Технологическая карта урока по ФГОС Имя числительное, как часть речи


-569772-2897500Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Урок русского языка в 6 классе
ТЕМА «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Выполнил: Саморенова Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей №34»,
слушатель курсов № 22-в
Проверил: Перова Т. Ю., заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Новокузнецк, 2017
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Класс: 6
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели

Цель учителя: формировать умение отличать числительные от других частей речи по его грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам, совершенствовать умение извлекать информацию из текста.
Цель учащихся: научиться отличать числительные от других частей речи по его грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам, совершенствовать умение извлекать информацию из текста.
Планируемые результаты:
Личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию; объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей
Метапредметные:
Р.: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
высказывать предположения на основе наблюдений; определять и формулировать цель деятельности; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
П.: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
К.: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные: анализировать и характеризовать грамматическое значение, синтаксические и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества.
Дидактическая структура
урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Предметные
результаты
Актуализация опорных знаний Расставляют ударение в словах, вспоминают, что такое орфоэпия.
Разминают пальцы рук. Повторяют части речи.
Отвечают на вопрос. Выдвигают гипотезы
Слушают текст. Отвечают на вопросы.
Слушают текст. Выписывают имена числительные. Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь Организует деятельность учащихся по выполнению задания
Организует совместную работу (хором)
Организует деятельность учащихся по выполнению задания
Читает текст. Задаёт вопросы.
Читает текст. Задаёт вопросы.
Организует деятельность учащихся по выполнению задания Записывает тему на доску. 1.Орфоэпческая пятиминутка.
Прочитайте слова правильно ( слова написаны на доске):
Красивее, украинский, удобнее, свободнее, языковое чутьё, языковая колбаса, кухонный, переводной.
2.Физкультминутка
Сделайте зарядку для пальцев, перечисляя все части речи.
3. Постановка проблемного вопроса.
- Какая часть речи обслуживает два школьных предмета и может менять свой облик?
4. Первое чтение текста. (См. приложение)
Послушайте отрывок из книги Ф.Д.Кривина, ответьте на вопросы.
- Какие из перечисленных имён вам знакомы?
- Что вы знаете об этих людях?
- Почему Пушкин беспокоился о судьбе языка?
- Стоит ли переживать за судьбу языка? Почему?
- Какие имена числительные вы услышали в отрывке? Прослушайте текст ещё раз и запишите их в тетрадь.
5. Повторное чтение текста. Сверяем ответы (они записаны на доске цифрами)
- Скажите, имена числительные ли я записала на доске? Почему? А как записали вы?
6. Формулировка темы и постановка целей урока.учащимися.
- А теперь давайте запишем тему урока и сформулируем наши цели. Л.: Стремиться к речевому самосовершенствованию.
П.: Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Л.: Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей
П.: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Р.: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Р.: Высказывать предположения на основе наблюдений.
Р.: Определять и формулировать цель деятельности
Открытие нового знания. Записывают предложения по диктовку. Определяют синтаксическую роль числительных. Делают вывод.
Читают материал параграфа, осуществляют поиск информации.
Систематизируют полученную информацию. Объясняет задание. Диктует текст. Контролирует правильность выполнения задания. Помогает сделать вывод (задаёт наводящие вопросы по необходимости)
Организует деятельность учащихся по выполнению задания
Задаёт вопросы.
Организует деятельность учащихся по выполнению задания 1. Синтаксический разбор предложений. (См. приложение №2)
Запись предложений под диктовку (у доски один ученик)
- Разберите первое предложение по членам предложения, надпишите части речи.
- В остальных предложениях подчеркните имена числительные как члены предложения.
- Сделайте вывод о синтаксической роли имени числительного.
3. Работа с теоретическим материалом учебника.
- Прочитайте самостоятельно материал параграфа 108, найдите новую для вас информацию о числительном.
- Что нового вы узнали?
4. Работа с таблицей.
- Заполните таблицу, данную в упражнении 459, своими примерами. Запишите её в справочники. П.: Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
П.: Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
П.: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
П.: Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Закрепление нового материала Сообща решают лингвистическую задачу.
Проверяют себя и других. Объясняет задание, организует деятельность учащихся по выполнению задания в группах
Контролирует правильность выполнения. 1.Работая в группах по 4-5 человек, выполнить упражнение 460 (Распределить слова, имеющие корень со значением числа по пяти колонкам: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные)
2. Проверка. Каждая группа читает слова одной части речи. К.: Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
К.: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
К.: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
П.: Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- относить объекты к известным понятиям.
Контроль Применяя полученные на уроке знания, решают лингвистическую задачу
Самостоятельно составляют лингвистическую задачу. Организует деятельность учащихся по выполнению задания
Проверяет правильность.
Организует деятельность учащихся по выполнению задания
. Найдите четвёртое лишнее слово, объясните свой выбор. Слова написаны на доске:
Пятёрка, пятиэтажный, пять, пятилетка.
Семь, семьдесят семь, семь восьмых, седьмой.
- Придумайте и запишите свой вариант четвёрки слов с одним лишним (слова зачитывают вслух 2-3 ученика, остальные определяют лишнее слово, аргументируют свой выбор). П.: Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
Рефлексия Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. Задаёт вопросы. Объясняет, как выполнить самооценку. Решение проблемного вопроса.
- Как вы можете ответить на проставленный в начале урока вопрос?
- Ваши версии подтвердились?
- Как всё-таки правильно нужно было записать имена числительные из текста?
- А теперь самостоятельно оцените свою работу на уроке (по технологии оценивания «Линейка по Г. Цукерман» - оценка без отметки, критерии учащиеся знают, такая работа проводится регулярно) Р.: Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Домашнее задание Записывают домашнее задание. Слушают объяснение учителя. Организует деятельность учащихся по выбору и записи домашнего задания
Объясняет, как правильно его выполнить. Выполнить задание ( задания) на выбор:
Написать миниатюру: «Что было бы, если бы исчезли числительные?» (высокий уровень)
Написать названия художественных произведений, содержащих имена числительные, укажите их авторов.
Записать 5-6 пословиц с числительными. Приложение
«Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению», - писал Пушкин в 1836 году. Достоевскому было 15 лет, Островскому – 13, Салтыкову-Щедрину – 10, Льву Толстому – шутка сказать: Льву Толстому! – всего-навсего 8 лет… Русский язык был на подъёме, но тревожному взгляду Пушкина казалось, что он клонится к падению.