Урок по истории и изобразительному искусству на тему Древнегреческая керамика (5 класс)

Древнегреческая керамика
Интегрированный урок истории и ИЗО в 5 классе.
Учитель истории: Анисимова А. В.
Учитель изобразительного искусства: Жукова Л. А.
Цель урока: знакомство обучающихся с искусством Древней Греции через вазопись на уроках изобразительного искусства и истории .
Задачи урока:
Образовательная:
продолжить формирование познавательного интереса пятиклассников к истории Древней Греции, специальных умений учащихся (работа с картой, объяснение значение понятий, составление описания предметов быта - произведений искусства);
дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента.
Развивающая:
способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения) через использование разных источников информации;
совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;
закреплять коммуникативные умения: развития устной речи, ведения диалога.
Воспитывающая:
воспитывать уважение к величайшим шедеврам мирового искусства на примере памятников искусства Древней Греции.
Продолжительность урока: 60 мин. В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки.
Оборудование: раздаточный материал: силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги, карточки с изображением сцен росписей, гуашь, цветная бумага, клей, кисти, простые карандаши.
Перечень технических и программных средств, используемых в ходе урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация «В городе богини Афины».
Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.
Мотивация учащихся: мотивировать обучающихся путем выявления интереса к древнегреческому искусству; создать ситуацию успеха на уроке и подвести к выбору действий в соответствии возможностями ученика.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:
Знания: учащиеся приобретают знания по одной из познавательных тем из курса истории и изобразительного искусства «В городе богини Афины»; через получения данной информации учащиеся получили обширный материал о достопримечательностях г. Афины, о разновидностях древнегреческих ваз и их применение в быту.
Умения: самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, работать с иллюстрациями, объяснять значение понятий, описывать предметы быта - произведений искусства.
Навыки: уметь самостоятельно работать с текстом справочной и энциклопедической литературой, умение составлять декоративную композицию на плоскости.

Подробный конспект интегрированного урока

Организационный момент. Мотивация.
Слайд №1.
Учитель истории:
На прошлом уроке мы начали путешествие по Афинам.
Один древнегреческий писатель как - то сказал: «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!». Как вы думаете, что он хотел сказать этой шуткой? Ученики: Афины очень красивый город. Учитель истории:
В каких районах города мы с вами побывали?
Ученики: Агора и Афинский Акрополь.
Учитель истории: Давайте вспомним, что мы там видели.
Слайд № 2. Слайд презентации с Афинским Акрополем.
Проверяем работу фронтально.
Стадия вызова.
Сегодня мы продолжим путешествие по Афинам.
Слайд № 3. (Пустой)
Там, где мы с вами побывали, нам встречались красивые величественные здания и скульптуры. Но не все районы города были так привлекательны.
Внешний же вид того района, куда мы отправимся сейчас, вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг. Это был самый грязный и неуютный район города Афины. Узкие немощёные улочки. Тротуаров не было. Вечерами из-за грязи и луж нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.
Однако его жители славились далеко за пределами Древней Греции.
Он назывался Керамик.
Давайте подумаем, кто там мог жить и чем они славились.
Какое слово русского языка напоминает вам название этого района- Керамик?
Ученики: (керамика.)
Учитель истории:
Что мы называем керамикой?
Ученики: (глиняную посуды, изделия из глины)
Учитель истории:
Как вы думаете, чем славился Керамик?
Ученики: Ответы учащихся (глиняной посудой)
Учитель истории:
Правильно, своей великолепной глиняной посудой.
А кто же жил и работал здесь.
Ученики: (гончары).
Обычная гончарная мастерская была оборудована круглой печью, служившей для обжига посуды. Греческая печь для обжига состояла из двух отделений: топки и камеры обжига, отделённой стенкой с отверстиями, чтобы копоть не садилась на сосуды. Температура в печи была от 800 до 960 градусов!! Её регулировал с помощью воздуходувных мехов. Большинство печей были высотой до 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий. Кроме хозяина в мастерской могли находиться покупатели, носильщики сосудов, а также работники. Один из них глину месил ногами в небольшом прямоугольном бассейне, второй  разминал глиняное тесто, стоя на коленях. Еще один из работников мастерской вращал руками гончарный круг, когда другой формировал сосуд из глины.

Слайд № 4
Учитель истории:
Гончарное дело было известно очень давно. Уже никого нельзя было удивить глиняными горшками, но почему-то гончары Керамика славились далеко за пределами Греции.
Какая перед нами встает проблема?
Ученики: (Выяснить, что было особенного в греческой посуде).
Учитель истории: Так какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Древнегреческая керамика или Древнегреческая вазопись.
Слайд № 5. (Тема урока)
Учитель истории: Какие вопросы вы предлагаете рассмотреть?
Какой она была формы?
Где ее использовали?
Как ее украшали?
Учитель истории: Ответить на все эти вопросы поможет нам учитель изобразительного искусства Людмила Анатольевна.
Учитель ИЗО: Ребята, сегодня на уроке вы не только узнаете много нового о древнегреческой керамике, но и самим побываете в роле мастеров, поработав над созданием своей вазы. Но это будет чуть позже.

III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учитель истории:
Для античного человека, как и для наших предков в керамике объединены усилия 4-х основных элементов мира: земля, вода, огонь и воздух. А процесс лепки изделия воспринимался как творение, ведь недаром на Руси “творением”, “творчеством” называли процесс замеса глины. Какое интересное первоначальное значение у слова “творчество”
Наверное, по – этому, древние греки по-особому относились к профессии гончара. Они считали ее очень почетной. Именно, поэтому, гончарным делом там могли заниматься только свободные люди. Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Сделал это Прометей, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу, она была покровительницей гончаров.
Слайд № 6.
Учитель истории: Вот о чем просили ее гончары:
Ученики:  (хором) Внемли молитвам, Афина,  Десницею печь охраняя.  Дай, чтобы вышли на славу  Горшки и бутылки и миски!  Чтоб обожглись хорошенько  И прибыли дали довольно. 
Учитель истории:
Изготовленная гончарами посуда пользовалась большим спросом.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Служила надгробием.
В Древней Греции существовало много видов керамической посуды. Каждый из них имел своё назначение и название. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Для этого нужно выполнить следующее задание.
Слайд № 7.
(У каждой команды пазлы сосудов. Они должны их собрать и определить по дополнительному материалу как называется этот сосуд и для чего он служил). ( На слайде изображения основных типов сосудов)
Учитель истории:
Представьте, что Вы археологи. Вы нашла черепки керамической посуды. Вам нужно их собрать и пользуясь определителем древнегреческой керамики выяснить какой сосуд Вы собрали для чего его использовали. Для этого вам нужно найти свой сосуд на определителе керамики, прочитать его название и предназначение. Слайд № 8. (план ответа)
Ребята рассказывают о своих находках по плану:
Название сосуда.
Назначение.
На слайде № 8 появляются сосуды и их названия.
Учитель истории:
Посмотрите внимательно на вазы. Что кроме их формы привлекает ваше внимание?
Ученики: (Росписи)
Учитель истории:
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью.
Послушайте стихотворение «Античные вазы» в исполнении ребят.
Ученики:
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)

А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры А это А это
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Учитель истории: Это целые картины. Что служило сюжетами для росписей?
Ученики:
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.
Учитель ИЗО:
Ребята, как бы вы объяснили стремление древних греков так украшать керамическую посуду?
Ученики: Их стремлением к красоте и гармонии.
Учитель ИЗО:
Да, греческая керамика – настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам.
Учитель истории: Но для нас с вами важно и то, что греки через росписи ваз передают нам важную информацию.
Что мы с вами можем узнать из этих росписей?
Ученики: (Чем занимались греки, какая у них была одежда, мебель и т. д.)
Учитель истории:
Другими словами эти росписи помогают больше узнать о жизни и истории древних греков. Вспомните как мы называем то, откуда узнаем историческую информацию?
Ученики: (исторический источник).
Учитель: Вот сейчас мы воспользуемся росписями древнегреческих ваз как историческим источником. По росписям мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, развлечениях.
Слайд № 20.
Физминутка: Перед началом работы нам нужно зарядиться энергией. Представьте, что мы в Греции на берегу Средиземного моря. Плещутся волны: изобразите волну кистями рук. Дует слабый теплый ветерок. Он качает оливковые деревья: покажите, как они качаются справа налево.
Группам раздаются росписи ваз и задания. Затем слушаются выступления групп.
Учитель истории:
Какой мы можем сделать вывод?
Ученики: Росписи греческих ваз содержат много информации о жизни древних греков.

Учитель ИЗО:
Да, греческие вазы много могут рассказать нам об истории греков, но в глаза нам бросается, прежде всего, их красота. Давайте попытаемся создать свои эскизы сосудов в древнегреческом стиле.
Демонстрируются сосуды двух стилей. (слайд)
Рассмотрите сосуды внимательно. Чем они отличаются кроме формы?
Прочитайте материал параграфа 37, стр. 176. (О чернофигурной и краснофигурной керамике).
Определите, к какому стилю относятся эти росписи.
(Слайды с вазами двух )
Орнамент. (Слайд)
Перемена.
А теперь давайте представим себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз вам нужно выбрать, заготовки которых лежат перед вами. Нужно карандашом нанести контур рисунка и расписать изделие одним из двух стиле, с которыми мы познакомились.
К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и продемонстрировать ваш эскиз и рассказать о нем по плану.
1. Название сосуда  2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный)  3. Сюжет
Оценки и рефлексия.








Приложение 1. Раздаточный материал

Определитель древнегреческой керамики

Назначение сосудов:
Амфора - керамический сосуд, предназначенный для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании (туда бросали камешки).
Гидрия – кувшин с тремя ручками: две небольшие горизонтальные  по бокам и одну вертикальную. Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой.
Кратер - большой вместительный керамический сосуд с широким горлом и двумя ручками, служащий для смешивания вина с водой.
Скифос - керамический сосуд, служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
Лекиф - сосуд для хранения масла на низкой ножке с узким горлом, ритуальный сосуд для благовоний, хранения праха усопшего.
Пелика - форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.
Приложение 2
Костюм древних греков
Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Нижней одеждой служил хитон. Была мода на короткие льняные хитоны для мужчин и длинные, доходившие до пят, хитоны для женщин, которые обязательно опоясывались или под грудью или на талии. С Востока в Грецию пришла и верхняя одежда – гиматий - прямоугольной, продолговатой формы плащ, набрасывавшийся таким образом, чтобы он опускался от шеи широкой стороной. Он прикрывал все тело до лодыжек, оставляя свободной правую руку. Чтобы это одеяние не топорщилось, к его нижнему краю прикреплялись кисточки с вшитыми в них свинцовыми шариками. Короткий гиматий греки называли хламидой.

Рис. 1. Женский и мужской хитоны Рис.2. Гиматий

Рис.3. Хламида.
Обувь древних греков – сандалии и кожаные башмаки, которые часто подшивали мехом для тепла. Многие ходили босиком почти все время, особенно дома.
Рис. 4. Сандалии. Рис. 5. Башмаки.

А теперь немного о древнегреческих прическах. У женщин волосы были длинными, обычно зачесанными наверх. В моде были волнистые и кудрявые головки, прическа удерживалась лентами, шарфами, сетками.
А у мужчин волосы могли быть длинными и короткими, иногда перевязанными вокруг головы лентою. Некоторые мужчины носили бороды. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей  наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.













Вооружение
Пешие воины – гоплиты – надевали поверх хитона кирасу из кожи и бронзы. Кираса закрывала туловище обычно до пояса, а от пояса книзу продолжалась сплошным рядом отдельных пластин. Ноги ниже колен защищали бронзовые поножи. Поножи имели форму той части ноги, которую они защищали, т. е. голени. На верхней, закрывающей колено части поножей располагались украшения.
Гоплит имел длинное копье и короткий железный меч. Реже, чем копье, греки использовали лук и стрелы. Малоуважаемым греками оружием была и праща.
Щиты были большими и круглыми, чтобы защитить тело от шеи до колен. Афиняне помечали свои щиты буквой “А” или знаком своей семьи.
Шлемы воинов ковались из бронзы и сверху украшались гребнем из конских волос и султаном. К султанам добавлялись орлиные и другие перья, которые укреплялись по бокам шлема.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1 Древнегреческие гоплиты – тяжеловооруженный пешие воины.






Мебель
Мебель, созданная греками, проста и удобна. Типы мебели немногочисленны: лари-сундуки, столы, табуреты, стулья, ложа (кровати). Столы изготовляли на трех опорах в виде ног крупных или хищных животных. Мебель для сидения была разнообразной.
Известны два типа кресел: более ранняя форма (рис. 1, а) похожа на трон жителей Востока это тяжелое, высокое изделие с дощатыми ножками.
Второй тип кресла легкий элегантный клисмос (рис. 1, б) делали преимущественно для женщин. Широко был распространен трон без спинки с подставкой для ног (рис. 1 в).
Форма складного табурета на Х-образной опоре (рис. 1, г) пришла из Египта. Такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. Мебель для сидения Древней Греции: а кресло дощатой конструкции, б клисмос, в трон без спинки с подставкой для ног, г складной стул с характерными загнутыми внутрь ножками
Кровать-клине (рис. 2) состояла из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках. Клине различаются видами и способами обработки ножек. Сначала клине использовали только для сна и отдыха, а затем и для трапезы. Во время еды люди возлежали на клине, поставленных вокруг низкого стола прямоугольной и круглой формы; столы были переносные. Когда столик был не нужен, его задвигали под клине.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2. Клине.

Развлечения

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. Симпосий.

Любимейшими развлечениями эллинов были пиры, важнейшей частью которых был симпосий - интеллектуальная беседа за кубком вина. Беседа могла касаться важнейших для жителя полиса тем: политики, войны, философии, морали, выборов, цен на урожай и заморские товары.
Часто беседа носила и более развлекательный характер. Участники симпосия могли играть на лире или кифаре, духовом инструменте авлосе декламировать стихи, рассказывать весёлые истории и сплетни, загадывать загадки, для развлечения гостей приглашались акробаты. 
Рис. 2. Авлос. Рис. 3. Кифара.
Кроме симпосия древние греки часто развлекали себя играми. Из рисунков на амфорах и стенах зданий мы знаем, что эллины знали игры, напоминающие современные шахматы и шашки, а также хоккей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Приложения 3.

Рис. 1. Воин, отправляющейся в поход

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2. Симпосий.

Рис. 3

Рис. 4. Ахилл и Аякс играют в кости.



Рис. 5. Орфей играет на лире




Задание группе 1.
Костюм древних греков.
Выберите, те изображения, которые содержат информацию по вашей теме, и выполните задание, используя раздаточный материал.
Вставьте пропущенные слова в тексте.
Нижней одеждой и для женщин и для мужчин служил ____(хитон).
У мужчин они были короткими, а у женщин длинными до пят. Их изображения мы видим на рисунках __, ____ и ___ . (1, 2 и 3)
Женщины всегда их подпоясывали или под грудью, или по талии.
Верхней одеждой, как для мужчин так и для женщин служил прямоугольной, продолговатой формы плащ, который назывался _____. (Гиматий). Изображение этой одежды мы видим на рисунке __. (3)
Коротки плащ назывался - ________. (Хламида) Его изображение мы видим на рисунках ____. (4 и 5)

Задание группе 2.
Вооружение.
Выберите, те изображения, которые содержат информацию по вашей теме, и выполните задание, используя раздаточный материал. Вставьте пропущенные слова в тексте.
Пешие воины – гоплиты – надевали поверх хитона ____(кирасу), которая изготовлялась из кожи и бронзы. Ее изображение мы можем видеть на рисунке ___. (1)
Бронзовые ____(поножи) защищали ноги ниже колена. Гоплит имел длинное копье и короткий железный ___(меч).
Чтобы защитить тело от шеи до колен греческие воины использовали большие и круглые ____ (щиты).
3. Голова воина была защищена _____ (Шлемом). ______ ковались из бронзы и сверху украшались гребнем из конских волос. Иллюстрацией могут служить изображения на рисунках __, __ . (1, 4)
Задание группе 3.
Мебель.
Выберите, те изображения, которые содержат информацию по вашей теме, и выполните задание, используя раздаточный материал. Вставьте пропущенные слова в тексте.
Мебель, у греков была проста и удобна. Элегантное и удобное кресло, которое предназначалось в основном для женщин, называлось _____ (Клисмос).
Широко был распространен трон без спинки с подставкой для ног. Он изображен на рисунке ____. (3)
Во время пиров греки возлежали на кроватях, которые назывались ____ (Клине). Их изображения есть на рисунке___ (2). Они ставились вокруг низкого стола прямоугольной и круглой формы; столы были переносные. Когда столик был не нужен, его задвигали под кровать.

Задание группе 4.
Игры и развлечения.
Выберите, те изображения, которые содержат информацию по вашей теме, и выполните задание, используя раздаточный материал.
Вставьте пропущенные слова в тексте.
Любимейшими развлечениями эллинов были пиры, важнейшей частью которых был _____ (симпосий) - интеллектуальная беседа за кубком вина. Сцена такого пира изображена на рисунке __ . (2)
Во время пиров, их участники часто играли на таких музыкальных струнных инструментах как ___и ___ . (лира и кифара ). На рисунке 5 мы видим изображение ___ (лиры). Звучал и такой духовой инструмент как ___ (авлос). Его изображение можно видеть на рисунке __ (2).
Из рисунков на амфорах мы знаем, что эллины знали игры, напоминающие современные ____ и _____ (шахматы и шашки). Примером может служить роспись на рисунке ____ (4).

Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 8Рисунок 9