Адаптированная рабочая программа по ручному труду для 3 Л класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
ДЛЯ 3 – Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор – составитель программы –
учитель начальных классов
Мелешина Е. Н.
Москва 2014 Пояснительная записка.
Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” под редакцией И.М. Бгажноковой.
Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным развитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра. Кроме этого, отмечаются значительные нарушения моторики. Дети испытывают значительные затруднения при вырезывании деталей, при ориентировки на листе бумаги. Планировать свою деятельность самостоятельно не могут. Поэтому в программу не включена работа с металлоконструктором, тканью и обучению шитью. Темы подобраны так, чтоб заинтересовать детей, и соответствию их умений с небольшим усложнением.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы: — совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); — действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования; — действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета; — выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»; — предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.; — соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; — обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования; —использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой
деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др. Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Цель обучения: формировать навык работы с различными материалами, создавать работы, соблюдая пропорции
Задачи обучения ручному труду:
. Совершенствовать навык вырезывания ножницами по прямой, кривой линии
. Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств
. Формирование практических умений в разных видах художественно- изобразительной деятельности
. Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно
. Формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности
. Развитие познавательной активности, формирование приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения
. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учеников
. Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
Основные разделы программы.
Работа с природными материалами (Засушенные листья, каштаны, желуди; крупа)
5 ч.
Аппликация из бумаги
17 ч.
Работа с пластилином (изготовление фигурок из отдельных частей, пластилинография, налеп из пластилина)
15 ч.
Складывание бумаги
11 ч.
Работа с нитками
6 ч.
Работа с подручным материалом
1 ч.
Работа в технике папье- маше4 ч.
Комбинированные работы
9 ч.
Основные знания и умения:
Учащиеся должны знать:
. Названия материалов для поделок и их свойства
. Возможности использования изученных материалов
. Названия объектов работы
. Названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов
Учащиеся должны уметь:
. Выбирать операции, специфические для данного материала
. Самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец, предметную карту
. Составлять простейший эскиз (как элемент планирования)
При оценивании деятельности детей на уроке обращается внимание на аккуратность выполнения, уровень самостоятельности при выполнении (в соответствии с возможностями).
Календарно - тематическое планирование

п/п Дата Тема урока
1 02.09 Лепка шариков из пластилина; тема “Неваляшка”
2 04.09 Лепка из одного куска пластилина; тема “Тарелка”
3 09.09 Аппликация обрывочная; тема “Осеннее дерево”
4 11.09 Создание поделки из природного материала;
тема “Грибы”
5 16.09 Налеп из пластилина; тема “Лист дуба”
6 18.09 Налеп из пластилина; тема “Лист дуба”
7 23.09 Вырезывание листьев рябины из сложенной бумаги
8 25.09 Аппликация; тема “Ветка рябины”
9 30.09 Лепка из пластилина; тема “Паучок с паутиной”
10 02.10 Лепка из пластилина; тема “Божья коровка”
11 07.10 Аппликация из цветной бумаги; тема “Геометрический орнамент”
12 09.10 Лепка из пластилина;
тема “Морской котик - циркач”
13 14.10 Аппликация из цветной бумаги; тема “Рыбка”
14 16.10 Поделка из рулона от туалетной бумаги;
тема “Осьминожек”
15 21.10 Налеп из пластилина; тема “Осенние листья”
16 23.10 Аппликация из природного материала;
тема “Ежик и дом”
17 28.10 Коллективная работа из природного материала; тема “Осень в парке”
18 30.10 Аппликация из пшена;
тема “Жираф”
19 11.11 Аппликация из чечевицы;
тема “Крокодил”
20 13.11 Изготовление закладки для книг
21 18.11 Пластилинография; тема “Ежик”
22 20.11 Аппликация из кружков;
тема “Птицы”
24 25.11 Плетение косички из толстых ниток
24 27.11 Изготовление панно из плетеных косичек
25 02.12 Создание объемных цветов из бумаги
26 04.12 Аппликация из объемных цветов; тема “Елка”
27 09.12 Лепка из пластилина;
тема “Медведь”
28 11.12 Аппликация из бумаги; тема “Гирлянда”
29 16.12 Налеп из пластилина; тема “Новогодние шары”
30 18.12 Изготовление елочной игрушки из картона и ваты; тема “Дед Мороз”
31 23.12 Изготовление выпуклой поздравительной открытки
32 25.12 Изготовление выпуклой поздравительной открытки
33 13.01 Изготовление складной игрушки из бумаги;
тема “Лягушка”
34 15.01 Изготовление складной игрушки из бумаги;
тема “Мышонок”
35 20.01 Лепка из пластилина из отдельных частей;
тема “Заяц”
36 22.01 Мозаичная аппликация; тема “Петушок”
37 27.01 Изготовление объемной ребристой игрушки из повторяющихся деталей; тема “Груша”
38 29.01 Знакомство с техникой папье – маше39 03.02 Техника папье – маше; тема “Помидор”
40 05.02 Техника папье – маше; тема “Огурец”
41 10.02 Техника папье – маше; тема “Свекла”
42 12.02 Работа с бумагой; тема “Плетеный коврик”
43 17.02 Работа с бумагой; тема “Плетеный коврик”
44 19.02 Изготовление открытки к Дню защитника Отечества
45 24.02 Работа с бумагой; тема “Вертушка”
46 26.02 Лепка из пластилина из отдельных частей;
тема “Дракончик”
47 03.03 Аппликация из крупы; тема “Ветка вербы”
48 05.03 Изготовление открытки к празднику 8 Марта
49 10.03 Складывание из бумаги; тема “Бабочка”
50 12.03 Работа с нитками; тема “Гномик”
51 17.03 Работа с нитками; тема “Гномик”
52 19.03 Коллективная аппликация; тема “Весна”
53 02.04 Изготовление сувенира из цветной бумаги и ниток
54 07.04 Работа с нитками; тема “Куколка”
55 09.04 Работа с нитками; тема “Куколка”
56 14.04 Лепка из пластилина;
тема “Птичка”
57 16.04 Аппликация из бумаги; тема “Пасхальное яйцо”
58 21.04 Лепка из пластилина;
тема “Чайная посуда”
59 23.04 Коллективная аппликация; тема “Деревья весной”
60 28.04 Изготовление складной игрушки; тема “Шляпа”
61 30.04 Аппликация; тема “Первые цветы”
62 05.05 Изготовление поздравительной открытки к дню Победы
63 07.05 Коллективная аппликация; тема “Мой город”
64 12.05 Коллективная аппликация; тема “Мой город”
65 14.05 Лепка из пластилина;
тема “Сказочный домик”
66 19.05 Мозаичная аппликация; тема “Солнышко”
67 21.05 Изготовление цветов из гофрированной бумаги
Список учебно - методической литературы.
1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно- методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007
2.Программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.