Рабочая программа МДК.01.02 Природопользование и охрана окружающей среды по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54
имени П. М. ВострухинаРабочая ПРОГРАММа МДК.01.02.
Природопользование и охрана окружающей среды
для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Москва
2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» и примерной программы профессионального модуля «Производственный экологический контроль в организациях» (Разработчики: преподаватели Майорова И.В, Щербакова Г.С., Яшин М.А., организация разработчик ГОУ СПО Политехнический колледж № 39)
РЕКОМЕНДОВАНА
Методической цикловой комиссией
“Специальность 280711 Рациональноеиспользование природохозяйственных
комплексов и профессии 240101.03 Оператор
нефтепереработки”
Протокол № 1 от « 28 » августа 2015 г.
Председатель ПЦК
___________И. Л. Липская
«__» _________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
ГБПОУ КС № 54
имени П. М. Вострухина___________ И. Г. Бозрова«___»___________2015 г.

Разработчик:
Липская Ирина Лазаревна, преподаватель спецдисциплин
Ф.И.О., должность
Рецензенты:
Ерохин Ю. Ю., начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды (ОТПБ и ООС) ОАО “Газпромнефть-Московский НПЗ”
Ф.И.О., должность

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт примерной программы профессионального модуля 4
2. Результаты освоения профессионального модуля 8
3. Структура и примерное содержание профессионального модуля 9
4. Условия реализации программы профессионального модуля 24
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности) 29
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий
1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Проводить мониторинг окружающей природной среды.
2. Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
3. Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
4. Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области рационального использования природохозяйственных комплексов при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выбора оборудования, приборов контроля, аналитических приборов, их подготовка к работе и проведение химического анализа атмосферного воздуха, воды и почвы;
организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы;
сбора, обработки, систематизации, анализа информации, формирования и ведения баз данных загрязнения окружающей среды;
проведения мероприятий по очистке и реабилитации загрязнённых территорий;

уметь:
проводить работы по мониторингу атмосферного воздуха, природных вод и почвы;
выбирать оборудование и приборы контроля;
отбирать пробы воздуха, воды и почвы, подготавливать их к анализу и проводить качественный и количественный анализ отобранных проб;
проводить химический анализ пробы объектов окружающей среды;
находить информацию для сопоставления результатов с нормативными показателями;
эксплуатировать аналитические приборы и технические средства контроля качества природной среды;
проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, природных вод и почвы;
заполнять формы предоставления информации о результатах наблюдений;
составлять экологическую карту территории с выдачей рекомендаций по очистке и реабилитации загрязнённых территорий;
проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязнённых территорий на уровне функционального подразделения;
знать:
виды мониторинга, унифицированную схему информационного мониторинга загрязнения природной среды;
типы оборудования и приборы контроля, требования к ним и области применения;
современную химико-аналитическую базу государственной сети наблюдений за качеством природной среды и перспективах её развития;
программы наблюдений за состоянием природной среды;
правила и порядок отбора проб в различных средах;
методики проведения химического анализа проб объектов окружающей среды;
принцип работы аналитических приборов;
нормативные документы по предельно допустимым концентрациям сбросов, выбросов и загрязнения почв;
методы организации и проведения наблюдений за уровнем загрязнения воздушной, водной и других сред, основные средства мониторинга;
основные требования к методам выполнения измерений концентрации основных загрязняющих веществ в природной среде;
основные источники загрязнения окружающей среды, классификацию загрязнителей;
основы и принципы организации и проведения наблюдений за уровнем загрязнения воздушной, водной и других сред;
основные средства мониторинга;
методы и средства контроля загрязнения окружающей природной среды;
порядок, сроки и формы предоставления информации о состоянии окружающей среды в заинтересованные службы и организации;
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;
экологические последствия загрязнения окружающей среды вредными веществами;
виды и источники загрязнения природной среды, критерии и оценка качества окружающей среды;
основные принципы организации очистки и реабилитации территорий;
технологии очистки и реабилитации территорий;
методы обследования загрязнённых территорий;
приёмы и способы составления экологических карт;
методы очистки и реабилитации загрязнённых территорий.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 1179 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 783 (488+295) часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 522 (325+197) часа;
самостоятельной работы обучающегося – 261 (163+98) час;
учебной и производственной практики – 396 часов,
в том числе:
учебная практика - 216 часов;
производственная практика - 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Проводить мониторинг окружающей природной среды
ПК 1.2. Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды
ПК 1.3. Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий
ПК 1.4. Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязнённых территорий
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код
профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная
(по профилю специальности),
часов
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1.1.
ПК 1.2. Раздел 1. Организация и проведение мониторинга загрязнения окружающей природной среды 668 325 100 30 163 30 180 ПК 1.3.
ПК 1.4.
Раздел 2.
Осуществление мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды 331 197 70 - 98 36 Производственная практика, (по профилю специальности), часов 180 180
Всего: 1179 522 170 30 261 30 216 180
Наименование разделов
Профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов МДК и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объём часов Уровень усвое-
нияРаздел 2. Осуществление мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды 331 МДК 01.02.
Природопользование и охрана окружающей среды. 295
(127 теория +70 практ.+ 98 самост.)Тема 2.1. Общие проблемы природопользования 92
(32 теория+28 практ.+32 самост.)Тема 2.1.1. Рациональное и нерациональное природопользование. Содержание 11 Понятие термина “природопользование”. Ресурсное, отраслевое, территориальное природопользование: сущность и принципы.
Ресурсный цикл. Влияние экономического развития на характер природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Основные законы и закономерности, обеспечивающие рациональное природопользование. Принципы и направления рационального природопользования. 6 2
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Составление презентации:
1. Рациональное и нерациональное природопользование.
Написание рефератов, сообщений, докладов:
1. Оценка качества окружающей среды.
2. Ресурсный цикл.
3. Особенности экологических проблем в районах нового освоения.
4. Антропогенная деятельность человека. 5 Тема 2.1.2. Исторические этапы взаимодействия человека и природы Содержание 27 Разносторонняя связь человека с природой.
Биосфера как среда жизни человека. Состав и строение биосферы. Распространеие биосферы и её границы. Превращение биосферы в ноосферу. Основные положения теории В. И. Вернадского о ноосфере. Виды экосостем как элементы ноосферы. Круговороты веществ.
Окружающая среда и здоровье человека.
Формирование ответственного отношения человека к природе как важнейший элемент современного природопользования. Значение природы для общества: экономическое, научное, воспитательное, оздоровительное, эстетическое.
Масштабы и проблемы взаимодействия общества и природы. Антропогенное воздействие на природные процессы, его виды. 10 2
Практические занятия 12 1 Глобальные антропогенные изменения в окружающей среде. 4 2 Экологическое обследование места моего проживания. 4 3 Экологический кризис и его последствия. 4 Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
Составление презентации:
1. Эстетическое и воспитательное значение природы для общества.
2. Современный экологический кризис его причины и последствия. 5 Тема 2.1.3. Загрязнения окружающей среды
Содержание 20 Основные виды загрязнений. Основные источники загрязнения окружающей среды Классификация загрязняющих веществ.
Физико-химические основы поступления загрязняющих веществ в окружающую среду и условия их переноса.
Прямое и косвенное воздействие загрязнения на живые организмы. Канцерогенный, тератогенный и мутагенный эффекты .Загрязнение токсичными элементами, накопление их в пищевых цепях, воздействие на организм человека.
Экологические последствия загрязнения окружающей среды вредными веществами. Возникновение экологической напряженности территории. Зоны риска, экологических кризисов, катастроф.
Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления регионов с неблагоприятной экологической обстановкой. 10 2
Практические занятия 2 1 Сравнительная характеристика влияния химического и физического загрязнения на человека. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Составление схем:
1. Основные виды загрязнений.
2. Классификация загрязняющих веществ.
Написание рефератов:
1. Биологическое и генетическое загрязнение.
2. Регионы с неблагоприятной экологической обстановкой. 8 Тема 2.1.4. Использование современных способов научных исследований в природопользовании
Содержание 13 Практические занятия 8 1 Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. 4 2 Моделирование природных процессов в решении экологических проблем. 2 3 Модель геосистемы как научная основа природопользования. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Написание рефератов:
1. Экологический терроризм.
2. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем. 5 Тема 2.1.5. Экологические проблемы различных видов природопользования Содержание 21 Понятие о природных ресурсах. Виды природных ресурсов, их характеристика. Природно-ресурсный потенциал территории.
Особенности использования и охраны природных ресурсов. Истощение и природных ресурсов и его последствия.
Ресурсный цикл. Промышленное лесопользование. Промысловое природопользование.
Экологические проблемы энергетики. Альтернативная энергетика как перспективный путь решения экологических проблем. 6 2
Практические занятия 6 1 Анализ комплексного использования природных ресурсов и природных условий территорий. 4 2 Оценка влияния природных ресурсов на специализацию и уровень экономического развития вашего региона (Московский регион). 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Составление схемы:
1. Природные ресурсы и их классификация.
Составление презентации:
1.Особенности использования и охраны природных ресурсов.
2. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. 9 Тема 2.2. Региональные проблемы природопользования Содержание 14
(8 теория+
6 самост.)Природопользование в России.
История природопользования в России. Особо охраняемые природные территории в России. Экологические проблемы крупных городов. Сельскохозяйственное природопользование в России.
Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах.
Влияние экономического развития на характер природопользования. Переход к рациональному природопользованию в экономически развитых странах. Экологические последствия истощения природных ресурсов. Зоны риска. Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования.
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования.
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. Принципы, направления, формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды. Объекты международной охраны природы. Роль общественности в охране окружающей среде.
Управление природопользованием.
Задачи и цели природоохранных органов управления и надзора. 8 2
Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Написание рефератов:
1. Система экологического контроля в России.
Составление презентации:
1. Экологические проблемы крупных городов. 6 Тема 2.3. Мероприятия по охране компонентов окружающей среды 148
(74 теория+30 практ.
+44
самост.)Тема 2.3.1 Охрана атмосферного воздуха Содержание 24 Состав и строение атмосферы. Роль атмосферы в развитии живой и неживой природы. Классы опасности загрязняющих веществ. Влияние различных отраслей хозяйства и энергетики на объем и характер загрязнения атмосферного воздуха.
Условия, определяющие уровень загрязнения. Физико-химические процессы в атмосфере. Смог, виды смога. Масштабы загрязнения.
Нетрадиционные, альтернативные источники энергии как перспективный путь решения экологических проблем. Механизмы самоочищения атмосферы. Факторы, определяющие интенсивность процесса самоочищения.
Санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха – предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ (ПДК), их виды и назначение. 10 2
Практические занятия 6 1 Анализ причин негативных антропогенных воздействий на состояние атмосферного воздуха в вашем регионе. 2 2 Сравнительная характеристика методов очистки газовых выбросов. 2 3 Разработка мероприятий по уменьшению загрязнений атмосферного воздуха в г. Москве. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Написание рефератов:
1. Альтернативные источники энергии.
Составление презентации:
1. Экологические проблемы крупных городов. 8 Тема 2.3.2. Использование и охрана водных ресурсов Содержание 36 Водные ресурсы России, региона. Водный кадастр Российской Федерации. Проблемы дефицита пресной воды. Основные водопользователи и водопотребители. Потребности в воде основных отраслей экономики. Масштабы использования водных ресурсов в России. Влияние различных отраслей экономики и энергетики на природные воды. Нетрадиционные альтернативные источники энергии. Энергия приливов, волн, геотермальная энергия. Показатели рационального использования воды.
Причины загрязнения, засорения, засоления и истощения природных вод. Источники и виды загрязнения; минеральное, органическое, биологическое загрязнение водных объектов. Классификация и характеристика сточных вод.
Способы очистки сточных вод. Трансформация загрязняющих веществ в водотоках и водоемах. Самоочищение природных вод, факторы, его определяющие.
Критерии оценки качества природных вод. Нормирование сбросов сточных вод предприятий: предельно-допустимые сбросы (ПДС).
Особенности загрязнения морских и подземных вод.
Проблема загрязнения моря нефтью.
Мероприятия по защите водных ресурсов от загрязнения и истощения. Создание водоохранных зон. Правовая охрана водных ресурсов в России, регионе. 20 2
Контрольная работа (тестирование) 2 Практические занятия 6 1 Определение расходов воды по часам в сутки. 2 2 Экологический паспорт водного хозяйства предприятия. 2 3 Анализ мероприятий по улучшению качества природных вод. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Подготовка к зачёту.
Написание рефератов:
1. Проблема загрязнения моря нефтью.
2. Водоохранные зоны.
Заполнение таблицы :1. Способы очистки сточных вод .8 Тема 2.3.3. Использование и охрана земель Содержание 20 Значение почвы в природе и в жизни человека. Земельные ресурсы мира, России, региона. Современное состояние почвенного покрова Земли. Продуктивные и непродуктивные земли. Земельный кадастр Российской Федерации. Изменение состояния земельного фонда, причины изменения. Распределение земель по сферам хозяйственной деятельности. Использование земель для различных видов хозяйственной деятельности человека. Состав и основные характеристики сельскохозяйственной индустрии. Рациональная система применения удобрений и ядохимикатов.
Процессы почвенной эрозии, ее виды. Природные и антропогенные факторы, способствующие почвенной эрозии. Мероприятия по защите почв от эрозии.
Деградация земель: загрязнение, засорение, заболачивание, опустынивание. Источники и виды загрязнения почв. Основные загрязняющие вещества в почве. Ущерб от загрязнения почв.
Способность почв к самовоспроизводству. Мероприятия по улучшению использования и охране земель. Рекультивация земель.
Правовая охрана земель в России, регионе. 12 2
Практические занятия 2 1 Анализ мероприятий по улучшению плодородия почв, борьбы с эрозией. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Написание рефератов:
1. Рациональная система применения удобрений и ядохимикатов.
2.Деградация земель: загрязнение, засорение, заболачивание, опустынивание.
Составление презентации:
1. Источники и виды загрязнения почв. 6 Тема 2.3.4. Использование и охрана недр Содержание 27 Понятие “недра”, “полезные ископаемые”. Значение недр в природе и в жизни человека. Государственный фонд недр. Кадастр полезных ископаемых.
Виды пользования недрами и недропользователи. Классификация полезных ископаемых. Комплексное, рациональное освоение и использование полезных ископаемых. Способы добычи минерально-сырьевых ресурсов. Виды потерь при добыче, транспортировке, переработке полезных ископаемых. Ресурсосбережение. Причины ухудшения сырьевой базы России. Захоронение отходов предприятий и АЭС в недрах.
Природоохранные требования к добывающим и перерабатывающим комплексам. Мероприятия по охране недр в России, регионе. Надзор и контроль за использованием недр.
Правовая охрана недропользования в России, регионе. 12 2
Практические занятия 6 1 Природоохранные требования к добывающим и перерабатывающим комплексам. Мероприятия по охране недр в России, регионе. 2 2. Комплексное использование полезных ископаемых. 4 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Написание рефератов:
1. Мероприятия по охране недр в России, регионе.
2. Проблемы природопользования в добывающей промышленности.
Составление презентации:
1. Захоронение отходов предприятий и АЭС в недрах. 9 Тема 2.3. 5. Использование и охрана растительных ресурсов
Содержание 23 Значение растений в природе и в жизни человека. Растительные ресурсы Земли, России, региона. Природно-растительные сообщества. Виды растений по отношению к главным экологическим факторам. Антропогенное воздействие на растительные сообщества.
Роль леса в обеспечении экологического равновесия. Виды пользования лесом, режим лесопользования. Кадастр лесных ресурсов. Рациональное использование леса.
Редкие и исчезающие виды растений. “Красная книга” мира, России, региона. Списки редких и исчезающих растений местности проживания.
Мероприятия по охране растительных ресурсов России, региона. Методы защиты растений. Направления по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.
Правовая охрана растительных ресурсов в России, регионе. 10 2
Практические занятия 6 1 Работа с Красной книгой г. Москвы. Виды редких и исчезающих растений в г. Москве и возможность их реинтродукции. 2 2 Кадастр лесных ресурсов. Рациональное использование леса. 2 3 Разработка мероприятий по обустройству и озеленению вашего населённого пункта (микрорайона Капотни). 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Составление презентации:
1. Редкие и исчезающие виды растений.
2. “Красная книга” мира, России, региона. 7 Тема 2.3.6. Использование и охрана животного мира Содержание 18 Виды пользования животным миром. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир.
Изменение численности под воздействием природных и антропогенных факторов. Редкие, исчезающие виды животных. “Красная книга” мира, России, региона.
Государственный контроль охоты и рыболовства.
Нормирование в области охраны животного мира Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животных. Принципы охраны и использования животного мира.
Понятие “охота”, “рыболовство”. Охотничье хозяйство России, региона, местности. Виды добычи рыбных запасов. Реестры охотничьих животных, рыбных запасов.
Рациональное использование различных видов животных. Мероприятия по охране различных видов животных.
Правовая охрана животного мира. 8 2
Практические занятия 4 1 Анализ и обоснование между промыслом животных, изменением компонентов природы и последствиями этого для человека. 2 2. Работа с Красной книгой г. Москвы. Виды редких и исчезающих животных г. Москве и возможность их реинтродукции. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Составление презентации:
1. Редкие и исчезающие виды животных.
2. Охрана животного мира. 6 Тема 2.4. Основные принципы организации по очистке и реабилитации территории Содержание 41
(13 теория+12 практ.
+16 самост.)Методы обследования загрязнённых территорий. Методы очистки и реабилитации загрязнённых территорий. Основные принципы организации очистки и реабилитации территорий. Технологии очистки и реабилитации территорий. Составление экологической карты территории с выдачей рекомендаций по очистке и реабилитации загрязнённых территорий. Понятие “особо охраняемые природные территории”. Цель создания особо охраняемых природных территории (ООПТ). Географические принципы и экологические предпосылки создания ООПТ.
Виды и категории ООПТ. Природно-заповедный фонд России. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Назначение, задачи и структура государственных природных заповедников, биосферных заповедников, государственных национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Особо охраняемые природные территории региона. Типовое положение “О Государственных природных заповедниках”. Современные проблемы заповедного дела в России.
Защита особо охраняемых территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
Правовая охрана ООПТ. Федеральный закон РФ “Об особо охраняемых природных территориях”. 10 2
Подготовка к экзамену. Повторение основных тем МДК. 3 2
Практические занятия 12 1 Природно-заповедный фонд России. 2 2 Мероприятия по очистке и реабилитации загрязнённых территорий на уровне функционального подразделения. 2 3 Определение экономического эффекта природоохранных мероприятий. 2 4 Составление экологических карт загрязненных территорий. 2 5 Оценка качества природной среды. 2 6 Нанесение на карту вашего города (населённого пункта) зон распространения шума и вибрации. 2 Самостоятельная работа студента.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Изучение дополнительной литературы.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите.
Подготовка к экзамену.
Написание рефератов:
1. Управление природопользованием.
2. Рекреационное природопользование.
Составление презентации:
1. Особо охраняемые природные территории мира. 16 Учебная практика
Виды работ:
- проведение комплексного экологического обследования территории. 36 Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
- организация наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы;
- выбор оборудования, приборов контроля, аналитических приборов, их подготовка к работе и проведение химического анализа атмосферного воздуха, воды и почвы;
- сбор, обработка, систематизация, анализ информации, формирование и ведение баз данных загрязнения окружающей среды;
- проведения мероприятий по очистке и реабилитации загрязнённых территорий. 180 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета Природопользования, лаборатории Контроля загрязнения атмосферы и воды, полигона экологического мониторинга.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Природопользования»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия:
уровни шума;
токсические вещества и их воздействие на организм человека;
основные типы ресурсов;
парниковый эффект;
органы управления и надзора по охране природы;
ПДК веществ в воде, почве, воздухе;
круговороты химических элементов.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места на 12 - 15 обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- приборы для титрования;
- муфельная печь;
- сушильный шкаф;
- аналитические весы;
- технические весы;
- электрические плитки;
- дистиллятор;
- газоанализаторы;
- радиометры;
- снегомеры;
- батометры;
- фотоэлектроколориметры;
- флуориметры;
- кондуктометры;
- потенциометры;
- стандартный набор сит;
- химическая посуда для проведения анализов объектов окружающей
среды;
- химические реактивы.
Оборудование полигона экологического мониторинга:
- метеокомплекс;
- газоанализаторы;
- переносная комплексная лаборатория контроля качества воды;
- снегомеры;
- радиометры;
- почвенные буры, лопаты.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебники:
В. В. Денисов, И. А. Денисова, В. В. Гутенёв , Л. Н. Фесенко. Основы инженерной экологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.
В. В. Денисов, В. В. Гутенёв, Е. С. Кулакова, И. А. Денисова, Т. И. Дрововозова, И. А. Луганская, А. П. Москаленко, Б. И. Хорунжий. Экология для бакалавров технических вузов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.
Е. И. Почекаева, Т. В. Попова. Безопасность окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.
А.Н. Голицын. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. Учебник. Москва. Оникс, 2010.
Я. Д. Вишняков, П. В. Зозуля, А. В. Зозуля, С. П. Киселёва. Охрана окружающей среды. Учебник. Москва. Академия, 2014.
В. М. Константинов. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. Москва. Академия, 2001.
Э. А. Арустамов. Природопользование. Учебник. Москва. Издательский дом “Дашков и К”, 2001.
Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. Москва. Дашков и к, 2001.
Е. Р. Магарил, В. Н. Локетт. Основы рационального природопользования. Учебное пособие. Москва. КДУ, 2008.
О. Н. Заломнова, Ю. Л. Ткаченко. Природопользование. Учебное пособие. МГИУ, 2007.
Н. С. Скуратов, И. В. Гурина. Природопользование: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 2010.
А. Т. Зверев. Экология. Практикум. Учебное пособие. Москва. Оникс 21 век, 2004.
В. П. Александрова, А. Н. Гучейнов, Е. А. Нифантьева, И. В. Болгова, И. А. Шапошникова. Изучаем экологию города: пособие учителю по организации практических занятий. Сборник заданий. Москва. БИНОМ, 2009.
Л. Ф. Голдовская. Химия окружающей среды. Учебник. Москва. Мир, 2007.
2. Справочники:
Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога). Под ред. Перхуткина В.П. М,: «Инфра-Инженерия», 2005.
3. Нормативные акты:
Федеральный закон “Об охране окружающей среды”. Москва. Издательство “Ось-89”, 2005.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный перечень методик выполнения измерений допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей среды. М.: Росгидромет. Госстандарт России. 1999.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
С. В. Макар. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. Москва. Издательство “Триада, Лтд”, 1998.
Г. А. Мисник. Экологическое право. Учебник. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 2001.
Р. К. Гусев. Экологическое право. Учебное пособие. Москва. Издательский Дом “Инфра-М”, 2001.
Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Экология. Учебник. Москва. Издательство “ЮНИТИ-ДАНА”, 2000.
Т. А. Дёмина. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Москва. Издательство “АСПЕКТ ПРЕСС”, 2000.
А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. Экология. Москва. Издательство “ПРИОР”, 2000.
И. Н. Лозановская, Д. С Орлов, Л. К. Садовникова. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Учебное пособие. Москва. Издательство “Высшая школа”, 1998.
В. Ф. Протасов. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. Москва. Издательство ”Финансы и статистика”, 2000.
И. И. Мазур, О. И. Молдованов. Курс инженерной экологии. Учебник. Москва. Издательство “Высшая школа”, 1999.
С. А. Боголюбов. Экология. Учебное пособие. Москва. Издательство “Знание”, 1999.
А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. Глобальная экология. Учебное пособие. Москва. Издательство “ПРИОР”, 2001.
Е. И. Тупикин, Л. Ф. Лукашова. Основы экологии и природоохранной деятельности. Учебное пособие. Москва. Издательство “Центр инноваций в педагогике”, 1998.
Ю. В. Новиков. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие. Москва. Издательство “ФАИР-ПРЕСС”, 2000.
А. И. Родионов, Ю. П. Кузнецов, В. В. Зенков, Г. С. Соловьёв. Оборудование и сооружения для защиты биосферы от промышленных выбросов. Учебное пособие. Москва. Издательство “Химия”, 1985.
В. Г. Пономарёв, Э. Г. Иоакамис, И. Л. Монгайт. Очистка сточных вод нефтеперерабатывающих заводов. Москва. Издательство “Химия”, 1985.
В. А. Зайцев. Промышленная экология. Учебное пособие. Москва. РХТУ им. Менделеева, 2000.
В. И. Зубова. Очерки экологии Подмосковью. Учебное пособие. Москва. МПУ, 1998.
В. Г. Калыгин. Промышленная экология. Учебное пособие. Москва. Академия, 2006.

Профессиональные информационные системы:
www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.
www.ecologplus.ru – разработка природоохранной документации.
www.ecology.my1.ru.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Профессиональный модуль Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий является одним из направлений подготовки специалистов в области Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Данный модуль базируется на изучении дисциплин Общая экология, Аналитическая химия, Химические основы экологии.
Учебные занятия проводятся в виде комбинированных уроков, лабораторных и практических занятий.
При освоении программы профессионального модуля Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий проводятся консультации, а также выполняется курсовая работа (проект).
261 час отводится на самостоятельную работу обучающихся, (МДК.01.01 – 163 часа и МДК.01.02. – 98 часов) из них 30 часов на работу над курсовым проектом (работой).
Реализация программы модуля предполагает учебные практики:
- практика по гидрометеорологическому наблюдению;
- практика по экологическому обследованию территории;
- практика по полевому обследованию почв.
Данные учебные практики рекомендуется проводить концентрированно.
- практика по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
Практику рекомендуется проводить рассредоточено.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности), которую рекомендуется проводить после изучения модуля, концентрировано.
Организация текущего и промежуточного контроля проводится в виде контрольных работ и зачётов.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий и специальности Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные и общие компетенции) Основные показатели оценки результата
ПК 1.1.
Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - обосновать выбор оборудования, приборов контроля, аналитических приборов для проведения мониторинга природных сред;
- осуществлять правильность отбора проб воздуха, воды и почвы, подготовки их к анализу;
- осуществлять точность и правильность выполнения химического анализа проб объектов окружающей среды;
- отбирать быстро и правильно информацию для сопоставления результатов с нормативными показателями.
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
- наличие высоких результатов при освоении учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- наличие положительных отзывов по итогам учебных и производственной практик;
- участие в работе научно-студенческих обществ;
- выступление на научно-практических конференциях;
- участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т. п. );
высокие показатели производственной деятельности.
- обоснованность выбора и правильность применения методов и способов решения профессиональных задач в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий;
- адекватность оценки эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
- адекватность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий;
- проведение рефлексии по результатам принятия решения.
- быстрота и эффективность поиска необходимой информации;
- обоснованность выбора и использования различных источников, включая электронные.
- правильность работы с экологическими компьютерными программами.
ПК 1.2. Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности. - выбирать программы наблюдений за состоянием природных сред;
- оптимизировать распределения обязанностей между сотрудниками, осуществляющими наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
- демонстрировать системность действий при проведении наблюдений за загрязнением окружающей природной среды;
- демонстрировать навыки эффективного бесконфликтного общения;
- предоставить правильно и оперативно заполнения форм предоставления информации о результатах наблюдений.
- адекватность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий;
- проведение рефлексии по результатам принятия решения.
- быстрота и эффективность поиска необходимой информации;
- обоснованность выбора и использования различных источников, включая электронные.
- правильность работы с экологическими компьютерными программами.
- результативность взаимодействия с обучающимися и преподавателями в ходе обучения;
- демонстрация навыков бесконфликтного общения.
- объективность самоанализа;
- адекватность и своевременность коррекции результатов собственной работы.
- планомерность организации самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.
- аргументированность анализа инноваций в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий.
ПК 1.3. Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности. - составлять правильно и оперативно экологические карты территории;
- находить решения по очистке и реабилитации загрязнённых территорий;
- распределять обязанности между сотрудниками, осуществляющими деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий;
- демонстрировать навыки эффективного бесконфликтного общения;
- демонстрировать системность действий при организации деятельности по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
- адекватность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий;
- проведение рефлексии по результатам принятия решения.
- быстрота и эффективность поиска необходимой информации;
- обоснованность выбора и использования различных источников, включая электронные.
- правильность работы с экологическими компьютерными программами.
- результативность взаимодействия с обучающимися и преподавателями в ходе обучения;
- демонстрация навыков бесконфликтного общения.
- объективность самоанализа;
- адекватность и своевременность коррекции результатов собственной работы.
- планомерность организации самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.
- аргументированность анализа инноваций в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий
ПК 1.4.
Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности. - обосновывать выбор мероприятий по очистке и реабилитации загрязнённых территорий;
- правильность применения методов очистки и реабилитации природных сред;
- результативность проведения мероприятий по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
- адекватность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий;
- проведение рефлексии по результатам принятия решения.
- быстрота и эффективность поиска необходимой информации;
- обоснованность выбора и использования различных источников, включая электронные.
- правильность работы с экологическими компьютерными программами.
- результативность взаимодействия с обучающимися и преподавателями в ходе обучения;
- демонстрация навыков бесконфликтного общения.
- объективность самоанализа;
- адекватность и своевременность коррекции результатов собственной работы.
- планомерность организации самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.
- аргументированность анализа инноваций в области проведения мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий.