Разработка кейса Правильное питание к уроку окружающего мира


Ковалёва Ольга Германовна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 14»
Г. Соликамск
Кейс «Как правильно питаться» Окружающий мир 3 класс
Цель работы с кейсом: создание условий для развития навыков анализа, умения находить проблему, её причины и пути решения; формирование умения правильно питаться.
Результаты работы с кейсом:
Учебные – формирование умения правильно питаться.
Умение работы с текстом
Освоение методов анализа
Образовательные – как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Появление опыта принятия решений, решения проблем
Повышение уровня коммуникативных умений
Опыт работы в группе
Кейс «Как правильно питаться»
Индивидуальное задание: Прочитай текст и определи, какая проблема возникли у ребёнка, определи её причины.
Лёня – ученик 3 класса. Мальчику уже третий год дают карманные деньги. Все деньги Лёня тратит на жевательные резинки, чипсы, газировку. Больше всего мальчик любит ходить в Макдоналдс. Там он покупает гамбургер, картофель-фри, чизбургер. В школе мальчик не питается с классом, потому что суп и каши он не ест. На переменах он покупает булочки и съедает их быстро и всухомятку, так как в буфете очередь. К сожалению, с каждым годом мальчик учится всё хуже. У него часто болит голова, ему трудно сосредоточится на уроках, он быстро устаёт.
Проблема:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 1 группе
Изучите текст «Рациональное питание», сделайте буклет на эту тему (используя картинки и шаблон буклета)
Рациональное питание
В процессе жизни человек постоянно совершает работу. Для этой работы нужен строительный материал, который можно получить только в результате питания. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в оптимальном количестве и в нужное время. Рациональное питание – это соблюдение трёх основных принципов: 1. Баланс энергии (равновесие между энергией, поступающей из пищи, и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности). 2. Баланс веществ (употребление пищевых веществ: белков, жиров и углеводов в определённых соотношениях, 1:1:4). 3. Режим питания (определённое время приёма пищи и определённое количество пищи при каждом приёме). Первое правило режима питания – регулярность. У человека должна быть выработана привычка есть в определённое время суток, это имеет большое значение для перевариванию пищи. Второе правило режима питания – его дробность в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья. Ребёнку рекомендуется четырёхразовое питание, а именно: завтрак, обед, полдник и ужин. Утро – начало дня, организму нужно запастись энергией надолго, и поэтому на долю завтрака приходится 25% суточного питания. На завтрак обязательно должна быть каша из геркулеса или гречка с молоком. Желательно, чтобы ребёнок съел пару ложек творога, размешанного с фруктами и орехами. Если творога нет, можно приготовить яйцо всмятку или омлет.
Во время обеда ребёнок должен получить 40 – 45 % суточного питания. Обед обязательно должен включать суп, желательно овощной. Желателен салат из свежих овощей. В качестве второго блюда – мясо или птица с овощным или крупяным гарниром. На сладкое – компот или сок. На долю полдника приходится 15 – 20 % суточного питания. В это время ребёнку лучше всего есть что – то творожное – сырники, ватрушки или сырную массу, а также фрукты. Можно побаловать ребёнка печеньем, пирожком или конфеткой. Самые полезные сладости – мармелад, лукум и халва. Вечерняя еда – ужин – даёт 15 – 20 % суточного питания. Желательно есть рыбные блюда, они очень легко усваиваются перед сном. На гарнир подойдёт картофель или рис. Можно вечером обойтись и без мясного – омлетом с овощным гарниром. Хорошо дополнить такой ужин салатом из свежих овощей. Лучший вечерний напиток – кефир.
Задание 2 группе
Прочитайте текст «Состав пищи», заполните таблицу
Состав пищи Для чего служат В каких продуктах содержатся
Белки Жиры Углеводы Витамин А Витамин В Витамин С Витамин D Состав пищи
Наша пища состоит из питательных веществ: белков, жиров и углеводов.Белок - служит основным «строительным материалом» для тела человека. Он нужен, чтобы мы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням. Белки - это пища для мозга. Белки содержатся в твороге, яйцах, мясе, рыбе, горохе.
Жиры - склад еды, топлива, одежды, строительный материал для мозга и нервной системы. Сливочное и растительное масло, маргарин, сметана - дарят нам жиры.
Углеводы являются третьим основным пищевым веществом. Это главный поставщик энергии для тела. Сахар, крахмал, хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты - дарят нам углеводы.
Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.
Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
Витамин А – улучшает зрение. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови.Витамин В – заботиться о пищеварении. Он содержится в хлебе, гречке, мясе, картофеле.
Витамин С – повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,
Витамин D – нужен для укрепления костей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц.
Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.
Задание 3 группе. Прочитайте текст «Полезные и вредные продукты». Исправь ошибки в таблице.
Полезные и вредные продукты
Неправильное отношение к еде приводит к укорачиванию жизни, развитию желудочно-кишечных заболеваний, проблем с сердечно-сосудистой системой, почками, способствует ожирению. Ученые доказали, что разница между самыми вредными и самыми полезными продуктами в том, что первые неизбежно приводят к привыканию. У человека возникает потребность в этих продуктах, он хочет их все больше и больше. К таким продуктам можно отнести: чипсы, сладкие газировки, колбасные изделия, майонез, конфеты и шоколад, фастфуд, пирожное и торты, маргарин, сахар. Надо исключить или стараться есть эти продукты очень редко.
Питаться надо разнообразно. На обед и ужин нужно есть нежирное мясо или птицу. Можно есть 2-3 раза в неделю картофель, крупы -одну порцию в день, макаронные изделия – 2 раза в неделю, фрукты, не более двух порций в день, 3-4 яйца в неделю, 3 чайные ложки мёда в день. Для растущего организма необходим кальций. Поэтому раз в день надо есть молоко и кисломолочные продукты, рыбу. Очень полезно есть овощи. Их можно употреблять в сыром и обработанном виде несколько раз в день.
Очень важно для человека правильно питаться.

Продукты, которые можно употреблять без ограничения
Продукты, которые следует употреблять в ограниченном количестве
Продукты, которые следует исключить или максимально ограничить
Капуста
Салат листовой
Зелень
Птица
Помидоры
Картофель
Чипсы
Перец
Крупы
Кабачки
Мёд
Свёкла
Фасоль стручковая
Шпинат
щавель Мясо
Огурцы
Рыба
Молоко и кисломолочные продукты
Макаронные изделия
Фрукты
Яйца
Майонез
Маргарин
Газировки
Колбасные
изделия
Фастфуд
Морковь
Сахар
Конфеты и шоколад
Пирожное и торты
Баклажаны
Соль
Картинки для буклета