Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Д.Хармс А вы знаете?


Предмет литературное чтение 2класс УМК «Школа России», «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Тема: Даниил Хармс «Вы знаете?»
Планируемые результаты:
-предметные: создать условия для ознакомления со стихотворением Д.Хармса; способствовать развитию навыка чтения по ролям.
-личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе; развитие самостоятельности, развитие внимания; наблюдают, делают выводы.
-метапредметные:
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, структурирование знаний: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать; уметь формулировать собственное мнение и позицию; владеть диалогической формой речи.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки для игры в «слова».
Технологическая карта урока
Этап урока Ход урока Планируемые результаты оборудование
I.Мотивация к учебной деятельности. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
(Класс заранее разделён на три группы)
- Что необычного вы заметили на уроке? (Сидим не так, как всегда)
- Правильно вы сидите, сегодня необычно, так как сегодня весь урок вы будете работать в группах.
К.- планируют учебное сотрудничество.
Л.- наблюдают, делают выводы.
П.- осуществляют логические действия. II. Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания.
- Ребята, с каким произведением Даниила Хармса вы познакомились на прошлом уроке? (стихотворение « Игра»).
- Что необычного в этом произведении? (Необычная игра детей)
- На доске спрятались звукоподражающие слова, которые встречались в этом стихотворении. Давайте вспомним их. Что имел в виду автор, когда их писал? (Дети имитируют звуки машины, самолета и парохода во время игры).
- Кто играл, во что и как? (Петька - автомобиль, Васька - почтовый пароход, Мишка – советский самолет).
- Зачем автор повторяет слова, строки, а иногда даже целые отрывки текста? ( Он тоже играет, только со словами).
-Какой мы выберем ритм для чтения это стихотворения? (быстрый)
- Почему? (дети бегают, игра подвижная и т.д.)
Проверяю чтение у учащихся.
2.Речевая разминка.
Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.
- Прочитайте шёпотом, грустно, дружно и радостно.
- Что нужно, чтобы работать дружно? Р. - постановка учебной задачи .П.- постановка и решение проблемы;
Л.- развитие внимания; наблюдают, делают выводы.
К.- формулируют собственное мнение. Интерактивная доска
III. Постановка цели урока. - Мы прочитали стихотворение Д.Хармса «Игра», в котором увидели игры детей того времени, в которое было написано это произведение.
- Интересно, а в какие игры играете вы? (ответы детей)
- А сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Д. Хармса.
-Прежде чем начать работу, давайте определим критерии, по которым каждый будет себя оценивать в конце урока (варианты детей)
- А для начала поиграем в любимую игру Д.Хармса - игру «со словами».
Работа в группах. Игра «со словами»
- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы.
- А помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных строк).
- У каждой группы на столе лежит карточка . Ваша задача прочитать и вписать недостающие слова. А мы проверим, что у вас получится.
Карточка 1
Я захотел устроить бал,
И гостей к себе _____________
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _____________
Карточка 2
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не ____________
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ____________
Карточка 3
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ___________
Когда же гости подошли,
То даже крошек __________
(Проверка результата).
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место дружно сесть.
Семь, восемь- лень отбросим. П.- устанавливают аналогии, обобщают.
Р.- сохраняют учебные задачи.
К.- строят монологическое высказывание , учитывать разные мнения, умение сотрудничать.
Л.- наблюдают, делают выводы, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе. IV. Работа по теме урока. 1.Знакомство с произведением.
- Давайте посмотрим на новое для нас произведение Д.Хармса. Автор не дал ему название. Почему? (Чтобы мы сами решили, как его озаглавить).
- Конечно. А мы можем это сейчас сделать? (Нет, для этого мы должны его прочитать).
- Предлагаю всем сначала послушать чтение произведения в записи (включаю аудиозапись).
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Как вы представляете себе ситуацию, которая описана в стихотворении? (Один мальчик стоит напротив группы детей и рассказывает им небылицы, а они кричат, удивляются и не верят ему)
-Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки в конце предложения.
- Что вы можете сказать о них? (Встречаются и восклицательные и вопросительные знаки в конце предложения)
- С какой интонацией будем читать предложение, в конце которого стоит восклицательный знак? (с восклицательной)- С какой интонацией будем читать предложение, в конце которого стоит вопросительный знак? (с вопросительной)- В тексте встречаются сложные слова, давайте вместе их сначала разберем.
Словарная работа
не-сом-нен-но на-у-чи-ли-сяздоро-вен-ный яст-ре-бы
е-рун-да ча-со-вой
соба-ки-пус-то-лай-ки с заря-жен-ным ружь-ем(Слова напечатаны на доске, дети читают медленно вполголоса, затем целыми словами)
Чтение стихотворения детьми (читает каждая группа)
2.Работа с текстом.
- Как нам лучше назвать главного героя? (ответы детей)
- Отличается ли ложь от фантазии? Чем? (ответы детей)
- Давайте все-таки остановимся на одном варианте ответа. Ложь- это целенаправленное действие, а фантазия не имеет злого умысла. Мы и так знаем, солнце – это не колесо и т.д.
- Зачем автор использует повторы слов? (Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько).
- Какое настроение хотел передать нам автор?
- Получилось у него это?
- Подберите название произведению?
-Есть ли здесь концовка?
- Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию?
Сейчас вы попробуете это сделать.
П.- осуществляют логические действия, используют новые знания для решения поставленной задачи.
Р.- контролируют свои действия.
К.- строят монологическое высказывание , учитывать разные мнения, умение сотрудничать.
Л.- наблюдают, делают выводы, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе. Интерактивная доска
V.Закрепление знаний и способов действий. Работа в группе «Инсценировка».
- Вы должны распределить роли и отрепетировать и подготовить выступление.
- Какие слова можно читать хором?
- А можно ли вчетвером читать построчно ответ фантазёру- каждый одну строчку?
(Каждая группа готовит инсценировку своего отрывка.)
Инсценировка. Представление групп. П.- используют новые знания для решения поставленной задачи .Р.- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролируют свои действия и действия партнёра, оценивают собственную деятельность.
К.- умеют сотрудничать, учитывают разные мнения.
Л.- сотрудничают со сверстниками при работе в группе, умеют наблюдать и делать выводы. VI. Рефлексия учебной деятельности. - Какое настроение создают стихи Д. Хармса?
- Хочется ли вам познакомиться с другими его произведениями?
- Познакомиться с другими произведениями Д. Хармса вы можете в хрестоматии для чтения в начальной школе «Соловушка», а также в с книгах и журналах , которые вы видите на слайде.
- Наш урок подходит к концу. Достигли ли мы цели поставленной в начале урока?
- Дружно ли работали? Выразительно ли читали?
Работа в группе: «Незаконченное предложение»
- Работая в группе, закончите предложения.
Сегодня на уроке мы узнали…
Сегодня на уроке мы поняли…
Сегодня на уроке мы научились…
Сегодня на уроке мы запомнили…
Сегодня на уроке нам понравилось…
Выступление групп.
Домашнее задание:
Придумать концовку стихотворения. Р.- осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
К.- строят монологическое высказывание.
Л.- сотрудничают со сверстниками , умеют наблюдать и делать выводы. Интерактивная доска
Литература:
1.Технологические карты уроков литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» компакт-диск.
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой. ФГОС Кутявина С.В.
3.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий