Конспект урока письма и развития речи по теме Склонение имен прилагательных множественного числа


МКОУ «Вачская коррекционная школа-интернат»
План-конспект урока
по письму и развитию речи
в 6 классе
Тема: «Склонение имен прилагательных множественного числа».
(закрепление)
Учитель: Афанасьева Л.Б.
Цель: закрепить умение определять падеж и правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа.
Задачи:
Образовательные:
закреплять алгоритм определения падежа имен прилагательных;
закрепить умение грамотно ставить вопрос к имени прилагательному;
учить применять на практике правило правописания падежных окончаний имен прилагательных.
Развивающие:
корригировать произвольное внимание, зрительное восприятия, мыслительные операции;
развивать орфографическую зоркость;
обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении заданий.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, солнышко с лучиками, опорные таблицы.
Ход урока
Организационный момент.- Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение, а также гостям, которые присутствуют сегодня на нашем уроке.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Сообщение темы.
- Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на нашем уроке, выполним задания.
«Разгадай слово» (учащиеся получают карточки)
- Перед вами квадрат букв, зачеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв составьте слово.
С В Е Н А1453515613410О
О
14535151289685ЮЮ10725151289685А
А
7105651289685РР3486151289685Л
Л
57151289685Т
Т
1453515937260Я
Я
1072515937260РР710565937260Я
Я
348615937260Ь
Ь
5715937260Н
Н
1072515613410Ь
Ь
710565613410Е
Е
348615613410М
М
5715613410К
К
1453515289560М
М
1072515289560Б
Б
710565289560Т
Т
348615289560ЮЮ5715289560В
В
1453515-43815Л
00Л
1072515-43815К
К
710565-43815С
С
348615-43815О
О
5715-43815Б
Б

ВЕСНА

Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам спешит… весна
«Найди пару»
- Перед вами имена существительные, которые относятся к теме «Весна» (на доске). Прочитаем их по одному по цепочке:
лучи
ветры
облака
подснежники
ручьи
проталины
почки
- У каждого из вас на парте имя прилагательное. Подумайте, к какому существительному оно подходит. Прикрепите своё прилагательное к существительному (учащиеся прикрепляют на магнитную доску и читают своё словосочетание).
солнечныелучи
тёплыеветры
пушистыеоблака
нежныеподснежники
звонкиеручьи
тёмныепроталины
клейкиепочки
- На какой вопрос отвечают все прилагательные?
- Какие все эти имена прилагательные?
- Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о весне и повторим и закрепим склонение имен прилагательных множественного числа.
Работа над темой.
Беседа о марте.
- Какой первый месяц весны?
- Март (слайд №1)
Наши предки называли этот месяц зимобор, так как весна борется с зимой, протальник, капельник – из-за таяния снегов. Март – время прилета птиц, поэтому его называли еще «грачевником». (слайд №2) (учащиеся сами пытаются объяснить значение слов)
Составление предложения.
- Давайте составим предложение про грачей, расставив в правильном порядке слова: (слайд№2)
Из, чёрные, краёв, грачи, тёплых, возвращаются.
(один ученик записывает предложение на доске)
Из тёплых краёв возвращаются чёрные грачи.
- Найти имена прилагательные множественного числа, определить падеж, выделить окончание.
Р.п. чего? И.п. кто?
Из тёплых краёв возвращаются чёрные грачи.
«Найди слово»
- Среди букв отыщите два слова - имена существительные.
АКДСЕЛЕЖИАНОГРИСМЕДВЕДИВАНТЖЮДАТРОЧАН
- А что происходит с этими животными с приходом весны?
Рассказ учителя о пробуждении ежей. (слайд № 3)
С наступлением весны, ежи продолжают спать до тех пор, пока ночные заморозки полностью прекратятся. А дневная температура воздуха будет превышать 15 градусов. Как только температура воздуха становится комфортной, ежи начинают выбираться из своих норок и набираться сил, кушая все, что только могут найти. Весной ежи очень истощенны, после долгого сна, и поэтому в первое время их можно часто встретить даже в дневное время суток.  
Физминутка.
Просыпается цветок,
Тянет к солнцу лепесток.
И от ветра он качается,
Низко, низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается.
«Найди ошибки»
Учащиеся получают карточки с текстом, в котором в окончаниях прилагательных допущены ошибки. Необходимо их найти и объяснить правописание окончаний прилагательных.
Проснулся ёж, вылез из прошлогодние листьев.
Отощал зверёк.
Ранних сумерками отправился ёж на охоту.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имен прилагательных? (задать вопрос)
Листьев (каких?) прошлогодних
Сумерками (какими?) ранними.
Рассказ учителя о медведице. (слайд №4)
После зимней спячки выходят из своих берлог и медведи. А медведица выходит не одна, а с родившимися ещё зимой медвежатами. Забота о воспитании медвежат ложится на плечи медведицы, и она бережет своих детенышей как зеницу ока. Еще одну зиму медвежата проводят в берлоге вместе с мамой. Ну а на следующий год им приходится искать собственную берлогу, так как у медведицы появятся новые крошечные детки.
Самостоятельная работа учащихся.
Карточки с заданием.
Вариант 1.
Списать, вставив пропущенные окончания.
Определить падеж.
Медведица вывела маленьк… медвежат на первую прогулку.
На поляне весело играют смешн…, неуклюж… медвежата.
Стройн… косяками возвращаются птицы.
Побежали по лесн… кочкам хлопотливые муравьи.
Вариант 2.
Списать, определить падеж выделенных
имен прилагательных.
Медведица вывела маленьких медвежат на первую прогулку.
На поляне весело играют смешные, неуклюжие медвежата.
Стройными косяками возвращаются птицы.
Побежали по лесным кочкам хлопотливые муравьи.
Рефлексия.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.