Технологическая карта урока на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)


Тема: Имя числительное как часть речи
Предмет: русский язык
Класс: 6
Технология: урок с применением проблемного обучения
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма занятия: учебный диалог
Цели:
Образовательные:
- Создание условий для самостоятельного формулирования определения имени числительного, освоения его грамматических признаков и синтаксической роли в предложении;
- «Открытие» приёма различия имен числительных от других частей речи;
Развивающие:
-Развитие познавательного интереса к предмету;
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе;
- Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в группе.
Задачи:
Вырабатывать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых;
Развивать навыки различать числительные и однокоренные слова других частей речи;
Развивать навыки внимательности и наблюдательности при работе с языковым материалом.
Развивать навыки работы с разными типами заданий (работа с учебником, работа с карточками, сопоставление лексических понятий, составление рассказа по данной схеме).
Расширять словарный запас учащихся, активизировать мыслительную деятельность при работе с пословицами.
Межпредметные связи: русский язык, история, математика
Оборудование: проектор, презентационный материал, печатные задания для работы в группе.
Формы работы: групповая, коллективная
Методические приёмы: прием «удивления», «корзина идей», подводящий диалог, работа с кластерами, предположение по ключевым словам.
Технологическая карта урока
№ Этапы урока Дозировка времени Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Организационно-мотивационный этап 1 мин. Беседа с учащимися - Приветствие
- Сколько вам лет?
- Какой по счёту сейчас урок?
- Сколько цветов у радуги?
- В каком классе вы учитесь?
- Сколько дней в этом месяце?
- На каком этаже находится наш класс?
- Сколько сегодня у вас уроков?
- Какое сегодня число?
- Приветствие
- Отвечают на вопросы Коммуникативные: построение речевых высказываний
Регулятивные: Активная позиция в учебной деятельности
Личностные: положительное отношение к учёбе
2 Актуализация знаний 3 мин Уточнение, систематизация знаний об имени числительном
- Что общего между вашими ответами и датой сегодняшнего урока
- Все эти слова объединяются в одну часть речи. В какую?
Записывают дату
- Имеют числовое значение
- Имя числительное
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний;
Личностные: самоопределение. Чувство необходимости учения
3 Постановка проблемы Осознание границы «знаю», «не знаю» -Эта часть речи вам знакома?
- Что вы знаете о числительном?
- Как вы думаете, на какие вопросы отвечает имя числительное?
- Попробуйте разделить данные числительные на две группы?
- Почему вы выполнили задание по-разному?
- По-вашему, каким членом предложения является имя числительное?
- Давайте определим тему сегодняшнего урока? - да
- Самостоятельная часть речи, обозначает число
Делят на группы числительные: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый- Имя числительное как часть речи
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний и осознание необходимости нового знания.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
4 Целеполагание 1 мин Определение и формулирование цели урока - Значит, что мы узнаем на этом уроке?
-Чтоб достичь цели нашего урока, мы пройдём через лестницу знаний. Как, по-вашему, это будет происходить?
- узнаем определение имени числительного, грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.
Варианты ответов Познавательные: умение определять и формулировать цель учебной задачиЛичностные: осознание границ знания и незнания
Регулятивные: познавательная потребность, направленная на получение нового знания
Коммуникативные: построение речевых высказываний
5 Решение учебной задачи


Физкультминутка 2 мин
5 мин
1 мин
5 мин.
3 мин
5 мин Работа в группах
«Открытие» приема распознавания количественных и порядковых числительных
Работа в группах
Работа в группах
Знакомство с историей происхождения числительных
«Открытие» приема различения имен числительных от других частей речи
Работа в группах - Вспомните, на какие вопросы вы отвечали в начале урока?
- Значит, имя числительное отвечает на вопросы…
- Что обозначает имя числительное?
- Попробуйте в группах сформулировать определение
- Откройте учебник на страницу 145.
- Правильно ли вы сформулировали определение?
-Теперь внимательно смотрим на слайд. Что ещё вы можете сказать об именах числительных, смотря на эти рисунки?
- Какой сделаем вывод?
-Давайте-ка определим разряды имён числительных, которые вы использовали в ответе в начале урока.
.
-Вспоминаем определение. Там, кроме того, что имена числительные делятся на количественные и порядковые, что мы ещё узнали?
- Давайте мы это проверим в деле
- Ребята, вы раньше склоняли имена числительные по падежам? А не кажется ли вам странным то, как просто вы изменили числа по падежам? Как вы думаете, почему? (знакомит с историей числительных)
- Перед нами возникает ещё одна задача. Как же можно отличить имя числительное от других частей речи.
Морфологический бой. (Учитель называет слова, а ученики определяют, какая это часть речи)
Двойник, три, пятиэтажный, двадцать два, трёхместный, двойка за ответ, столетний, пятидесятый, утроить, пятак, семнадцатый.- И последнее, что мы должны узнать об именах числительных за этот урок – это его синтаксическая роль в предложении.
- Какой вывод сделаем?
- Сколько вам лет?
- Какой по счёту сейчас урок?
- Сколько? Какой?
-Число, количество
Пишут определение в группах, сопоставляют с научным определением.
-
В первом рисунке видим цифры один, два, три, а во втором рисунке – первый, второй.
Вывод: имена числительные делятся на количественные и порядковые?
Определяют разряды числительных. Работа с карточкой.
- имена числительные изменяются по падежам
Изменяют по падежам слова шесть, шестой
-они похожи на имена сущ. и им. прил.
Найти лишнее
Два, второй, удвоить.
Три, тройка, тринадцатый.
Семидневный, семь, семидесятый.
- По вопросу
- имена числительные можно написать цифрами и прописью, а другие части речи только прописью.
Делают синтаксический разбор предложений Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Умение определять оптимальные способы решения учебной задачи. Умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.
Личностные: социальное сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.
Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.
6 Закрепление 2 мин Работа в группах. Истолкование значения пословицы.
Обобщение полученных знаний при помощи кластера. - Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения. Вам даны упражнения разной сложности: под звёздочкой – это задание повышенного уровня, при его выполнении вы ещё углубите свои знания о числительных.
Под квадратом – это совсем простенькое задание, где вы ещё раз можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выберите из них задание, которое посильно вам и проверьте себя.
- Проверим ваши работы. Кто выполнил задание под квадратиком, поднимите руки.
-кто выполнил задание под звёздочкой, поднимите руки. (самооценка)
-Ребята, как можно истолковать значение пословицы «Один ум хорошо, а два ума лучше»? Какое отношение имеет эта пословица к нашему сегодняшнему уроку?
- Подытожим полученные знания. Вам даны кластеры, где допущены ошибки. Вы должны их исправить и рассказать о числительном. Работают с карточками
Работают с кластером в группах
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний
7 Рефлексия 2 мин Оценивание учебного действия, понимания нового материала, способа учебного сотрудничества. - Пусть каждый оценит свою работу на уроке. Мне больше всего удалось…….
Я могу себя похвалить за…..
Меня удивило……..
Для меня было открытием……
На мой взгляд, не удалось……., потому что…
На будущее я учту……… Регулятивные: уметь выделять предмет оценивания – учебные действия, способы сотрудничества.
Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха.