Урок русского языка в 4 классеТема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Обобщение».

Класс: 4 «А»
Учитель Сергеева Елена Дмитриевна
Урок русского языка.
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Обобщение».
Цели:
1) обобщить знания о правописании окончаний имён существительных
единственного и множественного числа.
развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, электронная презентация.






I. ОPГ.MОМЕНТ
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? Слайд-2 «Мудрым никто не родился, а научился»
-Как вы понимаете эту пословицу?
II. Актуализация знаний. Слайд 3
- Какую тему изучаем? (Имя существительное)
Что такое имя существительное? (Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
Слайд 4
1. Определить падеж существительного.
2. Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном
падеже.
4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)
2.Чистописание Слайд 6
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
- Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.
Слайд 7
Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:
Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)
3. Сообщение темы урока и постановка целей.
- Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается.
Слайд 8
- Вернёмся к слайду о написании безударных окончаний имён существительных. Шаг 4.
-Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)
- Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.
Слайд 9
Внимание!
- Выведем тему урока.
Физкультминутка для глаз. Слайд 16
2) Работа в парах
Слайд 15 Игра «Найди свою пару» Друзья познаются потех . час
Азбука - к мудрост . в бед .
Своя земля тен . боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . мила
Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения,
запишите их, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельная работа учащихся в парах.) Проверка. Слайд 16
Отвечают: 1 - зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки)
Азбука - к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька. Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.
Слайд 17.
3) Работа с деформированным текстом. Учитель: - Какое время года наступило? Дети: - Зима. Слайд 18.
Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием, опушились, иней, деревья, блестящим
Слайд 19.
(Письмо с комментированием)
Дети: -Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.) Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой? Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Учитель: - Где нельзя кататься на санках?
Слайд 20. Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.
7. Домашнее задание: Слайд 21.
с. 131, упр. 131
8. Рефлексия Слайд 22.
Я сегодня на уроке учился
Я работал с настроением.
Я доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда .
(Ответы детей)
Оценки за урок Слайд 23.

15