Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет по познавательному развитию Тайна дрожжей. Или Почему у хлеба так много дырочек


Методическая разработка - Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет по познавательному развитию
Тема: «Тайна дрожжей или Почему у хлеба так много дырочек»
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Интеграция видов деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная.
Задачи:
- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования
- формирование конкретных представлений о дрожжах и их свойстве «оживать» (питаясь сахаром);
- систематизация знаний детей о некоторых свойствах сахара, воды, воздуха
- развитие умений наблюдать, сравнивать, анализировать объект; обобщать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы;
- закрепление умения фиксировать информацию с помощью опорных карточек, расширение словаря детей за счет свойств материалов
- формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов и работе в лаборатории
- воспитание аккуратности в работе, умения работать в коллективе
Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций о хлебе; экспериментирование с колосьями, посевами овса, пшеницы, опыты с водой, сахаром, воздухом; экскурсия в школьную библиотеку за получением информации об истории и составе хлеба.
Материал:
для введения в тему: выставка хлебобулочных изделий, кусочки хлеба для дегустации, презентация «Хлеб – всему голова», проектор, экран, ноутбук, панно «Каравай», карточки с элементами деятельности для рефлексиидля непосредственно игры: карта маршрута, карточки для обозначения лабораторий
для лаборатории энциклопедий и словарей: мини-библиотека, энциклопедии, словари, научные книги, выдержки из энциклопедии об истории и прошлом дрожжей, иллюстрации о производстве хлеба, дрожжей, картинки с различными видами хлеба
для лаборатории опытов и экспериментов, микроисследований, измерений: микроскопы, весы, измерительные приборы, лупы, бутылочки с водой, воздушные шарики, дрожжи разного вида, сахар, ложечки, баночки, салфетки, воронки, пипетки, карты-схемы последовательности выполнения опытовдля художественной лаборатории: баночки с краской, трубочки, листы бумаги, салфетки влажные, панно «Хохломская чаша», на каждого – бублик из бумаги ИКТ – материалы: видео презентацию об истории дрожжей, видео выставку «Хлеб – всему голова» (https://youtu.be/40phxucsbXE ), видео журнал «Хочу все знать» ( https://youtu.be/jt-DHSmBpzo ), фрагмент мультфильма «Как у Лунтика убежало тесто» (https://youtu.be/AkIRpYSGgHk )
Технологическая карта
Этап Деятельность воспитателя Деятельность детей
Первый – вводный – мотивационно – побудительный
https://youtu.be/a3N8hxMKphw
Организация детей: ненавязчивое переключение внимания на предстоящую деятельность Поддержка интереса детей, создание эмоционального настроя
Подача установки на решение проблемно - игровой ситуации Внесение в образовательную среду группы выставки хлебобулочных изделий и подготовка блюда для дегустации
- Что вы видите? Перечислите хлебобулочные изделия
Проводит дегустацию хлеба
- Какой хлеб по вкусу
Поддерживает инициативу детей найти ответ на поставленный вопрос
- В хлебе много дырочек – это работа дрожжей
Предлагает отправиться к Орешку знаний и посмотреть отрывок из киножурнала «Хочу все знать!»
От его лица предлагает принять участие в Квест-игре «Тайна дрожжей»
Необходимо включиться в квест-игру, действовать, согласно маршруту Рассматривание выставки
Рассуждения, перечисление разновидностей изделий
Дегустация хлеба Ответы детей
Желание задать познавательный вопрос «Почему в хлебе так много дырочек?»
Желание найти ответ
Просмотр отрывка
Рассматривают карту квест-игры, определяют, куда пойдут сначала
Второй этап - основной – поисковый и практический
Лаборатория энциклопедий и словарей – постановка цели, решение задач поискового характера
Подача нового материала и закрепление полученного ранее
https://youtu.be/vIpuizsLppA Предлагает отправиться в библиотеку
Ненавязчиво дает возможность детям рассмотреть все, что находиться на столах – иллюстрации о производстве хлеба, дрожжей, картинки с различными видами хлеба
Обращает внимание на энциклопедию, в которой есть информация об истории дрожжей
Знакомит детей с историей дрожжей (зачитывает рассказ) (https://yadi.sk/i/TkYSGxYC36Mhvo ) и использует презентацию об истории дрожжей
Подводит к выводу, что благодаря работе дрожжей, хлеб становится рыхлым, пышным и очень вкусным.
Предлагает посетить лабораторию экспериментов и проверить, как работают дрожжи Отправляются в библиотеку
Рассматривают картинки, иллюстрации, энциклопедии
Задают вопросы
Слушают рассказ, задают вопросы по содержанию
Делают вывод, подтверждающий роль дрожжей в качестве хлеба
Изучают карту, определяют, куда идти дальше
Лаборатория опытов и экспериментов, микроисследований, измерений – решение задач поисково-исследовательской направленности
https://youtu.be/jYYSp5_LgOg Предлагает надеть халаты – перевоплотиться в ученых-исследователей
- Что делают в лаборатории?
- Для чего мы пришли в лабораторию?
Предлагает посетить первый отдел лаборатории - отдел опытов и экспериментов (на доске подсказка последовательности действий в лаборатории)
- Что вы видите на столе?
Обращает внимание на тарелочку с сухими дрожжами
- Какие дрожжи (по цвету, по форме, по размеру)
Обращает внимание на другой вид дрожжей (сырые)
- Что это? Предлагает обследовать
Делает вывод, что сухие дрожжи (в гранулах) спят
Предлагает разбудить спящие дрожжи, а для этого перейти в другой отдел – отдел измерений, чтобы взять необходимое количество дрожжей
- Для того чтобы сделать опыт с дрожжами, необходимо их взвесить.
- Для опыта нам понадобиться одна чайная ложка дрожжей и одна чайная ложка сахара
Предлагает произвести измерение
- В одной чайной ложке – 5 грамм сыпучего вещества, поэтому на одну чашку весов мы ставим гири, каждая гиря по 1 грамму. Сколько нужно взять гирь?
- Правильно – 5. А на другую чашу весов, что мы должны положить?
Предлагает выполнить эту часть измерения
Уточняет, помогает, подсказывает (надо, чтобы весы были ровными)
- А теперь, что нам надо сделать?
- Да, нам надо отмерить нужное количество сахара. Как мы будем это делать?
Подсказывает. – Нужно убрать гири и вместо них насыпать сахар. Сколько будем сыпать сахара?
- Правильно. Столько же, сколько и дрожжей. Уточняет о том, что весы должны быть ровными
После выполнения задания задает уточняющие вопросы для вывода: Что мы делали? Как мы делали? Сколько грамм дрожжей и сахара вам было нужно? А как мы узнали, что у нас 5 грамм?
Предлагает взять по 5 грамм сахара и дрожжей и отправиться в отдел опытов и экспериментов для выполнения опыта
Обращает внимание на оборудование для опытов, расположенное на столе
- Что нам понадобится, чтобы разбудить дрожжи?
Предлагает проделать опыт.
- Нам необходимо взять кувшин с теплой водой, налить немного воды в стаканчики (уточняет, какая водичка). Теперь насыпаем в стакан дрожжи, размешали, посмотрели. Что получается? Высыпаем сахар, размешиваем и смотрим, как наши дрожжи просыпаются (уточняет у детей, что делают дрожжи, что происходит с ними).
Подводит к выводу, что в стакане появились пузырьки, то есть дрожжи начали просыпаться и кушать сахар, ведь они питаются сахаром.
Делает уточнение, что нужно немного времени, чтобы дрожжи наелись.
А пока мы перейдем с вами в отдел микроисследований и посмотрим, что же все-таки происходит с нашими дрожжами
Обращает внимание на микроскопы.
- Что вы видите на стеклышках? Какие дрожжи? Как они выглядят?
- А теперь посмотрите на дрожжи под микроскопом. Что мы видим? Какие они?
- А теперь перейдем за другой стол и посмотрим на дрожжи, в которые добавили немного воды.
- Что с ними произошло? Как они теперь выглядят?
Делает вывод: дрожжи ожили, появились пузырьки
Предлагает вернуться в отдел опытов и экспериментов.
Дает задание:
- Для продолжения опыта нам нужно перелить наши дрожжи из стакана в бутылку
При переливании еще раз закрепляет свойства дрожжей: дышат, оживают
Задает вопрос:
- Мы с вами дышим? А как это происходит? (вдыхаем – кислород, а выдыхаем – углекислый газ)
Дает возможность проверить, живые дрожжи или нет.
Предлагает надеть воздушные шарики на горловину бутылки.
- Что будет с шариком?
- Да, правильно, дрожжи дышат, и шарики надуваются
Показывает шарик на бутылке, приготовленной заранее, дает потрогать, насколько шарик упругий. Предлагает рассмотреть свои бутылки с шариками.
Делает вывод – шарик постепенно наполняется газом, значит дрожжи живые, они дышат.
Уточняет представления детей о проделанном опыте и говорит о том, что мы разгадали тайну дрожжей.
Предложила отправиться в Художественную лабораторию Надевают халаты,
Ответы детей
Найти ответ на вопрос
Подходят к столу
Дети перечисляют
Рассматривают сухие дрожжи
Ответы детей
Обследуют сырые дрожжи: трогают, нюхают, мнут
Сравнивают разные виды дрожжей
Хотят разбудить дрожжи, а для этого переходят к другому столу, где находиться отдел измерений
Слушают указания
Проводят измерение
Ответы детей
Проделывают опыт
Ответы детей
Рассуждения детей
-Одинаковое количество, столько же, сколько и…
Дети выполняют
Ответы детей
Делают выводы
Отправляются в отдел опытов и экспериментов
Дети перечисляют
Дети поэтапно проделывают опыт после указаний педагога
Рассуждения детей
Делают вывод
Переходят в другой отдел
Ответы детей
Наблюдают за дрожжами под микроскопом: сначала за сухими, потом за дрожжами с добавлением небольшого количества воды
Делают вывод
Возвращаются обратно
Выполняют поэтапно указания педагога
Закрепляют свойства дрожжей
Ответы детей
Проверяют, живые дрожжи или нет
Поэтапно выполняют задание
Ответы детей
Наблюдают, трогают
Делают вывод
Делают вывод о тайне дрожжей
Отправляются дальше по карте – в Художественную мастерскую
Художественная лаборатория – решение задач поисково-исследовательской и изобразительной деятельности
https://youtu.be/z00U-qUwMu4 - Что мы узнали в лаборатории опытов и экспериментов? Какие дрожжи? Во что они превращаются?
Предлагает превратиться в дрожжи
- Вокруг себя вы повернитесь и в дрожжи превратитесь
Предлагает сесть за столы и приготовить с помощью пузырьков бублики. Затем разместить бублики на панно и отнести на выставку
При выполнении задания помогает детям, задает наводящие вопросы
После изготовления бубликов размещает их на чаше. Обсуждает с детьми, что получилось, с помощью какого приема получились такие необычные бублики
Предлагает отправиться обратно в группу (согласно карте) Ответы детей
Превращаются в дрожжи
Выполняют задание. С помощью пузырьков раскрашивают бублики
Готовые бублики размещают в чаше
Рассуждения детей
Отправляются в группу
Третий этап - заключительный – рефлексивно-оценочный
https://youtu.be/mIo3TaxJGuo
Подведение итога деятельности
Рефлексия
Положительная дифференцированная оценка
Перспективы Предлагает рассмотреть на столе картинки с элементами деятельности детей.
Задает вопросы
- Что вам понравилось больше всего
Предлагает выбрать опорные карточки и прикрепить их на Каравай дружбы
- Узнали тайну дрожжей?
Подводит итог и предлагает ответу на вопрос «Почему в хлебе много дырочек» посвятить очередной номер журнала группы, в который занести результаты исследований
Дала установку на дальнейшее знакомство с дрожжами и хлебом в Музее Хлеба и на Хлебозаводе
Как сюрприз, предлагает просмотр фрагмента мультфильма «Как у Лунтика убежало тесто» и возможность поблагодарить Орешек знаний за помощь в раскрытии тайны Вернулись в группу, взяв экспонаты опыта для дальнейшего исследования
С удовольствием рассказали о том, чем занимались, где были и что делали.
Проработали опорные карточки с последовательностью проведенных опытов
Выбрали понравившиеся элементы деятельности, изображенные на карточках, и создали замечательный Каравай дружбы.
В подарок получили интересный мультфильм.
Приложения Слайд-шоу фотографий образовательной деятельности - https://youtu.be/60nPcsSO6zM
Презентация к образовательной деятельности - https://yadi.sk/i/IoT2zBte36Mdqg
Дополнительный материал:
- Путешествие Колобка. Как хлеб на стол пришел - https://yadi.sk/i/IoT2zBte36Mdqg- Полезны или вредны дрожжи - https://yadi.sk/i/53T5ybsI36MdsC
- Песня о хлебе - https://youtu.be/VN33VyMrE3Q- По секрету всему свету. Как получается хлеб - https://youtu.be/Aw99XvegmG8- Удивительный мир. Откуда берется хлеб - https://youtu.be/j2fiQ3eBCeg