Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине


Методическая разработка урока по географии с применением ИКТ
( краеведение)
Тема урока: «ГОРОД НА ДВИНЕ»

Автор: Некрасова Лариса Викторовна
Образовательное учреждение: МБОУ ОГ № 25 Г. Архангельска
Должность: учитель географии
Квалификационная категория: высшая
Класс: шестой
Форма проведения: занятие по краеведению и ИКТ
Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, ручка, цветная бумага, фломастеры, карточки.
Время реализации занятия: 45 минут.
Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация 29 слайдов.Целесообразность использования ИКТ на внеклассном мероприятие:
Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций;
Повышение эффективности усвоения регионального компонента за счёт одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационного материала;
Интенсификация учебно-воспитательного процесса;
Методическая разработка урока с региональным компонентом
Тема: «Город на Двине» (слайд 1)
Цель: расширение кругозора учащихся по Архангельской области, посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов, способствовать повышению интереса учащихся к краеведению, воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных и познавательных умений через коллективно – творческую деятельность.
Задача: (2 слайд)
1. В занимательной игровой форме закрепить знания по краеведению, поощрять коллективную работу учащихся, взаимопонимания.
2. Прививать любовь к своей области, своему региону.
3. Продолжить показывать значимую роль сохранение поморских традиций.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, в классе, развивать коммуникативные способности.
5. Совершенствовать у учащихся навыки коллективно - творческой деятельности.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- индуктивные;
- дедуктивные;
- проблемно-поисковые;
Методы формирования сознания:
- метод воспитательных ситуаций;
- беседа;
- дискуссия;
- пример;
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- анализ жизненных ситуаций;
- создание ситуации успеха;
- создание ситуации новизны;
- познавательная игра;
Ход мероприятия:
Организационный этап (установление позитивного эмоционального контакта)
Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.
3. Актуализациая знаний учащихся о городе, поморских традициях, достопримечательностях.
4. Групповая работа учащихся: ответы на вопросы, решение проблемной ситуации.
5. Дискуссия на тему: «Архангельск - мой город».
6. Динамическая пауза.
7. Обобщение знаний учащихся о городе, выдающихся архангелогородцах, традициях поморского народа.
8. Познавательная игра.
9.Групповая творческая работа (составление северных поговорок и пословиц).
10. Обобщение и выводы по теме: «Город на Двине».
11.Рефлексия.
Прогнозируемые результаты:
1. У учащихся должно сложиться более полное представление о поморских ценностях, традициях, своём городе.
У учащихся закрепится позитивное отношение к достопримечательностям, историческим ценностям Архангельска.
Систематизация краеведческих знаний.
Произойдёт повышение уровня навыков коллективно-творческой деятельности.
У учащихся возникнет желание охранять и защищать окружающую среду своей области.
Воспитать чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Ход мероприятия
Этапы мероприятия Временная реализация
Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности команд к игре. Команда готовит своё приветствие, название, девиз. 5 минут
Проведение игра (актуализация знаний)
I тур «Улицы города Архангельска»
II тур «Персоналии»
III тур «Достопримечательности города» 6 минут
5 минут
8 минут
Физминутка2 минуты
Рефлексия
IV тур «Богатства северного края»
V тур «Поморские пословицы»
VIтур «Северные загадки» 5 минут
3 минуты
6 минут
Подведение итогов и награждение. 5 минут
Итого 45 – минут
Подготовка к игре: в классе формируются команды (численностью 4-5 человека). Каждая команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды.
Этапы реализации мероприятия:
Звучит песня «Архангельск»
Слова и музыка Марии КартушинойАрхангельск - мой город любимый,
Стоит на Двинском берегу.
И каждое утро с рассветом
Я с мамою в садик иду.
Архангельск - мой город родной.
Архангельск красивый такой.
Архангельск, ты в сердце всегда,
И песня моя про тебя.
Идем по широким проспектам,
По улицам тихим идем,
И по тенистому парку
Мы с мамой шагаем вдвоем.
Спешат по Двине теплоходы,
И чайки кружат над волной.
Красив ты в любую погоду,
Всегда я любуюсь тобой.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались на игру, чтобы определить, какая команда достойна звания «Знаток своего края». Мы приветствуем всех участников игры, болельщиков и компетентное жюри. Вы имеете шанс стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. И так мы начинаем игру…
Сегодня у нас соревнуются команды учащихся, поприветствуем друг друга.
Приветствие команд (название команд с поморским, северным уклоном; девиз; капитан команды).
Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. Конкурсы оцениваются по пяти бальной системе.
Как здорово и правильно,
Что среди множества наук,
Мы изучаем краеведение,
Чтоб стал понятен и интересен наш Север всем вокруг!
Игра состоит из следующих туров: (слайд 3)
Улицы города Архангельска.
Персоналии.
Достопримечательности города
Богатство северного края
Поморские пословицы
Северные загадки
Ведущий: Имена улиц любого города это его лицо, живой голос минувшего, история, которая всегда рядом и ежечасно напоминает каждому жителю о деяниях наших предков.
   Поэт Роберт Рождественский справедливо писал в одной из своих поэм:
   В городе сотни дорог,
   Вечность в себе таящих.
   Город всегда диалог
   Прошлого с настоящим.
ТУР № 1 «Улицы города Архангельска» (слайды 4-8)
Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии улиц города и определить их название. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Можно заработать 3 балла.
2 команда
Троицкий проспект
Ул. Логинова
Ул. Урицкого
1 команда

Пр. Московский
Пр. Обводный канал
Ул. Тимме

3 команда
Ул. Поморская
Площадь Ленина
Ул. К. Маркса

4 команда
Ул. Воскресенская
Наб. Северной Двины
Ул. Чумбара - Лучинского
Ведущий: Тому, кто ищет постоянно новое в известном,
Кому без книг на свете жить не интересно, Кому по силам смелые дерзания - Мы посвящаем второе состязание.
ТУР № 2 «Персоналии» (слайд 9 - 14)
Командам нужно узнать портреты выдающихся людей, которые внесли вклад в развитие Архангельска. Та команда, которая быстрее поднимет карточку, отвечает. Каждый правильный ответ 1 балл. За этот тур можно набрать 10 баллов
Портреты:
Иван Грозный
Петр I
Прокопий ГалушинК. П. ГемпМихаил Ломоносов
Федор Абрамов
Степан ПисаховБорис Шергин
Геогрий Седов
Аркадий Гайдар
Ведущий: В нашем городе много достопримечательностей. А знаете ли вы их? Сейчас узнаем и начинаем 3 тур.
ТУР № 3 «Достопримечательности города» (слайд 15 - 19)
Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии и назвать достопримечательностей города. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ.
1 команда 2 команда
Гостинный двор П. Виноградову
Английский танк Петру I
Обелиск Севера Соловецким юнгам
3 группа 4 команда
Тюленю - спасителю С. Писахову
Ломоносову М. В. В. И. Ленину
Сене Малине Петру и ФевронииВедущий: Северный край богат разнообразными природными ресурсами. А знаете ли вы их? Сейчас проверим. Следующий тур, так и называется «Богатство Северного края».
ТУР № 4 «Богатство Северного края» (слайд 20 - 21)
Командам показывают с помощью условных знаков, чем славится поморская земля, в течение 2 минут, они должны определить, условные знаки, записать на карточке и отдать жюри. За каждый правильный ответ 1 балл. Можно заработать 8 баллов.
123 4
5 6 7 8
Ответы: 1. Болото 2. Сосна 3. Реки 4. Нефть 5. Природный газ 6. Торф 7. Поваренная соль 8. Алмазы.

Ведущий: Как по морю, морю Белому, Морю Белому студеному, Разгулялися ветры буйные, Ветры бурю несут, непогодушку…
Земля поморская славиться поговорками и пословицами. Обратимся к народной мудрости. Мы начинаем 5 тур.
ТУР №5 «Поморские пословицы» (слайд 22 - 23)
Предлагает каждой группе, составить пословицы. Выдаются разрезанные карточки, нужно правильно их соединить в течение 2 минут. За правильность 1 балл.
1 группа 2 группа
«Море - горе, а без него вдвое» «Топор теплее шубы греет»
3 группа 4 группа
«В дружной семье всегда теплее» «Велик белый свет, да теплей своего края нет»
Ведущий: А сейчас проверим, как вы умеете отгадывать загадки.
Тур № 6 « Северные загадки» (слайды 24 - 29)
Командам предлагается отгадать загадки, за каждый правильный ответ 1 балл выставляет жюри. Можно набрать 10 баллов.
1.Живёт в лесу работник - 2.Чернокрылый, красногрудый, Лесной носатый плотник (Дятел) И зимой найдёт приют: Не боится он простуды — С первым снегом, Тут как тут! ( Снегирь)
3.Юркий, маленький зверёк, 4.Трав копытами касаясь, С ветки прыг, на ветку скок (Белка) Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко (Лось)
5. Мой белый брат во льдах живёт 6. Я красна, я кисла, И рыбу ест морскую, На болоте я росла
А я люблю пчелиный мед, Дозревала под снежком, И ягоду лесную (Медведь) Ну-ка, кто со мной знаком
(Клюква)
7. Все обходят это место: 8.Чуть дрожит на ветерке Здесь земля, Лента на просторе. Как будто тесто, Узкий кончик - в роднике, Здесь осока, кочки, мхи, А широкий - в море (Река) Нет опоры для ноги (Болото)9. Что летом и зимой, 10. Бьёт копытами «цок-цок»,
В рубахе одной? (Сосна) Снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень,
Это - северный ...
(Олень)
Ведущий: На этом мы завершаем нашу игру «Город на Двине» с надеждой продолжить её в будущем. Ведь очень важно знать и любить свой северный край.
Как сказал великий русский поэт Николай Гумилёв:
Люблю тебя, мой край родной
И не ищу красы иной.
Тебе любовь и силы отдаю
Всего себя, всю жизнь свою
Н. Гумилев.
Итог занятия: Жюри подводит итоги, награждает победителей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеев. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии – Ярославль: «Академия развития», 2004/ (Серия «Расширяем кругозор детей»).
Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154c.
Владимирова Е., Шин С. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2002.
Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 г. – 173 с. – (Учение с увлечением).
География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.
Соловьев. География Кузбасса. Природа.
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ
7. www.zavuch.info/component/mtree/estestvennie/.../vneklasgeogr Крылова О.Н. Патриотическая игра «АТЫ – БАТЫ» (история) – шаблон
8. http://www.liveinternet.ru/users/ganett/post110869426/ Музыка. М. Картушиной слова и музыка - «Архангельск»
9. Анимации – шаблоны.
Приложение
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Максимальное количество баллов – 35 балла.
1. «Улицы города Архангельска» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 3 балла.
2. «Персоналии» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 10 баллов.
3. «Достопримечательности города» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 3 балла.
4. «Богатство Северного края» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 8 баллов.
5. «Поморские пословицы» - 1 балл.
6. «Северные загадки» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.

команды
Улицы города Архангельска
3 балла Персоналии
10 баллов Достопримечательности города
3 балла Богатство северного края
8 баллов Поморские пословицы
1 балл Северные загадки
10 баллов Всего баллов
35 баллов
1 2 3 4 Правила работы в группе:
Доброжелательная и открытая атмосфера в группе.
Участвуя в работе группы, мы можем свободно проявлять своиэмоции, но не причинять вреда другим участникам.
Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.
Мы начинаем речь словом «Я считаю...», «Я думаю...».
Мы высказываемся в круг.
Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участниковгруппы.
Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.
Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.