Урок чтения во 2 классе Д.Хармс Игра


Урок литературного чтения
во 2 классе
Д.Хармс « Игра»

Учитель начальных классов
Артюхова Ирина Александровна
Тема: Д. Хармс «Игра».
Цели: познакомить учащихся с журналами для детей 1920-1940-х гг.; рассказать о Д.Хармсе, его творчестве; развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, интерес к чтению, внимание к авторскому слову.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме
Оборудование: выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; диск «Электронное приложение к уроку»(аудиозапись стихотворения Д.Хармса «Игра»).
.

Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Улыбнитесь, 2 класс!
Урок чтения у нас.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
2.Речевая разминка
-Прочитайте скороговорку
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
- Прочитайте с разной интонацией.
3.Введение в тему урока.
– Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. Какие журналы вы видели, читали?
- Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки читали журналы «Чиж» и « Ёж»? Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы можем прочесть. Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами. Одним из авторов, который печатался в этих журналах был Даниил Хармс. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.
4. Работа по теме урока.
А) Рассказ о Д.Хармсе подготовленных учащихся.
Краткая биография.
Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия- родился в Петербурге в семье дворянина –народовольца. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился , свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках.
ХАРМС- так впервые он в 1922 году(17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть»., по франц. обозначает «шарм».
После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения печатались в детских журналах тех лет.
-С каким произведением мы познакомимся, узнаем после того как отдохнём.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы над темой урока.
Первичное восприятие стихотворения
а) слушание аудиозаписи стихотворения. (СД-диск «Электронное приложениеб)первичная проверка понимания
- Понравилось ли вам стихотворение Д.Хармса?
- Оправдались ли ваши ожидания относительно его стихотворения?
А теперь сами попробуйте прочитать про себя или шепотом выразительно.
-Что значит «по панели»?( по тротуару).
-Какие слова вызвали затруднения при чтении? –Давайте поучимся их читать.
(«разойдитесь», «сторонитесь», панель (нэ).-Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда их писал?
- Кто играл и во что?
-А вы так играете?
-Что помешало игре?
-Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда целые отрывки?
-Почему каждое слово с новой строки
Чтение стихотворения вслух (цепочкой)
7.Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите?
(На доске «Лесенка».)
8. Итог урока
-С каким писателем мы познакомились на уроке?
-Как называлось его произведение?
-К какому жанру оно относится?
9. Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения