пишется НН».
5. Замените разговорное слово «тащил» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «воскликнул радостно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматические основы предложения 37.
8. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленными определением. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Вскоре, (1)когда дело разгорелось(2), он крикнул мне:
(3)Да как же вам,(4) писатель вы такой-рассякой,(5) не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками? (6)Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его решительным тоном. 
11. Среди предложений 35–37 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения. Я глянул и увидел голову Максима Максимыча.
13. Выполните синтаксический разбор предложения. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение.
Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания
РЫЦАРЬ ВАСЯ
(1)Приятели называли его тюфяком. (2)3а его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)У него всё валилось из рук, всё не ладилось. (4)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (5)Но никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. (6)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (7)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
(8)В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.
(9)Но стоило ему подойти к зеркалу, как всё возвращалось на место.(10)...Трудно провести границу между осенью и зимой. (11)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (12)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (13)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. (14)Но не все ребята слушаются радио...(15)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (16)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
(17)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
(18)— Тонет, тонет!
(19)— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.
(20)— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка.(21)— Пацан тонет, под лёд провалился.
(22)Что стоишь?!
(23)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
(24)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.
(25)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (26)Вероятно, у берега он был крепче.
(27)Тюфяк шагал по льду и не слышал криков. (28)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова. (29)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. (30)Но это не остановило его. (31)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
(32)Наконец тюфяк схватил малыша за руку, и первоклассник очутился на льду. (ЗЗ)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (34)3убы его стучали, а по лицу текли слёзы.
(35)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.
(36)— Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.
(37)...На другой день, когда после второго звонка тюфяк вошёл в класс, там никого не было.
(38)Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. (39)Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.
(40)Директор школы сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
(41)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (42)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт, — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал, но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно... (По Ю. Яковлеву)
Ответами к заданиям 1–11являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).
1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему именно Вася, а не Димка Ковалёв бросился спасать мальчишку?»
1. У него всё валилось из рук, всё не ладилось.
2. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
3. Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.
4. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
2.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка».
1. анафора 2. антитеза 3. гипербола 4. фразеологизм
3.Из предложений 12—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква 3».
4.Из предложений 27—31 выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе зависит от наличия или отсутствия приставки или зависимого слова.
5.Замените просторечное слово «пацан» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6.Замените словосочетание «сердце рыцаря» в предложении 6, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
7.Выпишите грамматическую основу 8 предложения 26.
8.Среди предложений 27—31 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
9.Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при деепричастии.
Внимание тюфяка привлекли крики,(1) которые долетали с реки. Он ускорил шаг и,(2) запыхавшись,(3) вышел на берег. Там он увидел Димку Ковалёва, (4)который размахивал руками и кричал.
11. Среди предложений 37–40 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения. Трудно провести границу между осенью и зимой.
13. Выполните синтаксический разбор предложения. Радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.
Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 5
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.
(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески. (7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.
(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника.
(15)- Скоро вечер.(16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.(21)— За одну минуту... — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:
(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса.(28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.
(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.
(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.
(34)— Да. (35)Я оттуда.
(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.
(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.
(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.
Ответами к заданиям 1–11являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание)
1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос «Почему лётчик заплакал?»
1. — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника.
2. — Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу.
3. Он плакал и думал, что имеет на это право.
4. Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1. А над боярышником и дроком просвечивало небо.
2. Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.
3. Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.
4. Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.
3. Из предложения 28 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.
4.Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие.
5.Замените разговорное слово «затрещала» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6.Замените словосочетание «солнечный свет» в предложении 3, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7.Выпишите грамматическую основу предложения 6.
8.Среди предложений 14-20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
9.Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при деепричастии.
Лётчик,(1) очнувшись,(2) увидел в этих глазах всё, (3)чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую,(4) как венчик совершенно крошечного горного цветка,(5) щекотавшего его щеку
11. Среди предложений 36–40 найдите определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения. Голова у него кружилась.
13. Выполните синтаксический разбор предложения. Когда солнце начало клониться к закату, летчик пошевелился и открыл глаза.
Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 6
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.
(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.
(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.
(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.
(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.
— (31)Плыви, — сказал Славка.
(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив. (По В.Крапивину)
Ответами к заданиям 1–11являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание)
1. Как характеризует Славку информация, заключённая в предложениях 14—17?
1)Славка — честный и совестливый человек, который при любых обстоятельствах старается держать данное слово.
2)Славка — бесстрашный пловец, которого не пугают никакие препятствия и трудности.
3)Славка — маменькин сынок, который привык во всём подчиняться маме и выполнять любые её требования.
4)Славка — нерешительный, робкий человек, которого пугает спасательная экспедиция.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. ( 14)До парусника было метров двадцать.
2. (15)Доплыть — раз плюнуть.
3. (19) Камни обросли скользкой зеленью.
4. (32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море.
3. Из предложений 8 -12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».
4. Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».
5. Замените слово «жутковато » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «каменный скос », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
8. Среди предложений 1- 7 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые при однородных членах.
Можно успокоить совесть тем (1), что спасательная экспедиция — это не купание (2), но лучше сначала попробовать другой способ. Славка торопливо разулся (3), шагнул на первый камень.
11. Среди предложений 22-26 найдите односоставное предложение . Напишите номер этого предложения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения. Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.
13.Выполните синтаксический разбор предложения. Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ за 1 семестр. 8 класс
Вариант 7
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. (По Л. Улицкой)*
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Илью, Саню и Миху связала настоящая дружба?»
1)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.
2)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.
3)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
4)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. (1)Илья и Саня вместе учились с первого класса.
2. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин
3. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
4. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
3. Из предложений 18 -21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом « перед глухими согласными на конце приставки пишется С».
4. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».
5. Замените слово «болтали » в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «полотняные салфетки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
8.Среди предложений 21-25 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах
Но отнести его домой,(1) однако,(2) он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.Они вышли из школы втроём. Мальчишки брели и болтали,(3) болтали и брели,(4) а потом остановились возле Яузы,(5) замолчали.
11. Среди предложений 24-28 найдите неопределенно-личное предложение . Напишите номер этого предложения.
12. . Выполните синтаксический разбор предложения. Илья и Саня вместе учились с первого класса.
13. Выполните синтаксический разбор предложения. После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы.