Сладкие блюда и десерты


Схема конспекта урока

Тема урока: Сладкие блюда и десерты.
Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
I.Оргмомент. ( Цель: Организовать учащихся, настроить на работу на уроке, проверка готовности.
Учащиеся должны уметь организовываться на эффективную работу на уроке. Информационно-развивающие методы (организация слушания и восприятия информации).
1.Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас.
Спрашиваю дежурных, кто отсутствует, отмечаю в журнале; проверяю готовность учащихся
к занятию. 2 мин.
2.Постановка целей урока. ( Цель: Активизация знаний учащихся по теме урока.
Метод: предвосхищение (догадка) на основе полученной информации. Мотивация учащихся на усвоение новых знании. Учащиеся должны уметь самостоятельно ставить цели урока.) Учитель :- А вот тему сегодняшнего урока вы мне подскажете сами.
- Закройте глаза. Вытяните руки вперед
- Что у вас в руках?
Учащиеся:
-Сладости.
-Какую роль играют сладкие продукты в питании человека?
Учитель :-Итак, о чем на уроке пойдет речь?
- Как будет звучать тема нашего урока?
Учащиеся:
(Называют тему урока)
- Сладкие блюда , десерты.
Учитель: (обобщение темы)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со значением сладких блюд в питании человека, с их
ассортиментом и классификацией, технологическими способами их приготовления сладких блюд,
уделив больше внимания блюдам из свежих фруктов.
3 мин.
- Узнаем пользу или вред наносят они организму человека.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. II.Проверка домашнего задания. ( Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке. Методы и приёмы работы: словесные- дискуссия. беседа; форма организации учебной деятельности обучающихся - фронтальная, индивидуальная.
Формулирую вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме пройденного урока.
Учащиеся должны включиться в деловой ритм урока; готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, отвечают на вопросы.)Опрос учащихся по вопросам:
- Как классифицируются фрукты и ягоды?
- В чем состоит пищевая ценность ягод и фруктов?
- Расскажите об условиях хранения фруктов и ягод?
- Как правильно подготовить фрукты и ягоды для тепловой обработки? 5-7 мин.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; III. Изучение нового материала. (Цель: ознакомить со значением сладких блюд в питании человека, с ассортиментом и классификацией сладких блюд, способами их приготовления, с правильной подготовкой продуктов, необходимых для приготовления сладких блюд, учить способам приготовления сладких блюд,обобщить и систематизировать знания о пользе и вреде сладких блюд.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесный, наглядный (демонстрация, презентация в программе Power Point), дифференцированный, частично-поисковый, исследовательский, эвристический, креативный, здоровьесберегающие, ИКТ и медиаобразовательные приемы.)-1.От истории до современности Приложение – слайд№3
Сладкое блюдо обычно завершает процесс еды, вызывая чувство удовлетворения, насыщения.Основу всех сладких блюд составляет сахар — один из важнейших пищевых продуктов человека. Производство сахара началось в древней Индии, а в Европу он попал в VII веке, завезенный сюда арабами. Многие называли его каменным медом или индийской солью. Первые сахарные заводы в России возникли при Петре I. Сырьем для них служил сахарный тростник — тропическое растение, корневища которого содержат до 45% сахара. В начале XVIII века был обнаружен сахар в свекле, но только почти через столетие началась выработка из нее сахара. Обычай заканчивать трапезу десертом появился в Европе только в 19 веке, вместе с ростом производства сахара. До этого сладости были привилегией богатых и появлялись на столе простолюдинов только по праздникам. Отсюда происходит обычай уделять большое внимание украшению десертов, ведь праздничное блюдо должно выглядеть впечатляюще.

- Когда мы слышим слово «десерт», что мы воображаем?
-Нечто очень аппетитное и сладкое.
На самом деле, десерт – это более широкое понятие, происходящее от древне-французского desservir (убирать со стола).
Словарная работа: ДЕСЕРТ -а, м. Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда
Приложение – слайд№4
Сладкие фрукты и мед были первыми общедоступными десертами. Множество сладких блюд появились на основе натуральных подсластителей, которые позже были заменены сахаром. Те сладости, что мы имеем сегодня, далеки от оригинальных блюд по вкусу, питательной ценности и содержанию витаминов. Большинство сегодняшних десертов – богатые источники глюкозы. Они успешно борются с чувством голода, придают силы, стимулируют работу мозга и повышают настроение. Однако, не следует баловать себя сладким каждый день, особенно если Ваш образ жизни нельзя назвать активным.
2. Характеристика и классификация сладких блюд – основы рационального питания.
Сладкие блюда являются источником легкоусвояемых углеводов - сахаров. Однако за счет сахаров должна покрываться только третья часть потребности человека в углеводах, а остальная – за счет крахмала. Сладкие блюда, имеющие огромнейший ассортимент, не только вкусны, но и довольно питательны.
- Как вы думаете, в чем заключается питательность ? (ответы учащихся)
Кроме значительного количества Сахаров, некоторые из них (сливочное мороженое, кремы) богаты жирами, а такие, как творожный пудинг, воздушные пироги (суфле) — белками. При усвоении организмом («сгорании») каждый грамм сахара дает 4,1 большой калории тепла. Как углерод он способствует лучшему усвоению жиров. Вот почему не следует злоупотреблять сладостями. Потребление более 100 г в день сахара может вызвать нарушение в обмене веществ, привести к излишней полноте, ожирению.
- Что можно использовать для приготовления сладких блюд?
( ответы учащихся)
Для приготовления многих сладких блюд используются свежие фрукты и ягоды, благодаря чему эти блюда содержат много витаминов и минеральных солей. Кальций в значительном количестве содержится в цитрусовых, ежевике, малине, землянике. Железом богаты красная смородина, малина, ежевика, черника, виноград. Особенно ценны свежие плоды наличием витаминов А, В1 С, Р.Неправильная обработка и варка могут снизить их витаминную ценность. Поэтому не следует хранить длительное время очищенные и нарезанные плоды. Необходимо следить, чтобы они не соприкасались с железной или медной посудой, не переваривать кушанье.
Сладкие блюда делятся на холодные и горячие. Самыми распространенными являются компоты, кисели, пудинги, желе, муссы, свежие и бысторозамороженные фрукты и ягоды.
Мусс (фр. Mousse, пена) — сладкое десертное блюдо. Относится к французской кухне. Приготавливается из ароматического основания (фруктового или ягодного сока, пюре, шоколада, кофе, какао и др.), пищевых веществ, способствующих образованию и фиксации пенистого состояния мусса (яичные белки, желатин, агар), а также пищевых веществ придающих блюду сладкий вкус или усиливающих его (сахар, сахарин, мёд, патока). Иногда вместо яичных белков и желатина используется заменитель в виде манной крупы, которая способна хорошо разбухать и обладает клеющими свойствами, что позволяет приблизительно имитировать необходимое состояние блюда.
Самбук – разновидность мусса. Застывшее фруктовое пюре с сахаром и яичным белком. Консистенция у самбука более плотная, чем у мусса.
Кремы чаще всего готовят из густых сливок или сметаны. В состав крема могут входить Желатин, яйца, молоко, сахар, ягоды, орехи, шоколад и др. Взбитую смесь разливают в порционные формы и охлаждают.
К легкоусвояемым сладким блюдам относятся всевозможные пудинги, запеканки, шарлотки, свежие, вареные, запеченные фрукты под сладким соусом.
Стало привычным включать в меню праздничного стола мороженое.
Суфле- фруктовое пюре с добавлением взбитых яичных белков , сахара и т.д. выпекается в духовке. Приложение – слайд№4
Желе – готовят из ягод, фруктов, сиропов, с добавлением желатина.
Требования к качеству блюд
Качество оценивается по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции.
Для использования в натуральном виде выбирают плоды и ягоды хорошо созревшие и доброкачественные.
Компоты должны быть прозрачными. Плоды и ягоды целые или нарезанные дольками, ломтиками. При подаче фрукты должны занимать 2/3 или 1/4 части объёма стакана.
Кисели – однородные, без комков, без плёнки.
Желе – имеет студнеобразную консистенцию. Фрукты выложены в виде рисунка.
Мусс – мелкопористый, нежный, пышный. Дефект – слой желе в нижней части.
Пудинги – с румяной корочкой, однородной массы.
Свежие фрукты и ягоды хранят промытыми и обсушенными в холодильнике при Т = 0…6*С. Холодные блюда хранят в течение суток.
15-17 мин.
Приложение – слайд№4
4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. IV. Закрепление учебного материала. ( Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, эвристический, проектный. Должны знать ассортимент сладких блюд и технология приготовления холодных блюд из фруктов и других продуктов , воспитание и развитие качеств группового взаимодействия.
1. Работа по учебнику.
Учащиеся по учебнику изучают технологическую последовательность приготовления мусса яблочного, по окончании отвечают на вопросы:
- Из каких продуктов будет приготовлен мусс?
- Назовите последовательность приготовления мусса?
- Почему необходимо сначала охладить массу, а затем взбить ее?
- Как можно украсить мусс? 5- 7 мин.
2. Работа в группах.
самостоятельная работа, работа в группах по технологической карте

Производственная ситуация.
Задача: на производстве в наличии следующее сырье. Какие блюда можно приготовить из этого сырья?
Сырье: сахар, лимонная кислота, желатин, крахмал, яйца, клюква, яблоки свежие, корица, жир, молоко, сметана, мука.Эталон ответов:
1) кисель клюквенный
2) кисель яблочный
3) желе клюквенное
4) желе яблочное
5) желе многослойное
6) мусс яблочный
7) мусс клюквенный
8) самбук яблочный
9) шарлотка с яблоками
10) яблоки запеченные
11) яблоки в тесте жаренные. 5 мин.
5. Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. V. Заключительный этап . (Цель: дать анализ результатов, достигнутых целей и задач урока, Методы: словесные (дискуссия, беседа), репродуктивные, информационно-развивающие (создание благоприятной обстановки). . Учащиеся должны уметь проводить анализ, проделанной работе, знать критерий оценок.)
1. Итог урока.
Анализ результатов, достигнутых целей и задач урока, выставление отметок.
2.Домашнее задание.
- § 8 (стр. 32-35),
- опережающее задание: подготовить сообщения « Сервировка стола для подачи десертов»
« Из истории салфеток» 2-3 мин.
- Урок окончен, до свидания.