Конспект интегрированной НОД по региональному компоненту на тему: «Нерпа – чудо Байкала»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №26»
Конспект интегрированной НОД по региональному компоненту на тему: «Нерпа – чудо Байкала»
Выполнила: педагог IIкв. Категории
Тихомирова Ольга Алексеевна
МБДОУ «ДСОВ№26»
Конспект интегрированного занятия по региональному компоненту на тему: «Нерпа – чудо Байкала»
Цель – дать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы для человека. Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания.
Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.
Материал – иллюстрации: нерпы, голомянки, байкальского бычка, человека, логово нерпы. Лимнологический институт. Пластилин, стенки, подставки для работ, клеенки.
Ход занятия
Воспитатель – Встали на дорожке, подравняли ножки! Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего дня и веселого настроения. Молодцы.
Воспитатель – Ребята, а мы с вами продолжаем наше удивительное путешествие по озеру Байкал. Но сначала, давайте вспомним: как называется наша страна? (Россия). Как называется наш город? (Братск). Как называется наш край ? (Сибирь). А как называется наша область? (Иркутская). А подскажите, с помощью чего мы можем узнать, где находится Байкал? (Ответы). На чем можно добраться на озеро? (Ответы). А я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете. Приготовились, полетели.
Физминутка: «Самолёт»
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. («Полетели» как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель – Ну вот, мы и на месте. Присаживайтесь на стульчики. Ой, ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины? (нерпа). Конечно, это нерпа. И сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним чудом Байкала - нерпой. Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпе? (рассказы детей).
Воспитатель – Среда обитания нерпы ограничивается Байкалом, основное место – пелагиаль. Байкальская нерпа – эндемик озера Байкал. Иногда встречается в заливах. Средняя длина тела взрослой нерпы – 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет. Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, скорость движения под водой не превосходит 7-8 км/час. По твердому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Самый опасный враг нерпы – человек. Питанием нерпы служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок).
Половозрелыми нерпы становятся в 3-4 года. Детенышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детенышей. Вес новорожденного до 4 кг. Шкурка детенышей белого цвета. Около 4-6 недель детеныш проводит исключительно внутри логова, питается молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери температура внутри логова достигает +5 градусов Цельсия, в то время, как снаружи стоят морозы. Период кормления заканчивается через 2-2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2-3 месячных, а затем на буро-коричневый – у более старших и взрослых особей. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро скованно льдом, нерпа может дышать только через отдушины – продухи – запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лед когтями передних конечностей. До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И.Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей – Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по Лене, в которую, как и предполагают, был сток из Байкала. По учету сотрудников лимнологического института сибирского отделения Академии Наук России, в настоящее время около 100 тысяч голов. Подсчет ведут разными способами. Наиболее быстрый, но менее достоверный – визуально с самолета, который совершает полеты по определенной сетке маршрутов. Учетчики смотрят в иллюминатор и отмечают каждое замеченное логовище или производят аэрофотоснимки маршрутов и по ним учитывают логовище. А затем уже ведут их пересчет единицы площади на всю акваторию озера. Основу промысла байкальской нерпы составляет ценный мех. Жир, мясо и внутренние органы животных используются ограниченно местным населением.
Воспитатель – Вы, наверное, устали? Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Охотники и нерпа» (Дети делятся на две команды. 2-3 ребенка домик, 2-3 нерпы, остальные охотники. По команде гуляем «нерпа» выходит на прогулку, по команде «охотники» нерпа прячется в домик, а охотники ловят нерпу. Игра проводится 2-3 раза.)
Воспитатель – Отдохнули, молодцы. А сейчас я вас приглашаю за столы слепить из пластилина нерпу.
Итог занятия: Ребята, расскажите, как нерпа приспосабливается жить в воде, на суше зимой и весной?
Когда рождаются детеныши?
Чем питаются новорожденные нерпята? А взрослая нерпа?
Кто самый опасный враг у нерпы?
Как они защищаются от врагов?
Как надо беречь и защищать нерпу и ее детенышей?
Кто отслеживает подсчет нерпы?
Ребята, вы такие молодцы, все запомнили. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский ад. Занимаем свои места в самолете.
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз», делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны дерите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
Воспитатель – Ну вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? (Да). Всем спасибо.