Технологическая карта урока по русскому языку Подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского Сирень в корзине


Технологическая карта урока русского языка
«Подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
5 класс
Характеристика этапов урока
Этап урока Дидактические материалы Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование
УУД
(универсальных
учебных
действий)
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности Эмоциональная и психологическая подготовка к усвоению материала
Вступительное слово.
-Давайте определим свое настроение:
-отличное;
-хорошее;
-не совсем готовы Внимательно слушают.
Поддерживают беседу. Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: работают в парах
Актуализация и пробное учебное действие. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме: «Описание натюрморта». Просмотр мультимедийной презентации. -Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа – написание сочинения-описания.
Отгадайте загадку:
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется… (сирень). (слайд 1)
Рассказ о родине сирени.
Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступалавесна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники любили изображать сирень. Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.
(слайд 2) 
П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. (слайд 3). «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский», - писал Вс.Иванов. Художник писал цветы  так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и  сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и  любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». Посмотрите на эти работы художника. (слайд 4) Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем.
Личностные: мотивация к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют решения умственных задач; анализ, синтез, сравнение, классификация, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Выявления мест затруднений и их причины Эвристическая беседа.
-  Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень». (слайд 5)
- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).
- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена  свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).
- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой  и  розоватой сирени.)  
- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)
- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные,   свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)
- Тщательно ли выписаны художником лепестки,  листочки, веточки сирени? (Не совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени) Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все   лепесточки сирени. Ему важен целостный образ букета.
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки,  очень много.)  
- Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья   освещены по-разному: вверху слева листья светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные)
- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими  эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).
-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная… (дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная)
- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы.   Верхнюю часть корзины скрывают  листья и свисающие гроздья сирени.)
- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены     с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)(слайд 6)
- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от  этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами. Послушайте прекрасные строки, посвящённые этим цветам.(слайд 7)
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, способность к самооценке.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы
4. Физминутка А теперь отдохнем немного. (слайд 8)
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,Эти лёгкие движенияПредлагаю тебе повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,Вправо, влево побыстрей.Удивимся – что такое?И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,Словно стрелочка часов,Проведём глазами дружноНу а дальше – будь готов.
Теперь и вы все отдохнули,Новая забота:Нужно сделать на «отлично»Классную работу.
Выполняют физические упражнения. 5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности. Составление плана сочинения. Чтобы написать сочинение, надо составить план.
Вопросы:
Нравится ли вам картина?
Какое настроение вызывает?
Почему настроение радостное?
Удалось ли передать красоту сирени в картине?
Какой цвет является основным?
Какого цвета сирень?
Что на переднем и на заднем плане?
План:
Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.  
Основная часть.
а)Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.
б)Корзина. Фон натюрморта.
Заключение. Впечатление от натюрморта.
Формулируют собственные мысли, высказывают точку зрения, доказывая ее.
Составляют план сочинения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию .
Контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Контролирует правильность выполнения задания.
Составление черновиков сочинения.
-Чтобы сочинение получилось интересным, продумайте, что вы хотите написать, проговорите предложение целиком, а потом пишите.
-Подберите слова, в правописании которых вы не уверены, и обратитесь к словарю Формулируют собственную мысль, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Письменная работа Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют решения умственных задач; анализ, синтез, сравнение, классификация, устанавливают причинно-следственные связи.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск информации.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.
7. Рефлексия. Заключительная беседа по вопросам. -Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности возникали в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
-Дайте оценку нашей работе (с пом-ю карточек). Определяют свое эмоциональное состояние Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к получению новых знаний и умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.